Институт надзора в Административном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть институт надзора в административном праве России.
В соответствии с целью мы ставим следующие задачи:
- изучить понятие и субъекты административного надзора;
- раскрыть содержание института надзора;
- рассмотреть правовые основы надзорного производства;

Содержание

Введение……..………………………………………………………………….…3

1. Институт надзора в административном праве России……………………….4
1.1 Понятие и субъекты административного надзора…………………………..4
1.2 Содержание института надзора в административном праве.………………8

2. Правовые основы надзорного производства…………...…………………...12

3. Виды административного надзора…………………………………………...15
3.1 Государственный санитарно - эпидемиологический надзор……………..15
3.2 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения……....20
3.3 Государственный пожарный надзор……………………………………..…24

Заключение………………………………………………………………………27

Список использованной литературы…………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

основ.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, институт надзора в административном праве представляет собой один из основополагающих предметов ведения данной отрасли права и является ничем иным, как  одним из важнейших способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовые основы  надзорного производства

Институт надзора - необходимый институт для обеспечения безопасности граждан, общества и государства. Но обилие надзорных органов, неупорядоченность контрольных мероприятий имеют и негативный эффект: масса времени, сил и средств затрачивается в связи с проверками, что затрудняет созидательную деятельность, отвлекает от работы многих работников предприятий и учреждений; создаются условия для излишнего государственного вмешательства в деятельность поднадзорных и для коррупции; в одних организациях проверки проводятся часто, иногда их проверяют сразу несколько надзорных органов, а другие организации длительное время никто не проверяет.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидyaльныx предпринимателей6 при проведении государственного контроля (надзора)» принят с целью защиты прав поднадзорных и упорядочения надзорной деятельности. Все мероприятия по контролю Закон делит на плановые и неплановые. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Внеплановые проверки могут проводиться при наличии определенных поводов:

а) выявления в ходе плановой проверки нарушений обязательных правил и необходимости контроля за устранением такиx нарушений;

б) получения информации о возникших угрозах жизни и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде;

в) обращения граждан, организаций с жалобами на нарушения их прав и законных интересов.

Внеплановые мероприятия по контролю могут проводиться по мотивированному решению органа государственного контроля(надзора), в том числе в отношении иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих соответствующие однородные товары (работы, услуги) и (или) объекты.

Процессуальным основанием для проверки конкретного объекта является акт (распоряжение, приказ) компетентного государственного органа. В акте должно быть сказано, когда начинается проверка, где и кем она проводится. Продолжительность мероприятий по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц. Должностное лицо, осуществляющее контрольные мероприятия, обязано:

- посещать объекты надзора  только во время исполнения  служебных обязанностей;

- предъявлять служебное  удостоверение и распоряжение, на  основании которого проводится  проверка;

- предоставлять должностным  лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

- знакомить с результатами  мероприятий по контролю;

- по итогам проверки  составить акт установленной формы в двух экземплярах, один из которых вручить под расписку законному представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю) ;

- не распространять охраняемую  законом тайну;

- принять меры по фактам  выявленных им нарушений;

- доказывать законность своих действий, если они будут обжалованы.

При проведении проверок должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требовании, не относящихся к их компетенции, изымать оригиналы проверяемых документов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета мероприятий по контролю, куда вносятся основные сведения о проведенной проверке и ее результатах. Они обязаны представлять документы, информацию, образцы, которые являются объектами надзорных мероприятий, а также обеспечивать по требованию органов надзора присутствие своих представителей при проведении контрольных мероприятий.

Должностные лица юридического лица, индивидуальные предприниматели и их представители вправе:

- непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- получать информацию, предоставление  которой предусмотрено нормативными  правовыми актами;

- знакомиться с результатами  мероприятий по контролю и  указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями проверявших их должностных лиц;

- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного  контроля (надзора) в административном  и (или) судебном порядке.

Таким образом, можно сделать вывод, что базовой правовой основой  надзорного производства является Федеральный Закон  «О защите прав юридических лиц и индивидyaльныx предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», согласно которому, всё то, что связано с надзорным производством регламентируется законодательством Российской Федерации и отклонение от установленных норм карается законом.

 

3. Виды административного  надзора

3.1 Государственный  санитарно - эпидемиологический надзор

Санитарные правила и гигиенические нормативы устанавливают критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благoпpиятныx условий его жизнедеятельности7. Они определяют поведение индивидуальных и коллективных субъектов по обеспечению благоприятного для жизни и здоровья людей состояния окружающей среды. Они направлены на предупреждение распространения и ликвидацию инфекционных, иных массовых заболеваний и отравлений. Санитарные правила являются общеобязательными, их должны соблюдать все организации, все граждане. Специализированный надзор за соблюдением санитарноских правил осуществляется органами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ (органами госсаннадзора). Основной документ, регулирующий ее деятельность, - Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Однако нормы, регулирующие санитарно- демиологический надзор, содержатся и во многих других нормативных актах.

 Государственная санитарно-эпидемиологическая служба входит в систему Министерство здравоохранения Российской Федерации. Ее возглавляет первый заместитель министра, который по должности является Главным государственным санитарным врачом России и начальником соответствующего структурного подразделения центрального аппарата Минздрава России. В субъектах Федерации, городах и районах действуют центры госсаннадзора. Их руководители по должности являются главными государственными врачами соответственно субъектов Федерации, городов и районов. Центры госсаннадзора отнесены к федеральным органам, они подчиняются по вертикали вышестоящим звеньям этой службы.

В систему органов государственной санитарно-эпидемиологической службы, кроме того, входят разнообразные санитарно-профилактические учреждения (лаборатории, дезинфекционные станции, дома санитарного просвещения и др.), научно- исследовательские и иные организации.

Наряду с общегосударственной системой госсаннадзора, который контролирует деятельность всех граждан, а также всех организаций независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, существуют ведомственные санитарные службы. Они созданы в министерствах обороны, внутренних дел, в Федеральной службе безопасности России и в ряде других федеральных ведомств.

В деятельности госсаннадзора можно выделить следующие направления работы. Во-первых, он осуществляет нормативное регулирование, обеспечивает создание системы санитарного нормирования, организует разработку федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов, утверждает и издает их, разрабатывает формы государственной и ведомственной статистической отчетности о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выполнении гигиенических и противо-эпидемических мероприятий. В ст. 38 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сказано, что главные государственные санитарные врачи субъектов РФ имеют право утверждать в установленном порядке временные санитарные правила и вводить их в действие.

Во-вторых, огромна по разнообразию и объему предупредительная деятельность органов госсаннадзора. Их организационно-массовая работа - это санитарная пропаганда, санитарное воспитание, обучение, учет и анализ санитарных нарушении. Данные органы координируют работу ведомственных санитарных служб, разрабатывают и вносят в соответствующие организации предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства, по разработке программ социального и экологического развития, охраны здоровья, окружающей среды, улучшения условий труда. Они выявляют причины возникновения и распространения инфекционных, профессиональных, иных массовых заболеваний и отравлений, а затем разрабатывают и осуществляют необходимые мероприятия.

Санитарные учреждения осуществляют ряд медицинских анализов, обеззараживание помещений, участвуют в разработке программ повышения санитарно-эпидемиологического благополучия и т. д.

Они могут принимать решения:

- о временном отстранении  от работы граждан являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы;

- о проведении лабораторного  обследования и медицинского  наблюдения за гражданами, контактировавшими  с больными инфекционными заболеваниями;

- об обязательной госпитализации  инфекционных больных и граждан  с подозрением на инфекционное  заболевание представляющих опасность  для окружающих;

- о проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации в  очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;

- о проведении профилактических  прививок населению или отдельным  группам граждан по эпидемиологическим  показателям. Федеральный закон от 30 марта 1999 г.№52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».8

В-третьих, в работе госсаннадзора большое место занимает предварительный контроль. Прежде всего, это санитарные анализы, экспертизы проектов строительства сооружений выпуска пищевой и иной продукции, пригодности помещений, территории для определенной деятельности. Без заключения о соответствии санитарным правилам нельзя выпускать многие виды продукции, строить большинство сооружений, начинать работу детских и образовательных учреждений.

Разработка и постановка на производство тары посуды и упаковочных материалов, применение пищевых добавок и других веществ разрешаются только на Основании гигиенической оценки их соответствия санитарным требованиям и заключения санитарно-эпидемиологической службы.

В-четвертых, в целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний проводятся регулярные санитарные обследования работников торговли, пищевых предприятий. Сотрудники соответствующих организаций должны систематически проходить медицинские осмотры как при приеме на работу, так и впоследствии. Для получения необходимой информации должностные лицa государственной санитарно-эпидемиологической службы вправе беспрепятственно посещать и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан; запрашивать у организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы.

В-пятых, органы госсаннадзора пресекают нарушения санитарных правил. В этих целях организациям и гражданам могут быть сделаны предписания о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных наpyшeний. Сотрудниками этого надзора широко используется право приостанавливать впредь до устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения прекращать9:

- работы по проектированию и строительству, а также введение в эксплуатацию законченных строительством, реконструиpoванныx объектов;

-эксплуатацию действующих  предприятий, отдельных производственных  цехов, участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности;

- производство, хранение, транспортировку  и реализацию продовольственного  сырья и пищевых продуктов, использование  воды (водоисточников) для питьевых  и культурно-оздоровительных целей.

В-шестых, органы государственной санитарно- эпидемиологической службы вправе привлекать виновных в нарушении санитарных правил к ответственности. Уполномоченные на то должностные лица могут составлять протоколы об административных правонарушениях, совершать иные процессуальные действия. За совершение санитарных правонарушений должностным лицам и гражданам могут быть назначены административные наказания в виде предупреждения и штрафа.

Главные санитарные врачи вправе также направлять в компетeнтныe органы материалы о санитарных нарушениях и ставить вопросы о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Они могут также предъявлять требования о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан, и расходов лечебно- профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей10.

Информация о работе Институт надзора в Административном праве