Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 13:37, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть институт надзора в административном праве России.
В соответствии с целью мы ставим следующие задачи:
- изучить понятие и субъекты административного надзора;
- раскрыть содержание института надзора;
- рассмотреть правовые основы надзорного производства;
Введение……..………………………………………………………………….…3
1. Институт надзора в административном праве России……………………….4
1.1 Понятие и субъекты административного надзора…………………………..4
1.2 Содержание института надзора в административном праве.………………8
2. Правовые основы надзорного производства…………...…………………...12
3. Виды административного надзора…………………………………………...15
3.1 Государственный санитарно - эпидемиологический надзор……………..15
3.2 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения……....20
3.3 Государственный пожарный надзор……………………………………..…24
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………...28
На основе вышеперечисленного следует, что санитарно - эпидемиологический надзор – это вид надзора, направленный на осуществление исполнения санитарных правил и гигиенических нормативов, а также требований к обеспечению благoпpиятныx условий жизни человека.
3.2 Государственный
надзор за безопасностью
Проблема обеспечения безопасности дорожного
движения имеет огромное социальное и
экономическое значение. Ежегодно в России
совершается большое количество дорожно-транспортных
происшествий (ДТП), в которых погибают
более 30 тысяч человек. Многие участники
дорожного движения получают ранения
различной тяжести. При этом подавляющую
часть погибших и пострадавших в ДТП составляют
люди активного трудоспособного возраста,
дети и подростки. Экономические потери
от дорожно-транспортных происшествий
ежегодно составляют в стране более 200
млрд. рублей. Основными причинами ДТП
являются нарушение Правил дорожного
движения водителями и пешеходами, неудовлетворительное
техническое состояние транспортных средств,
несоблюдение норм и правил содержания
и эксплуатации дорог. В России подобные
нарушения приняли значительные масштабы,
число лиц, привлеченных к административной
ответственности за совершение этих проступков,
в среднем достигает 45-50 млн. в год. По оценкам
специалистов, реальное количество нарушений
Правил дорожного движения и правил эксплуатации
транспортных средств превышает это значение
в 10-15 раз. В этой связи велика роль надзора
за безопасностью дорожного движения,
который осуществляет Государственная
инспекция безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел РФ (ГИБДД,
Госавтоинспекция) Положение о Государственной
инспекции безопасности дорожного движения
МВД России утверждено Указом Президента
РФ «О дополнительных мерах по обеспечению
безопасности дорожного движения». Органы управления и подразделения
Госавтоинспекции образуют систему Госавтоинспекции,
в которую входят: федеральный орган управления
Госавтоинспекции, территориальные органы
управления Госавтоинспекции субъектов
Российской Федерации, подразделения
Госавтоинспекции в районах, городах,
округах и районах в городах, а также в
закрытых административно-
1) контроль за соблюдением
Правил дорожного движения, а
также других нормативных
2) принятие квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдача водительских удостоверений;
3) регистрация и учет
автомототранспортных средств, выдача
регистрационных документов и
государственных
4) организация государственного технического осмотра автомототранспортных средств;
5) регулирование дорожного
движения, обеспечение организации
движения транспортных средств
и пешеходов в местах про
ведения аварийно-спасательных
6) организация и проведение
работы по розыску угнанных
и похищенных
7) осуществление производства по делам об административных правонарушениях;
8) осуществление неотложных действий на месте ДТП, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной медицинской помощи;
9) проведение дознания
по делам о преступлениях
10) осуществление
11) осуществление сопровождения транспортных средств;
12) выдача разрешений на
оборудование автотранспортных
средств специальными
Должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения для выполнения возложенных на нее обязанностей имеют право:
- запрашивать и получать
от организаций независимо от
формы собственности и
- давать должностным лицам
обязательные для исполнения
предписания об устранении
- предписывать или разрешать
соответствующим организациям
- временно ограничивать
или запрещать дорожное
- запрещать или
- запрещать при несоблюдении
требований нормативных
- запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств при наличии определенных неисправностей, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр;
- останавливать транспортные
средства и проверять
- отстранять от управления
транспортными средствами лиц, в
отношении которых имеются
- составлять протоколы, рассматривать
дела об административных
- осуществлять административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и осмотр грузов, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;
- осуществлять в
Иначе говоря, государственный надзор в сфере безопасности дорожного движения является наиболее актуальным и значимым в наше время, поскольку в последнее время число дорожно-транспортных происшествий с летальным исходом значительно возросло.
3.3 Государственный пожарный надзор
Не меньшую проблему, чем обеспечение безопасности дорожного движения, представляет обеспечение пожарной безопасности. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется до 400 тысяч пожаров. При этом число пожаров с тяжкими последствиями в расчете на 10 млн. населения у нас в три с половиной раза превышает аналогичные данные других развитых стран, а удельный показатель погибших в результате пожаров в России превосходит соответствующую цифру в этих странах в 4-9 раз. Последствия пожаров в стоимостном выражении превышают ущерб от всех природных и техногенных катастроф, а также иных чрезвычайных ситуаций, вместе взятых.
Большое число пожаров обусловливается комплексом таких Факторов, как снижение уровня производственной дисциплины; несоблюдение правил пожарной безопасности; физический износ механического, технологического и энергетического оборудования и др. В этой связи велика роль государственного пожарного надзора.
Государственный пожарный надзор-это специальный вид Государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы В соответствии с Указом Президента РФ 13от 9 ноября 2001 г. Государственная противопожарная служба передана из МВД России в ведение МЧС России., в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Руководитель федерального органа управления Государственной противопожарной службы является главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору. Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право:
- осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами;
- вносить в федеральные
органы исполнительной власти
органы государственной власти
субъектов РФ и органы
- проводить обследования и проверки территорий зданий сооружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
- входить беспрепятственно
в порядке, установленном
- участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок и трасс строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством или реконструкцией объектов;14
- рассматривать и согласовывать
в части соблюдения требовании
пожарной безопасности
-проводить на предприятиях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;
- давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности обеспечению пожарной безопасности товаров, работ и услуг, снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров, работ и услуг, не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
- приостанавливать полностью
или частично работу
- производить в соответствии
с действующим
- назначать в соответствии
с действующим законодательство
Территориальные органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимают и регистрируют заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях и административных правонарушениях, связанных с пожарами, и обязаны своевременно принимать соответствующие меры.
Государственный пожарный надзор является одним из важнейших видов надзора, поскольку соблюдение правил пожарной безопасности является залогом сохранения жизни человека, а также обеспечения нормальных условий его жизнедеятельности.
Заключение
Таким образом, институт надзора в административном праве – это совокупность государственных органов, их прав и обязанностей, осуществляющих систематический контроль и надзор за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм.
С одной стороны, он средство административного воздействия, вид исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой - часть государственного надзора средство обеспечения режима законности.
Информация о работе Институт надзора в Административном праве