Институт надзора в Административном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть институт надзора в административном праве России.
В соответствии с целью мы ставим следующие задачи:
- изучить понятие и субъекты административного надзора;
- раскрыть содержание института надзора;
- рассмотреть правовые основы надзорного производства;

Содержание

Введение……..………………………………………………………………….…3

1. Институт надзора в административном праве России……………………….4
1.1 Понятие и субъекты административного надзора…………………………..4
1.2 Содержание института надзора в административном праве.………………8

2. Правовые основы надзорного производства…………...…………………...12

3. Виды административного надзора…………………………………………...15
3.1 Государственный санитарно - эпидемиологический надзор……………..15
3.2 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения……....20
3.3 Государственный пожарный надзор……………………………………..…24

Заключение………………………………………………………………………27

Список использованной литературы…………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

основ.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

На основе  вышеперечисленного следует, что санитарно - эпидемиологический надзор – это вид надзора, направленный на осуществление исполнения санитарных правил и гигиенических нормативов, а также требований к обеспечению благoпpиятныx условий жизни человека.

 

3.2 Государственный  надзор за безопасностью дорожного  движения

 

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения имеет огромное социальное и экономическое значение. Ежегодно в России совершается большое количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибают более 30 тысяч человек. Многие участники дорожного движения получают ранения различной тяжести. При этом подавляющую часть погибших и пострадавших в ДТП составляют люди активного трудоспособного возраста, дети и подростки. Экономические потери от дорожно-транспортных происшествий ежегодно составляют в стране более 200 млрд. рублей. Основными причинами ДТП являются нарушение Правил дорожного движения водителями и пешеходами, неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств, несоблюдение норм и правил содержания и эксплуатации дорог. В России подобные нарушения приняли значительные масштабы, число лиц, привлеченных к административной ответственности за совершение этих проступков, в среднем достигает 45-50 млн. в год. По оценкам специалистов, реальное количество нарушений Правил дорожного движения и правил эксплуатации транспортных средств превышает это значение в 10-15 раз. В этой связи велика роль надзора за безопасностью дорожного движения, который осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (ГИБДД, Госавтоинспекция) Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России утверждено Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». Органы управления и подразделения Госавтоинспекции образуют систему Госавтоинспекции, в которую входят: федеральный орган управления Госавтоинспекции, территориальные органы управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации, подразделения Госавтоинспекции в районах, городах, округах и районах в городах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, специализированные и иные подразделения Госавтоинспекции, научно-исследовательские учреждения Госавтоинспекции и их филиалы. На ГИБДД возлагаются следующие обязанности:

1) контроль за соблюдением  Правил дорожного движения, а  также других нормативных правовых  актов в области обеспечения  безопасности дорожного движения; Федеральный Закон "О Полиции"11 от 07 февраля 2011 N 3-ФЗ.

2) принятие квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдача водительских удостоверений;

3) регистрация и учет  автомототранспортных средств, выдача  регистрационных документов и  государственных регистрационных  знаков;

4) организация государственного технического осмотра автомототранспортных средств;

5) регулирование дорожного  движения, обеспечение организации  движения транспортных средств  и пешеходов в местах про  ведения аварийно-спасательных работ  и массовых мероприятий;

6) организация и проведение  работы по розыску угнанных  и похищенных автомототранспортных  средств, а также автомототранспортных  средств, скрывшихся с мест ДТП;

7) осуществление производства  по делам об административных  правонарушениях;

8) осуществление неотложных действий на месте ДТП, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной медицинской помощи;

9) проведение дознания  по делам о преступлениях против  безопасности дорожного движения  и преступлениях, связанных с  эксплуатацией транспортных средств;

10) осуществление государственного  учета показателей состояния  безопасности дорожного движения;

11) осуществление сопровождения  транспортных средств;

12) выдача разрешений на  оборудование автотранспортных  средств специальными световыми  и звуковыми сигналами, а также на участие в дорожном движении транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные, опасные грузы и др.

Должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения для выполнения возложенных на нее обязанностей имеют право:

- запрашивать и получать  от организаций независимо от  формы собственности и должностных  лиц сведения о соблюдении  ими нормативных правовых актов  в области обеспечения безопасности  дорожного движения, а также объяснения  по фактам их нарушения;

- давать должностным лицам  обязательные для исполнения  предписания об устранении нарушений  нормативных правовых актов в  области обеспечения безопасности  дорожного движения, а в случае  непринятия по таким предписаниям  необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности,

- предписывать или разрешать  соответствующим организациям установку  и снятие технических средств  организации дорожного движения;

- временно ограничивать  или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на  отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных предусмотренных случаях;

- запрещать или приостанавливать  проведение на дорогах ремонтно-строительных  и других работ, осуществляемых  с нарушением требований нормативных  правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- запрещать при несоблюдении  требований нормативных правовых  актов в области обеспечения  безопасности дорожного движения  перевозку крупногабаритных, тяжеловесных  и опасных грузов;

- запрещать эксплуатацию  автомототранспортных средств при наличии определенных неисправностей, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр;

- останавливать транспортные  средства и проверять документы  на право пользования и управления  ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;

- отстранять от управления  транспортными средствами лиц, в  отношении которых имеются достаточные  основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, которые не имеют документов на право управления или пользования транспортными средствами12;

- составлять протоколы, рассматривать  дела об административных правонарушениях  и назначать административные  наказания;

- осуществлять административное  задержание и личный досмотр  граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и осмотр грузов, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;

- осуществлять в предусмотренных  КоАП РФ случаях задержание  транспортных средств с помещением их в специально отведенные места и др.

Иначе говоря, государственный надзор в сфере безопасности дорожного движения является наиболее актуальным и значимым в наше время, поскольку в последнее время число дорожно-транспортных происшествий с летальным исходом значительно возросло.

 

3.3 Государственный  пожарный надзор

Не меньшую проблему, чем обеспечение безопасности дорожного движения, представляет обеспечение пожарной безопасности. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется до 400 тысяч пожаров. При этом число пожаров с тяжкими последствиями в расчете на 10 млн. населения у нас в три с половиной раза превышает аналогичные данные других развитых стран, а удельный показатель погибших в результате пожаров в России превосходит соответствующую цифру в этих странах в 4-9 раз. Последствия пожаров в стоимостном выражении превышают ущерб от всех природных и техногенных катастроф, а также иных чрезвычайных ситуаций, вместе взятых.

Большое число пожаров обусловливается комплексом таких Факторов, как снижение уровня производственной дисциплины; несоблюдение правил пожарной безопасности; физический износ механического, технологического и энергетического оборудования и др. В этой связи велика роль государственного пожарного надзора.

Государственный пожарный надзор-это специальный вид Государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы В соответствии с Указом Президента РФ 13от 9 ноября 2001 г. Государственная противопожарная служба передана из МВД России в ведение МЧС России., в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Руководитель федерального органа управления Государственной противопожарной службы является главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору. Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право:

- осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами;

- вносить в федеральные  органы исполнительной власти  органы государственной власти  субъектов РФ и органы местного  самоуправления предложения о  выполнении мер пожарной безопасности;

- проводить обследования  и проверки территорий зданий  сооружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

- входить беспрепятственно  в порядке, установленном законодательством  РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

- участвовать с правом  решающего голоса в работе  комиссий по выбору площадок  и трасс строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством или реконструкцией объектов;14

- рассматривать и согласовывать  в части соблюдения требовании  пожарной безопасности градостроительную  и проектно- сметную документацию  на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятии, здании, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;

-проводить на предприятиях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;

- давать руководителям  предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности обеспечению пожарной безопасности товаров, работ и услуг, снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров, работ и услуг, не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

- приостанавливать полностью  или частично работу предприятий, производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ  при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов;

- производить в соответствии  с действующим законодательством  дознание по делам о пожарах  и по делам о нарушениях  требований пожарной безопасности;

- назначать в соответствии  с действующим законодательством административные наказания гражданам и юридическим лицам за нарушение требований пожарной безопасности и др.

Территориальные органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимают и регистрируют заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях и административных правонарушениях, связанных с пожарами, и обязаны своевременно принимать соответствующие меры.

Государственный пожарный надзор является одним из важнейших видов надзора, поскольку соблюдение правил пожарной безопасности является залогом сохранения жизни человека, а также обеспечения нормальных условий его жизнедеятельности.

 

Заключение

Таким образом, институт надзора в административном праве – это совокупность государственных органов, их прав и обязанностей, осуществляющих систематический контроль и надзор за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм.

С одной стороны, он средство административного воздействия, вид исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой - часть государственного надзора средство обеспечения режима законности.

Информация о работе Институт надзора в Административном праве