Информационные технологии в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Существовавшая от первобытного и рабовладельческого обществ до примерно середины XV века аграрная цивилизация породила менторскую школу, основанную на устном общении, а затем на создании и использовании рукописных "конспектов лекций" и "протоколов научных опытов". Она характеризовалась наивысшей духовной близостью учителя и ученика, кастовой замкнутостью, ограниченностью как в пространстве, так и во времени, низким уровнем сохранности данных. Научные и учебные коллективы рождались и умирали, иногда не оставляя потомкам и сотой доли накопленных знаний. Информационные потери порой были катастрофическими (александрийская библиотека), а процент образованных людей - ничтожным, общая грамотность сводилась к элементарному письму и счету.

Содержание

Введение

Глава 1. Использование технических средств обучения и информационные технологии в образовании
1.1 Дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания
1.2 Классификация педагогических программных средств

Глава II. Использование информационных технологий в процессе обучения английскому языку
2.1 Методы организации обучения с применением персонального компьютера
2.2 Формы применения компьютера в процессе обучения английскому языку
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 60.47 Кб (Скачать файл)

           Контролирующие издания. Ключевое место в этой группе занимают компьютерные тестирующие программы, которые обеспечивают, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой - принимают на себя рутинную часть текущего или итогового контроля. Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя.

База данных - упорядоченная совокупность данных и их интерпретации, предназначенных для накопления, хранения и обработки с помощью электронно-вычислительной машины. Для создания и ведения базы данных (обновления, обеспечения доступа к ним по запросам и выдачи их пользователю) используется набор языковых и программных средств, называемый системой управления базы данных. База данных в сочетании с системой управления базой данных представляет собой банк данных.

 

             2) Виды образовательных электронных изданий по структуре.

    Электронные издания по структуре подразделяются на:

- однотомное электронное  издание - электронное издание, выпущенное  на одном машиночитаемом носителе;

- многотомное электронное  издание - электронное издание, состоящее  из двух или более пронумерованных  частей, каждая из которых представлена  на отдельном машиночитаемом  носителе, представляющее собой  единое целое по содержанию  и оформлению;

электронная серия - серийное электронное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении.

 

             3) Виды образовательных электронных изданий по организации текста.

    Учебные электронные издания. Программно-методические и учебно-методические материалы могут быть выпущены как моноиздания и как сборники. Моноиздание включает одно произведение, а сборник - несколько произведений учебной литературы.

           Ясно, что учебник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить в свет только в виде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чтения - в виде сборников. Что касается учебных планов, учебных программ, методических указаний и руководств, заданий для практических занятий, то их выпускают преимущественно в виде моноизданий. Хотя в отдельных случаях более предпочтительны были бы сборники. Так, можно сформировать сборник из произведений одного жанра, включив в него все учебные программы по данному направлению, специальности, или сборник заданий для самостоятельной работы учащихся по всем предметам курса, входящим в учебный план. С методической точки зрения такое объединение материалов дает возможность учащемуся заранее представить весь процесс овладения специальностью, заблаговременно готовиться к тем или иным занятиям, выполняемым на разных курсах, самостоятельно выявлять связь между ними, накапливать постепенно библиографические материалы, создавая собственную информационную базу.

               Можно использовать другой принцип формирования такого сборника - включать в него материалы различных жанров по одному предмету: учебную программу, методические указания по изучению дисциплины, тематику контрольных работ и методические указания по их выполнению. Такие сборники целесообразно издавать прежде всего для учащихся заочной формы обучения. Ознакомление с программой и методическими указаниями по изучению дисциплины позволит учащимся осознанно, обоснованно выбирать темы контрольных работ и выполнять их с учетом общих представлений о предмете.

               Предисловие к сборникам должно отражать методическую направленность, содержать общую характеристику издания в целом, отмечать цели, задачи, особенности его создания и применения, включать данные об утверждении составляющих сборник материалов и принципах их отбора. Содержание сборника должно включать полный перечень названий входящих в сборник документов.

             Подобные издания усиливают активность учащихся, обеспечивают комплексность процесса овладения информацией.

             По критерию организации текста может быть выделена еще одна группа образовательных электронных изданий - учебно-методические комплекты (УМК). УМК содержит как моноиздания, так и сборники, так как представляет собой комплект различных видов учебных изданий. Создание УМК имеет особое значение, так как позволяет комплексно подходить к решению основных дидактических задач.

 

              4) Виды образовательных электронных изданий по характеру представляемой информации.

      По характеру представляемой информации можно выделить следующие устоявшиеся виды образовательных электронных изданий:

- учебный план;

- учебная программа;

- методические указания;

- методические руководства;

- программы практик;

- задания для практических занятий;

- учебник;

- учебное пособие;

- конспект лекций;

- курс лекций;

- практикум;

- хрестоматия;

- книга для чтения;

          Данная классификация целесообразна для высшей школы, нежели для средних школ.

          5 ) Виды образовательных электронных изданий по форме изложения:

По форме изложения материала учебные издания могут быть разделены на следующие группы:

- конвекционные учебные  издания;

- программированные учебные издания;

- проблемные учебные издания;

- комбинированные, или универсальные  учебные издания.

         Конвекционное учебное издание соответствует установившимся традициям классической педагогики и имеет энциклопедический или монографический характер. Реализует информационную функцию обучения.

           Программированное учебное издание основано на обучении по системе "стимул-реакция". Имеет форму разветвленной или линейной программы. Такой учебник ориентирован прежде всего на самостоятельную работу учащихся, раскрывает основы и методы получения знаний и их взаимодействие с профессиональными навыками.

            Проблемное учебное издание базируется на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия знаний.

             Комбинированное , или универсальное учебное издание содержит отдельные элементы перечисленных моделей.

            6) Виды образовательных электронных изданий по целевому назначению.

По целевому назначению электронные учебные издания могут быть разделены на следующие основные группы:

- образовательные электронные  издания для школьников;

- образовательные электронные  издания для бакалавров;

- образовательные электронные  издания для дипломированных  специалистов;

- образовательные электронные  издания для магистров;

- образовательные электронные  издания для взрослых.

    

             7) Виды образовательных электронных изданий по наличию печатного эквивалента.

          По наличию печатного эквивалента электронные учебные издания могут быть разделены на следующие основные группы:

- электронный аналог печатного  учебного издания - образовательные  электронные издания, в основном  воспроизводящее соответствующее  печатное издание;

- самостоятельные образовательные  электронные издания - электронное  издание, не имеющее печатных  аналогов.

           8 ) Виды образовательных электронных изданий по природе основной информации.

          По природе основной информации электронные учебные издания могут быть разделены на следующие основные группы:

- текстовое (символьное) электронное  издание - образовательные электронные  издания, содержащее преимущественно  текстовую информацию, представленную  в форме, допускающей посимвольное  обработку;

- изобразительное электронное  издание - образовательные электронные  издания, содержащее преимущественно  электронные образцы объектов, рассматриваемых  как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей  просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной  обработки;

- звуковое электронное  издание - образовательные электронные  издания, содержащее цифровое представление  звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но  не предназначенной для печатного  воспроизведения;

- программный продукт - самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее  собой публикацию текста программы  или программ на языке программирования  или в виде исполняемого кода;

- мультимедийное электронное издание - электронное издание, в котором присутствует информация различных форматов.

           9 )   Виды образовательных электронных изданий по технологии распространения

          По технологии распространения образовательные электронные издания подразделяются на следующие виды:

- локальное образовательное  электронное издание - электронное  издание, предназначенное для локального  использования и выпускающееся  в виде определенного количества  идентичных экземпляров (тиража) на  переносимых машиночитаемых носителях;

- сетевое электронное  издание - электронное издание, доступное  потенциально неограниченному кругу  пользователей через телекоммуникационные  сети;

- электронное издание  комбинированного распространения - электронное издание, которое может  использоваться как в качестве  локального, так и в качестве  сетевого.

10) Виды образовательных  электронных изданий по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания.

         По характеру взаимодействия пользователя и электронного издания электронные учебные издания могут быть разделены на следующие основные группы:

- детерминированное электронное  издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия  с которым определены издателем  и не могут быть изменяемы  пользователем;

- недетерминированное электронное  издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия  с которым прямо или косвенно  устанавливаются пользователем  в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с  помощью алгоритмов, определенных  издателем.

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

 

2.1 Методы организации  обучения с применением персонального  компьютера

         В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемный;

- исследовательский.

          Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с использованием ПК бессмысленно.

          Репродуктивный метод обучения с применением средств вычислительной техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) персональным компьютером, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием персонального компьютера позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без компьютера). В этом плане более оправданным является применение проблемного и исследовательского методов.

         Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

         Исследовательский метод обучения с применением компьютера обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.

            Компьютерные модели имеют ряд серьезных преимуществ перед моделями других видов в силу своей гибкости и универсальности. Применение моделей на компьютере позволяет замедлять и ускорять ход времени, сжимать или растягивать пространство, имитировать выполнение действий дорогостоящих, опасных или просто невозможных в реальном мире.

           Персональный компьютер можно использовать как универсальное техническое средство обучения. Такое техническое средство обучения позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

         Возникает вопрос, какая программа отвечает потребностям преподавателя? Ведь эта программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым. Учитель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды и т.д.). Этими требованиями обладает любая программа создания презентаций.

            Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:

Информация о работе Информационные технологии в образовательном процессе