Информационные технологии в образовательном процессе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:06, курсовая работа
Краткое описание
Существовавшая от первобытного и рабовладельческого обществ до примерно середины XV века аграрная цивилизация породила менторскую школу, основанную на устном общении, а затем на создании и использовании рукописных "конспектов лекций" и "протоколов научных опытов". Она характеризовалась наивысшей духовной близостью учителя и ученика, кастовой замкнутостью, ограниченностью как в пространстве, так и во времени, низким уровнем сохранности данных. Научные и учебные коллективы рождались и умирали, иногда не оставляя потомкам и сотой доли накопленных знаний. Информационные потери порой были катастрофическими (александрийская библиотека), а процент образованных людей - ничтожным, общая грамотность сводилась к элементарному письму и счету.
Содержание
Введение
Глава 1. Использование технических средств обучения и информационные технологии в образовании 1.1 Дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания 1.2 Классификация педагогических программных средств
Глава II. Использование информационных технологий в процессе обучения английскому языку 2.1 Методы организации обучения с применением персонального компьютера 2.2 Формы применения компьютера в процессе обучения английскому языку Заключение Список использованной литературы
Контролирующие издания. Ключевое
место в этой группе занимают компьютерные
тестирующие программы, которые обеспечивают,
с одной стороны, возможность самоконтроля
для обучаемого, а с другой - принимают
на себя рутинную часть текущего или итогового
контроля. Компьютерная тестирующая система
может представлять собой как отдельную
программу, не допускающую модификации,
так и универсальную программную оболочку,
наполнение которой возлагается на преподавателя.
База данных - упорядоченная
совокупность данных и их интерпретации,
предназначенных для накопления, хранения
и обработки с помощью электронно-вычислительной
машины. Для создания и ведения базы данных
(обновления, обеспечения доступа к ним
по запросам и выдачи их пользователю)
используется набор языковых и программных
средств, называемый системой управления
базы данных. База данных в сочетании с
системой управления базой данных представляет
собой банк данных.
2) Виды образовательных электронных
изданий по структуре.
Электронные издания
по структуре подразделяются на:
- однотомное электронное
издание - электронное издание, выпущенное
на одном машиночитаемом носителе;
- многотомное электронное
издание - электронное издание, состоящее
из двух или более пронумерованных
частей, каждая из которых представлена
на отдельном машиночитаемом
носителе, представляющее собой
единое целое по содержанию
и оформлению;
электронная серия - серийное
электронное издание, включающее совокупность
томов, объединенных общностью замысла,
тематики, целевым назначением, выходящих
в однотипном оформлении.
3) Виды образовательных электронных
изданий по организации текста.
Учебные электронные
издания. Программно-методические и учебно-методические
материалы могут быть выпущены как моноиздания
и как сборники. Моноиздание
включает одно произведение, а сборник
- несколько произведений учебной литературы.
Ясно, что учебник, учебное пособие, курс
и конспект лекций могут выходить в свет
только в виде моноизданий, а практикум,
хрестоматия, книга для чтения - в виде
сборников. Что касается учебных планов,
учебных программ, методических указаний
и руководств, заданий для практических
занятий, то их выпускают преимущественно
в виде моноизданий. Хотя в отдельных случаях
более предпочтительны были бы сборники.
Так, можно сформировать сборник из произведений
одного жанра, включив в него все учебные
программы по данному направлению, специальности,
или сборник заданий для самостоятельной
работы учащихся по всем предметам курса,
входящим в учебный план. С методической
точки зрения такое объединение материалов
дает возможность учащемуся заранее представить
весь процесс овладения специальностью,
заблаговременно готовиться к тем или
иным занятиям, выполняемым на разных
курсах, самостоятельно выявлять связь
между ними, накапливать постепенно библиографические
материалы, создавая собственную информационную
базу.
Можно использовать другой принцип формирования
такого сборника - включать в него материалы
различных жанров по одному предмету:
учебную программу, методические указания
по изучению дисциплины, тематику контрольных
работ и методические указания по их выполнению.
Такие сборники целесообразно издавать
прежде всего для учащихся заочной формы
обучения. Ознакомление с программой и
методическими указаниями по изучению
дисциплины позволит учащимся осознанно,
обоснованно выбирать темы контрольных
работ и выполнять их с учетом общих представлений
о предмете.
Предисловие к сборникам должно отражать
методическую направленность, содержать
общую характеристику издания в целом,
отмечать цели, задачи, особенности его
создания и применения, включать данные
об утверждении составляющих сборник
материалов и принципах их отбора. Содержание
сборника должно включать полный перечень
названий входящих в сборник документов.
Подобные издания усиливают активность
учащихся, обеспечивают комплексность
процесса овладения информацией.
По критерию организации текста может
быть выделена еще одна группа образовательных
электронных изданий - учебно-методические
комплекты (УМК). УМК содержит как моноиздания,
так и сборники, так как представляет собой
комплект различных видов учебных изданий.
Создание УМК имеет особое значение, так
как позволяет комплексно подходить к
решению основных дидактических задач.
4) Виды образовательных электронных
изданий по характеру представляемой
информации.
По характеру
представляемой информации можно выделить
следующие устоявшиеся виды образовательных
электронных изданий:
- учебный план;
- учебная программа;
- методические указания;
- методические руководства;
- программы практик;
- задания для практических
занятий;
- учебник;
- учебное пособие;
- конспект лекций;
- курс лекций;
- практикум;
- хрестоматия;
- книга для чтения;
Данная классификация целесообразна для
высшей школы, нежели для средних школ.
5 ) Виды образовательных электронных
изданий по форме изложения:
По форме изложения материала
учебные издания могут быть разделены
на следующие группы:
- конвекционные учебные
издания;
- программированные учебные
издания;
- проблемные учебные издания;
- комбинированные, или универсальные
учебные издания.
Конвекционное учебное издание соответствует установившимся традициям
классической педагогики и имеет энциклопедический
или монографический характер. Реализует
информационную функцию обучения.
Программированное учебное издание основано на обучении по системе "стимул-реакция".
Имеет форму разветвленной или линейной
программы. Такой учебник ориентирован
прежде всего на самостоятельную работу
учащихся, раскрывает основы и методы
получения знаний и их взаимодействие
с профессиональными навыками.
Проблемное учебное издание базируется на теории проблемного
обучения и направлено на развитие логического
мышления, стимулирование творческой
составляющей восприятия знаний.
Комбинированное , или универсальное учебное
издание содержит отдельные элементы
перечисленных моделей.
6) Виды образовательных электронных
изданий по целевому назначению.
По целевому назначению электронные
учебные издания могут быть разделены
на следующие основные группы:
- образовательные электронные
издания для школьников;
- образовательные электронные
издания для бакалавров;
- образовательные электронные
издания для дипломированных
специалистов;
- образовательные электронные
издания для магистров;
- образовательные электронные
издания для взрослых.
7) Виды образовательных электронных
изданий по наличию печатного
эквивалента.
По наличию печатного эквивалента электронные
учебные издания могут быть разделены
на следующие основные группы:
- электронный аналог печатного
учебного издания - образовательные
электронные издания, в основном
воспроизводящее соответствующее
печатное издание;
- самостоятельные образовательные
электронные издания - электронное
издание, не имеющее печатных
аналогов.
8 ) Виды образовательных электронных
изданий по природе основной
информации.
По природе основной информации электронные
учебные издания могут быть разделены
на следующие основные группы:
- текстовое (символьное) электронное
издание - образовательные электронные
издания, содержащее преимущественно
текстовую информацию, представленную
в форме, допускающей посимвольное
обработку;
- изобразительное электронное
издание - образовательные электронные
издания, содержащее преимущественно
электронные образцы объектов, рассматриваемых
как целостные графические сущности,
представленные в форме, допускающей
просмотр и печатное воспроизведение,
но не допускающей посимвольной
обработки;
- звуковое электронное
издание - образовательные электронные
издания, содержащее цифровое представление
звуковой информации в форме,
допускающей ее прослушивание, но
не предназначенной для печатного
воспроизведения;
- программный продукт - самостоятельное,
отчуждаемое произведение, представляющее
собой публикацию текста программы
или программ на языке программирования
или в виде исполняемого кода;
- мультимедийное электронное
издание - электронное издание, в котором
присутствует информация различных форматов.
9 ) Виды образовательных
электронных изданий по технологии распространения
По технологии распространения образовательные
электронные издания подразделяются на
следующие виды:
- локальное образовательное
электронное издание - электронное
издание, предназначенное для локального
использования и выпускающееся
в виде определенного количества
идентичных экземпляров (тиража) на
переносимых машиночитаемых носителях;
- сетевое электронное
издание - электронное издание, доступное
потенциально неограниченному кругу
пользователей через телекоммуникационные
сети;
- электронное издание
комбинированного распространения
- электронное издание, которое может
использоваться как в качестве
локального, так и в качестве
сетевого.
10) Виды образовательных
электронных изданий по характеру взаимодействия
пользователя и электронного издания.
По характеру взаимодействия пользователя
и электронного издания электронные учебные
издания могут быть разделены на следующие
основные группы:
- детерминированное электронное
издание - электронное издание, параметры,
содержание и способ взаимодействия
с которым определены издателем
и не могут быть изменяемы
пользователем;
- недетерминированное электронное
издание - электронное издание, параметры,
содержание и способ взаимодействия
с которым прямо или косвенно
устанавливаются пользователем
в соответствии с его интересами,
целью, уровнем подготовки и т.п.
на основе информации и с
помощью алгоритмов, определенных
издателем.
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
2.1 Методы организации
обучения с применением персонального
компьютера
В практике обучения могут применяться
четыре основных метода обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- исследовательский.
Учитывая, что первый метод не предусматривает
наличия обратной связи между учеником
и системой обучения, его использование
в системах с использованием ПК бессмысленно.
Репродуктивный метод обучения с применением
средств вычислительной техники предусматривает
усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем
и (или) персональным компьютером, и организацию
деятельности обучаемого по воспроизведению
изученного материала и его применению
в аналогичных ситуациях. Применение этого
метода с использованием персонального
компьютера позволяет существенно улучшить
качество организации процесса обучения,
но не позволяет радикально изменить учебный
процесс по сравнению с применяемой традиционной
схемой (без компьютера). В этом плане более
оправданным является применение проблемного
и исследовательского методов.
Проблемный метод обучения использует
возможности ПК для организации учебного
процесса как постановки и поисков способов
разрешения некоторой проблемы. Главной
целью является максимальное содействие
активизации познавательной деятельности
обучаемых. В процессе обучения предполагается
решение разных классов задач на основе
получаемых знаний, а также извлечение
и анализ ряда дополнительных знаний,
необходимых для разрешения поставленной
проблемы. При этом важное место отводится
приобретению навыков по сбору, упорядочению,
анализу, и передаче информации.
Исследовательский метод обучения с применением
компьютера обеспечивает самостоятельную
творческую деятельность обучаемых в
процессе проведения научно-технических
исследований в рамках определенной тематики.
При использовании этого метода обучение
является результатом активного исследования,
открытия и игры, вследствие чего, как
правило, бывает более приятным и успешным,
чем при использовании других вышеперечисленных
методов. Исследовательский метод обучения
предполагает изучение методов объектов
и ситуаций в процессе воздействия на
них. Для достижения успеха необходимо
наличие среды, реагирующей на воздействия.
В этом плане незаменимым средством является
моделирование, т. е. имитационное представление
реального объекта, ситуации или среды
в динамике.
Компьютерные модели имеют ряд серьезных
преимуществ перед моделями других видов
в силу своей гибкости и универсальности.
Применение моделей на компьютере позволяет
замедлять и ускорять ход времени, сжимать
или растягивать пространство, имитировать
выполнение действий дорогостоящих, опасных
или просто невозможных в реальном мире.
Персональный компьютер можно использовать
как универсальное техническое средство
обучения. Такое техническое средство
обучения позволяет упорядоченно хранить
огромное количество материала и готовых
разработок уроков.
Возникает вопрос, какая программа отвечает
потребностям преподавателя? Ведь эта
программа должна быть понятна с первого
знакомства, как преподавателям, так и
ученикам. Управление программой должно
быть максимально простым. Учитель должен
иметь возможность компоновать материал
по своему усмотрению и при подготовке
к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием
того, в каком порядке будет выводиться
информация. Программа должна позволять
использовать информацию в любой форме
представления (текст, таблицы, диаграммы,
слайды и т.д.). Этими требованиями обладает
любая программа создания презентаций.
Систематическое использование персонального
компьютера на уроках приводит к целому
ряду любопытных последствий: