Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:40, реферат

Краткое описание

Структура власти представляет собой совокупность институтов, осуществляющих воздействие, реализующих доминирование, обеспечивающих манипулирование в процессах развертывания властных отношений. Многоаспектность данного понятия обуславливает и соответствующую типологию элементов структуры: законодательные, исполнительные, судебные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................3
1. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ............................................4
2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ........7
3. ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ................................11
4. СУБЪЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ...............................13
ЗАКЮЧЕНИЕ...........................................................................................16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат АП РАА.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

    Федеральная таможенная служба

    Российской  Федерации 

    Государственное образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования

    «Российская таможенная академия» 

    Ростовский  филиал 

    Кафедра уголовно-правовых дисциплин 
 

    РЕФЕРАТ

    по  Административному праву

    на  тему: «Исполнительная власть как одна из ветвей государственной

    власти» 
 

    Студент 3 курса

    юридического  факультета

    группы 3.1. дневного отделения

    Рогожкин  А.А. 

    Проверил  преподаватель

    к.ю.н., доцент Дригола Э.В. 
 
 

    Ростов-на-Дону

    2007

 

     ПЛАН.

    ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................3 

    1.   ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ............................................4

    2.   ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ........7

    3.    ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ................................11

    4.    СУБЪЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ...............................13 

    ЗАКЮЧЕНИЕ...........................................................................................16

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

         ВВЕДЕНИЕ. 

    Структура власти представляет собой совокупность институтов, осуществляющих воздействие, реализующих доминирование, обеспечивающих манипулирование в процессах развертывания властных отношений. Многоаспектность данного понятия обуславливает и соответствующую типологию элементов структуры: законодательные, исполнительные, судебные.

    По  своей сути исполнительная власть - власть правоприменительная, в задачи которой входит исполнение законов. Само понятие исполнительной власти возникло в ходе разработки концепции разделения властей.

    Исполнительная  власть – это ветвь единой государственной  власти, относительно самостоятельная  в системе разделения властей. Такая  ее самостоятельность имеет организационное  и функциональное выражение. Ее организационная система состоит из органов государственной власти, именуемых по действующему праву органами исполнительной власти.1

    По  природе исполнительная власть неразрывно связана с процессом повседневного  управления страной, что предопределяет определенный и динамичный характер ее деятельности, требующей соответствующей нормативной базы в виде многочисленных подзаконных актов, издаваемых в пределах ее компетенции. Эффективность функционирования исполнительной власти возможна лишь при условии, если создана устойчивая, централизованная, жестко иерархичная ее вертикаль, позволяющая точно и своевременно проводить в жизнь принятые решения.

    В данной реферативной работе будут отражены такие аспекты, как место исполнительной власти в системе разделения властей, признаки исполнительной власти, ее функции, а также субъекты исполнительной власти. 

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 

    Сущность  исполнительной власти постигается  в изучении теории государственной  власти и теории разделения властей. Исполнительная власть, государственная и теория разделения властей, будучи тесно взаимосвязанными,  обеспечивают на практике процесс демократического государственного управления.

    Государственная власть - это система особых общественных отношений и деятельность государственных органов, осуществляемая посредством установленных законом форм и методов и направленная на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля. Это власть государства, имеющего конкретные цели, функции и правовые средства воздействия на общественные отношения. Разнообразные и многочисленные функции государства обусловливает наличие как специальных органов государства, так и применяемых ими специальных форм и методов воздействия на общество, на само государство, на граждан, благополучие и безопасность которых составляют основную цель государственной деятельности.

    Эффективность и демократизм  государственной  деятельности достигается посредством разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Едва ли стоит задаваться вопросом: какая из этих ветвей является главной. Все они выполняют предписанные функции, и  отсутствие одной из них повлечет за собой нарушение принципов демократии. Однако исполнительной власти традиционно отводится более значимая роль.

    Классическая  теория разделения властей предполагает создание независимых государственных органов, осуществляющих государственную законодательную, исполнительную и судебную власть в целях выполнения задач и функций государства, обеспечения демократического развития общества, соблюдения прав и свобод граждан; все ветви власти при этом уравновешивают и взаимно контролируют друг друга.

    Принцип разделения властей направлен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из ветвей государственной власти, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Он обеспечивает систему «сдержек и противовесов», призванную свести к минимуму  возможные ошибки в управлении, преодолеть односторонний подход к решаемым вопросам.

    В Конституции РФ устанавливается, что  государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды РФ.

    Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает  законы, определяет нормативную базу деятельности органов государственной  власти, участвует в формировании Правительства РФ, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти, участвует в создании судебных органов РФ. Контрольные функции законодательной власти на федеральном уровне исчерпываются контролем за исполнением бюджета и правом Государственной Думы решать вопрос о доверии Правительству. Основное средство воздействия законодательной власти на функционирование власти исполнительной – принятие законов и других правовых актов, которые обязательны для указанных органов.

    Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы органов исполнительной власти, состоящей из федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, многие из которых образуют в субъектах РФ свои территориальные органы. Правительство РФ организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс.

    Возможность выражения недоверия Правительству  РФ уравновешена правом Президента на роспуск Государственной Думы. Исполнительная власть должна быть авторитетной, активной и продуктивной, иметь широкое поле деятельности для самостоятельности и инициативы, иначе управляемость общества снизится, и государство окажется не в состоянии быстро и эффективно реагировать на изменения в общественной жизни.

    Правосудие  в РФ осуществляют суды; сама судебная власть реализуется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства.

    Федеральный конституционный закон «О Правительстве  Российской Федерации», а также нормативные правовые акты о федеральных министерствах, федеральных службах, федеральных агентствах, органах исполнительной власти субъектов РФ позволяют оптимально разграничить их полномочия и функции от полномочий и функций Администрации Президента РФ.

    Государственная власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы исполнительной власти. Конституции республик-субъектов  РФ устанавливают принцип разделения законодательной, исполнительной и  судебной власти. Что касается состава  высших законодательных и исполнительных органов и определения их правового статуса, то здесь наблюдается значительное многообразие.

    Реализация  принципа разделения властей не только на уровне федеральной государственной  власти, но и в субъектах РФ обеспечена ст.11 Конституции РФ, которая устанавливает принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.        ПРИЗНАКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

      Исполнительную  власть можно трактовать в двух основных аспектах: 1) в юридическом, понимая под ней право и возможность официальных руководителей управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать властные акты; 2) в политологическом, когда данное понятие   охватывает комплекс политико-правовых явлений и прежде всего публичную администрацию (систему органов исполнительной власти), компетенцию ее органов и служащих, ее деятельность.

      Исходя  из этого можно сформулировать следующие  основные признаки исполнительной власти: 1) самостоятельность и независимость  исполнительной власти; 2) универсальный характер исполнительной власти; 3) подзаконный характер; 4) предметный характер исполнительной власти;             5) структурированность;6)организующий характер исполнительной власти; 7) возможность использовать для решения стоящих перед ней задач средства принуждения; 8) легитимность и легальность исполнительной власти.

      Самостоятельность и независимость исполнительной власти-один из ее признаков. Он закреплен  в ст.10 Конституции РФ, в которой  говорится, что органы законодательной, исполнительной власти самостоятельны. В сфере своей деятельности органы исполнительной власти должны быть независимы, так как полная самостоятельность действия является залогом эффективности. Никакой иной орган государственной власти не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию органов исполнительной власти. Передача функций исполнительной власти другим органам – законодательной или судебной власти с точки зрения Конституции РФ - недопустима. Хотя на практике нередко законодательные органы вторгаются в сферу исполнительной власти, их комитеты пытаются подменить министерства. Это ломает правовые рамки. Исполнительная власть призвана действовать самостоятельно, в пределах своей компетенции, очерченной конституцией и законами. Своего рода совокупная компетенция органов исполнительной власти определяет место исполнительной власти в системе единой государственной власти; выражает правовые возможности исполнительной власти по осуществлению конституционной функции; содержит цели и задачи исполнительной деятельности, включает ее сферы, права и обязанности, а также пространственную, предметную и персональную принадлежность исполнительной деятельности.

      Следующим признаком исполнительной власти является ее универсальный характер, что означает ее осуществление во времени и в пространстве, постоянно и везде, на всей территории государства. Она непосредственно организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, работу государственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью правовых норм воздействует на граждан и организации. Она в процессе исполнения актов высшего руководства осуществляет еще и правотворчество, и юрисдикционную деятельность (наказывает, разбирает споры). Универсализм этой власти и в способах воздействия на людей        (поощрение, убеждение, договор, регистрация, разрешение, пресечение и др.).3

      Характерным признаком исполнительной власти выступает также ее подзаконный характер, который проявляется в том, что органы ее реализующие, обязаны в своих действиях руководствоваться исключительно законом и не имеют права вмешиваться в область гражданских прав, не имея на то законных полномочий. Даже в тех случаях, когда речь не идет о вмешательстве в область прав и свобод человека и гражданина, исполнительная власть не имеет права отступать от требований закона, который определяет рамки и границы для каждого действия ее органов. Нарушение принципа законности исполнительной властью хотя и не приводит напрямую к отмене действия ее органа, однако, создает предпосылки для оспаривания законности данного действия.

Информация о работе Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти