Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:40, реферат
Структура власти представляет собой совокупность институтов, осуществляющих воздействие, реализующих доминирование, обеспечивающих манипулирование в процессах развертывания властных отношений. Многоаспектность данного понятия обуславливает и соответствующую типологию элементов структуры: законодательные, исполнительные, судебные.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................3
1. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ............................................4
2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ........7
3. ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ................................11
4. СУБЪЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ...............................13
ЗАКЮЧЕНИЕ...........................................................................................16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Существенный признак исполнительной власти усматривается и в ее предметном характере, который означает, что исполнительная власть опирается на людские, материальные, финансовые ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений.
Другой
важный признак исполнительной власти
– ее структурированность, так как
она функционирует как
Кроме того, исполнительная власть имеет организующий характер. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, политической сферах, созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся практическая работа по осуществлению законов. Она обязана наводить порядок и в нормальных и в экстремальных условиях, не урегулированных законом.
Важным признаком исполнительной власти являются ее широкие возможности использовать для решения стоящих перед ней задач средства принуждения. Исполнительная власть вправе в рамках Конституции и ФКЗ применять вооруженные силы по отношению к тем, кто нарушая закон, угрожает существующим устоям государства. Такое правомочие исполнительной власти вытекает из ее конституционного значения – обеспечить соблюдение конституции и реализацию законов на всей территории государства.
Необходимо также отметить, что исполнительная власть должна быть легитимной и легальной. В широком смысле легитимность-это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. Органы исполнительной власти приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, определенном законом. Легитимными должны быть и осуществляемые органами исполнительной власти властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения. Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности.
На основании всех вышеперечисленных признаков можно дать следующее определение исполнительной власти – это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер, выраженная системой государственных органов исполнительной власти, наделенных государственно- властными полномочиями, главное назначение которой заключается в исполнении законов и их реализации определенными методами, предусмотренными законодательством.4
3. ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
Главная
цель исполнительной власти, обусловленная
ее социальным назначением и особым
положением в системе разделения
властей, заключается в качественном
выполнении задач и функций
Функции следует определить как ведущие направления деятельности органов исполнительной власти; в них выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти и с ними напрямую связан предоставляемый органам исполнительной власти объем государственно – властных полномочий. Говоря по-другому, под функциями понимают и цели, которые ставит государство перед исполнительной властью, и основные направления ее деятельности, и правовые средства (обязанности и полномочия), которые применяются для достижения поставленных целей. Каждая функция как определенный вид деятельности исполнительной власти характеризуется известной самостоятельностью, однородностью и повторяемостью. Каждая функция имеет свою сферу действия и осуществляется, как правило, соответствующими методами. Функции отражают содержание деятельности исполнительной власти и в известной степени характеризуют ее сущность.6
Сущность
функций исполнительной власти выявляется
и посредством анализа
4. СУБЪЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление, управленческие действия, принимают административные акты, обеспечивают исполнение законов, общественный порядок и безопасность, права и свободы граждан.
С учетом федеративного устройства России выделяют следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации: 1) Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ; 2) равноправные субъекты РФ. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются: 1) Президент РФ; 2) Правительство РФ; 3) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства); 4) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; 5) главы исполнительной власти субъектов РФ (президенты, главы администраций); 6) правительства субъектов РФ; 7) иные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Как
следует из приведенной классификации,
субъектами исполнительной власти могут
быть как федеральные, так и региональные
органы государственного управления.
Известно, что органы управления не могут
функционировать без персонала государственного
управления, т.е. без государственных служащих,
являющихся субъектами
Выделяются
следующие особенности
1) число госслужащих, занятых в сфере деятельности исполнительной власти, превышает количество служащих и должностных лиц, занимающихся иной государственной деятельностью;
2) субъекты исполнительно-
3) должностные лица и
4) органы исполнительной власти
и государственные служащие
5) государственные служащие органов исполнительной власти (как и муниципальные служащие) в определенных случаях могут управлять по своему усмотрению, основываясь на собственном видении сложности и значимости управленческого мероприятия. Но прежде всего деятельность государственных служащих должна основываться на принципе законности исполнительной власти, а также на соблюдении принципов, установленных Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». К ним относятся: верховенство Конституции РФ и федеральных законов; приоритет прав и свобод человека и гражданина; политический нейтралитет; обязательность выполнения решений вышестоящих государственных органов; ответственность государственных служащих.
Одной из основных задач государственного управления является формирование кадрового потенциала государственных органов. Решение этой задачи обеспечивается таким институтом в системе государственного управления, как государственная служба. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изложенные в реферативной работе положения дают возможность в заключении сделать следующие краткие выводы:
1. Исполнительная власть, согласно Конституции РФ, является самостоятельной ветвью государственной власти, основное назначение которой организация исполнения актов законодательной власти и других нормативных актов.
2.
Механизм исполнительной
3. Исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма.
4. Однако необходимо учитывать, что действующим законодательством Российской Федерации фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а лишь субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации.
5. Государственное управление,
под которым понимается специфический
вид государственной деятельности (исполнительно-
Информация о работе Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти