Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:05, реферат
По своей сути исполнительная власть - власть правоприменительная, в задачи которой входит исполнение законов. Само понятие исполнительной власти возникло в ходе разработки концепции разделения властей.
По природе исполнительная власть неразрывно связана с процессом повседневного управления страной, что предопределяет определенный и динамичный характер ее деятельности, требующей соответствующей нормативной базы в виде многочисленных подзаконных актов, издаваемых в пределах ее компетенции. Эффективность функционирования исполнительной власти возможна лишь при условии, если создана устойчивая, централизованная, жестко иерархичная ее вертикаль, позволяющая точно и своевременно проводить в жизнь принятые решения.
Необходимо подчеркнуть, что понятие «государственное управление» более широкое по сравнению с исполнительной властью. В известном смысле последняя производна от государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. С другой стороны, государственное управление - это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.
Сейчас происходят процессы,
свидетельствующие об уменьшении удельного
веса государственного управления некоторыми
областями жизни, прежде всего экономикой.
Это не умаляет роли исполнительной
власти и государственно-
Исполнительная
власть в ее государственно-
В настоящее время функциями исполнительной власти являются следующие:
Разработка и реализация политики, выражающаяся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (например, демонополизации, приватизации, инвестиционная, энергетическая, жилищная и т.д.).
Установление и
эффективное проведение в
Управление учреждениями и предприятиями государственного сектора.
Регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора.
Координация функционирования
национализированного и денационализированного
секторов хозяйственного, социально-культурного
и административно-
Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления.
Осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.
Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее властями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны. Исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительством), для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма.
Исполнительная власть - необходимый атрибут государственно-властного механизма, построенного на разделении властей. До принятия Конституции Российской Федерации 1993 года законодательная власть осуществлялась только на федеральном и республиканском уровнях. Разделение властей в буквальном смысле имело известные формальные ограничения. Сейчас таковые отсутствуют, так как все субъекты федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов (ст. 76). Естественно, что на указанных уровнях осуществляется исполнительная и судебная власть. Там же, где отсутствуют три ветви государственной власти, исполнительная власть в ее государственно-правовом (конституционном) значении не функционирует. Например, ее нет на уровне отдельных государственных предприятий и учреждений, негосудапрст-венных формирований.
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» № 2-ФКЗ // СЗ РФ.-1997.-№ 51.-Ст. 5712.
Литература
1. Административно-правовой статус гражданина / Институт государства и права Российской академии наук; Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. – М.: Академический правовой университет, 2004.
2. Административное
3. Глазунова Н. И. Система государственного управления. Учебник. – М.: Юнити, 2002.
4. Россинский Б. В. Административная ответственность. – М., 2004.
5. Хаманева Н. Ю. Новый кодекс РФ об административных правонарушениях // Гражданин и право. – 2002. – № 2-3.
6. Агапов А. Б. Курс
административного права.
Информация о работе Исполнительная власть понятие, место в механизме разделения властей