Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:13, курсовая работа
Цель исследования – проведение анализа истории развития и становления науки российского административного права от его зарождения до настоящего времени.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие российского административного права как науки
2. Описать историю развития российского административного права как науки
3. Обобщить факторы, обусловливающие развитие административного права в Российской Федерации
4. Охарактеризовать развитие науки административного права Российской Федерации
5. Проанализировать периоды развития российского административного права как науки.
Введение………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Административное право как наука.
§1.1 Понятие и содержание административного права как науки……5-6
Глава 2. Зарождение административного права
§2.1 Камералистика как начало развития административного права………………………………………………………………………7-8
§2.2 Процесс становления административного законодательства Древнерусского государства…………………………………………...9-10
Глава 3. Становление и развитие административного права Советской России
§ 3.1 Становление административного права в СССР……………..11-14
§ 3.2 Развитие советской науки административного права………..15-18
Глава 4. Развитие административного права Российской Федерации
§4.1 Факторы, обусловливающие развитие административного права в Российской Федерации………………………………………………..19-22
§4.2 Развитие науки административного права Российской Федерации……………………………………………………………...23-24
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………….26
Политическая раздробленность не внесла принципиальных изменений в государственный строй и управление русских княжеств. Развитие управления в княжествах зависело от формы управления, закрепившихся в каждом из них.8
Глава 3. Становление и развитие административного права Советской России
§ 3.1 Становление административного права в СССР
В результате
Вторым Всероссийским
съездом Советов 25 октября 1917
года была провозглашена
На съезде были приняты первые правовые акты, имевшие конституционное значение, положившие начало декретированию государственного управления в том числе. Ноябрьским актом 1917 года Декретом ВЦИК и СНК об уничтожении сословий и гражданских чинов была ликвидирована старая система общественного строя, церковь отделена от государства, в армии образованы революционные комитеты.9
Вопросы государственного управления с первых дней существования Советской власти стали решаться и ВЦИК и СНК почти в равной мере. В структуру СНК, согласно декрету от 27 октября 1917 года, вошли наркоматы внутренних дел, земледелия, труда, по делам военным и морским, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей и железнодорожному транспорту.
Право по замене членов правительства, контролю за деятельностью комиссаров СНК было возложено на ВЦИК. В экстренных случаях (а подобных в годы гражданской войны было немало) СНК мог издавать декреты (законы) без предварительного их обсуждения во ВЦИК.
Как правильно отметили тогда русские правоведы-эмигранты Н. Н. Алексеев и Н. С. Тимашев, что характерной особенностью советского правотворчества стало пристрастие к писанному праву, так как для установления в стране диктатуры важна была не конституция.
Кризисная ситуация с административно-правовыми отношениями в стране стала более или менее совершенствоваться к 1960-70 годам.10
В ходе реформ законодательства
Союза ССР 1958 года по гражданскому,
уголовному и процессуальному праву
были приняты Основы законодательства
Союза ССР и союзные республик
об административных правонарушения (1980)
и в этой связи в республиках
начался процесс разработки республиканских
кодексов. В РСФСР Кодекс об административных
правонарушениях был принят в 1984 году.
Результаты многолетних исследований
проблем административной ответственности
в СССР, принятие Конституции СССР 1977 года
и последующего совершенствования развитию
правовой теории и практики ее применения,
способствовали разработке и появлению
этого кодекса. В них (союзном и республиканском
законодательстве) была осуществлена
давно необходимая кодификация обособленной
группы мер, регулирующих вопросы административной
ответственности, полномочия субъектов
административной юрисдикции и производства
по делам об административных правонарушениях.
Вместе с тем, совокупность названных
норм традиционно, как и до сих пор в РФ,
продолжает рассматриваться как основная
часть административного права.
Советское административное право стало
более упорядоченно различать основные
формы государственной деятельности;
деятельность органов государственной
власти, государственное управление, правосудие,
прокурорский надзор.
Систему советского административного права представляла Общая и Особенные части:
Общая часть включала нормы, касающиеся всех отраслей и сфер управления.
Они запрещали:
- принципы государственного управления;
- правовое положение (статус) граждан в управлении;
- правовое положение органов государственного управления;
- правовой статус общественных организаций;
- государственную службу и статус служащих;
- формы и методы государственного управления11
В общую часть также
входили административно-
Особенная часть, - нормы, регулирующие
отношения в отдельных отраслях и сферах
управления:
- в области народного хозяйства;
- социально-культурного строительства;
- административно-политической деятельности;
- планирования, ценообразования, финансов и кредита,
- учета и других видов межотраслевой деятельности.
§ 3.2 Развитие советской науки административного права
Наука советского административного
права берет свое начало с процесса
становления и развития советского
государства и права 1917-20г
В советский период наука административного
права стала формулироваться с возникновением
государственного управления и административного
права, как отрасли права, регулирующего
управленческие отношения. Вместе с тем
ее развитие в первые годы советской власти
не было достаточно активным.
Особенность советской модели организации науки определялось ее формированием в условиях авторитарного централизованного государства.
В условиях складывавшейся
и закреплявшейся диктатуры пролетариата
и большевистской партии, ВЦИК и
СНК приступили к формированию центров
научных исследований, в первую очередь
с создания общегосударственного научного
центра.
В 1918 году роль такого центра взяла на
себя сформированная Социалистическая
академия общественных наук, состоявшая
из двух секций:
- научно-академической
- учебно-просветительской.12
Следует отметить определенный
период пассивного процесса науки административного
права. В начале 1930-х годов разработка
проблем науки
Интенсивность развития науки
административного права
Начиная с 1946 года издается
большое количество учебников, учебных
пособий, монографий, других работ по административному
праву. Велась разработка важнейших проблем
административного права, вопросов частного
и отраслевого характера.
В методологическую основу науки советского
административного права были положены
антинаучные принципы (партийность, идейность,
классовый подход к изучению явлений с
целью разоблачения реакционной сущности
буржуазного административного права).
Являясь органической частью марксистско-ленинского
учения о государстве и праве, теоретическую
базу составили труды классиков марксизма-ленинизма. 13
Подобный подход к определению
науки административного права
в СССР сохранялся до начала 1990-х
годов. Следует отметить, что первые
публикации по административному праву
в СССР появляются в начале 1920-х годов.
В Академии Наук на секции советского
строительства среди прочих научных докладов
был подготовлен и опубликован доклад
на тему "Административный Кодекс".
Среди первых исследователей административного
права к концу 1920 - 30-х годов следует назвать
С. М. Берцинского, С. С. Болтинова, И. Н.
Ананова, М. Е. Климова, А. А. Мымова, С. С.
Кравчука, С. С. Студеникина, А. М. Турубинера.
Исследования касались определения предмета,
понятия, целей и задач административного
права.
В 1935 - 40 годах увеличился состав проблем, обсуждаемых в административном праве. Естественно, принятие Конституции 1936 года повлекло за собой более подробную специализацию государственно-правовой проблематики.
Увеличение объема исследований
по административному праву
В 1940-х годах выходят в свет первые советские монографии и учебная литература по административному праву. В этом направлении плодотворно трудились С. С. Студеникин, С. М. Берцинский, И. П. Трайнин, И. Н. Ананов, Г. И. Петров, И. Д. Левин, А. Е. Лунев и другие.
В начале 1950 - 60-х годов, в
связи с критикой сталинизма и
курса политики широких репрессий,
в науке административного
Повысился интерес к проблемам
ответственности должностных
Особо следует отметить достижение науки
административного права - это издание
шеститомного курса "Советское административное
право", большая заслуга в подготовке
которого принадлежит Ю. М. Козлову, Б.
М. Лазареву, А. Е. Луневу, М. И. Пискотину
и других.
Содержание курса включало:
Советская наука административного права прошла ряд этапов:
- 1918 - 20 годы - этап становления и разработки методов марксистско-ленинской науки административного права;
- 1930-40 годы - этап закрепления понятия, предмета, целей и задач административного права.
- 1960 - 90 годы - этап совершенствования процесса управления в соответствующих сферах и отраслях.
Советское административное
право являлось системой юридических
норм, регулировавших общественные отношения
в сфере государственного управления
в целях осуществления задач
коммунистического
Глава 4. Развитие административного права Российской Федерации
§4.1 Факторы, обусловливающие развитие административного права в Российской Федерации
После принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года Советское административное право в его общей части потеряло законодательную значимость и безнадежно устарело.
В определении предмета административного
права РФ учитывают сферу
Под предметом административного права
понимают многообразные одиночные общественные
отношения, в рамках которых реализуются
задачи, функции и полномочия исполнительной
власти, внутриорганизационные управленческие
отношения в процессе деятельности субъектов
законодательной и судебной власти, а
также органов прокуратуры, управленческие
отношения с участием субъектов местного
самоуправления, отдельные управленческие
отношения в сфере общественных отношений,
негосударственных формирований. Исходя
из такого понимания предмета, административное
право рассматривается в РФ как отрасль
российской правовой системы, представляющая
собой совокупность правовых норм, предназначенных
для регулирования общественных отношений,
возникающих в связи и по поводу практической
реализации исполнительной власти.14
Проблема методов правового
регулирования остается
Информация о работе История развития и становление науки российского административного права