Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:28, курсовая работа
Основной целью курсовой работы выступает раскрытие понятия и видов источников административного права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику раскрыть существующие между ними связи. Используемое для этого понятие правовой системы позволяет рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодействия государственных органов, предприятий и иных организаций. А это очень актуально в настоящее время.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА……………………………………………………………………………6
1.1 Понятие и сущность источника административного права …………….6
1.2 Виды источников административного права………………………..……8
1.3 Система источников административного права…………………………12
ГЛАВА2.НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА НА ОСНОВЕ КОНСТИТУЦИИ РФ .16
2.1 Классификация нормативно-правовых актов как источников администра-тивного права……………………………………………………………………16
2.2 Характеристика и действие нормативно-правовых актов как источников административного права на основе конституции РФ………………………18
ГЛАВА 3.ОБНОВЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА НА ОСНОВЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……….………………...36
Подзаконные акты.
1. В этой группе
высшей юридической силой
К актам Президента РФ относятся:
а) указы Президента;
б) распоряжения Президента.
2. Постановления и
распоряжения Правительства
3. Ведомственные нормативно-
а) постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции;
б) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;
в) акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;
г) акты Банка России.
д) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);
е) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;
ж) приказы, постановления
центральных органов
з) приказы, постановления
местных органов
е) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.
Особое место в системе подзаконных источников административного права занимают акты правосудия.
Известно, что нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.
Акты правосудия могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их. Во-вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции.
В России акты
правосудия не считаются
1.3 Система источников административного права
Все действующие источники
административного права
Нередко систему источников административного (финансового, семейного и других отраслей права) называют административным (финансовым, семейным и т. д.) законодательством. Это некорректно. Известно, что нормы административного права содержатся не только в законах, их очень много в подзаконных актах. В п. 2 ст. 3 ГК РФ сказано: «Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов...». И административное законодательство следует понимать как систему законов, в которых имеются нормы административного права. А всю совокупность действующих источников этой отрасли можно назвать системой источников административного права (СИАП). Административное законодательство образует ядро, важную часть СИАП.
В этом первая особенность СИАП, резко отличающая ее от системы источников уголовного права.
Во-вторых, ст. 72 Конституции России устанавливает, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов (уточняет это положение ч. 2 ст. 76 Конституции).
В-третьих, особенность СИАП – многообразие источников. В нее входят законы и подзаконные акты федеральных, региональных, муниципальных органов
В-четвертых, СИАП огромна по числу
входящих в нее источников. Это
прежде всего объясняется
Пятая особенность СИАП
– ее мобильность, изменчивость. В
систему административно-
В-шестых, СИАП, а значит, административно-правовые нормы, не систематизированы.
Наличие большого числа источников разной юридической силы, принятых в разное время, – объективный факт, который отрицательно сказывается на состоянии систематизации отрасли. Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать. Почему? Во-первых, потому что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которое требует правовое регулирование и деятельность государственной администрации. Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию и концентрацию правотворчества, а значит, лишение возможности административного правотворчества федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов Федерации. Полная кодификация административного права означала бы нарушение ст. 72 Конституции России9.
Систему административно-правовых актов необходимо совершенствовать. Основные направления этой работы:
• повышение качества, взаимосвязи правовых норм;
• принятие всех необходимых для проводимых реформ норм;
• усиление роли законов в регулировании прав граждан, формировании и функционировании государственной администрации. Необходимо отметить, что в этом направлении за сравнительно небольшой срок много сделано. Взамен союзных подзаконных актов приняты законы Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии, оперативно-розыскной деятельности, государственной тайне и др.;
• устранение пробелов в административно-правовом регулировании (путем принятия актов, регулирующих правовое положение студентов и учащихся, гражданскую альтернативную службу и др.). Один из важных аспектов проблем СИАП для всех юристов – поиск нужных источников. Существует система изданий, в которых публикуются официальные тексты актов10.
Все федеральные законы, указы и распоряжения Президента, постановления и нормативные распоряжения Правительства должны быть опубликованы в Российской газете и в Собрании законодательства Российской Федерации. Официальное издание общих ведомственных нормативных актов осуществляется в Российской газете и Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств. Кроме того, многие центральные ведомственные органы (Центробанк, Государственный таможенный комитет и др.) издают свои вестники, бюллетени11.
Акты субъектов Федерации публикуются в одной из газет, издаваемой на территории субъекта, а также в Собрании законодательства или в журнальном издании с иным названием, специально созданном для официальных публикаций актов субъекта Федерации.
Акты федеральных судов
можно найти в Бюллетене
ГЛАВА2.НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАК
ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО
2.1 Классификация нормативно-право
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.
В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:
– нормативные акты государственных органов;
– нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);
– совместные акты (государственных и негосударственных организаций);
– нормативные акты, принятые в порядке референдума.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:
– общефедеральные;
– акты субъектов Федерации;
– акты органов местного самоуправления;
– локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения). В зависимости от срока действия различают:
– акты неопределенно длительного действия;
– временные акты12.
В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания.
По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:
– на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
– на акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
– на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий)13.
Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определен также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствий с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.
В ходе общественных преобразований и реформ в России, а также конституционного процесса и обновления законодательства меняется правовая система и прежде всего ее структура. Теперь можно говорить о трех уровнях правовой системы, когда вместо прежней, унифицированной, складывается правовая система с тремя подсистемами – по уровням. Это собственно федеральная правовая подсистема, правовая подсистема субъектов Федерации и правовая подсистема местного самоуправления с присущими ему элементами саморегулирования, В целом же правовая система в Российской Федерации есть структурно-функциональная совокупность правовых актов, возникающих и применяемых на основе общих принципов. Целостность ее обеспечивается общими правовыми принципами, внутрисистемными правовыми зависимостями и процедурами правотворчества и правоприменения.
2.2 Характеристика и
действие нормативно-правовых
В Конституции Российской Федерации впервые введено понятие "правовая система" (ч. 4 ст. 15) и установлены следующие виды правовых актов: "Конституция", "закон", "федеральный закон", "федеральный конституционный закон", "правовые акты", "нормативные правовые акты", "указы", "постановления", "распоряжения", "решения", "акт", "международные договоры", "устав". "договор", "соглашения". Всего 15 видов актов, в которых нужно правильно разобраться14.
Правовые акты находятся между собой в разных соотношениях. Именно прочные системообразующие связи разных видов актов позволяют вести речь о правовой системе. Но, увы, пока об этом трудно говорить, ибо противоречивость современного политического и социально-экономического развития России неизбежно порождает юридический хаос. Правовая система непрерывно деформируется, и связи между актами нарушаются. В целом же резко снижается эффективность правового воздействия на общественные процессы, а неостановимый вал правонарушений, преступности все ниже "опускает" уровень законности в стране15.
Следует знать и правильно применять прежде всего легальные средства и способы поддержания установленных соотношений между Конституцией, законами и подзаконными актами. Среди последних, конечно, тоже приходится соблюдать своеобразную соподчиненность.
Итак, назовем кратко эти средства:
а) признание в правовой системе верховенства Конституции и ее высшей юридической силы (таков смысл ст. 15 Конституции Российской Федерации; в Конституции Республики Узбекистан есть глава III "Верховенство Конституции и закона");
б) установление верховенства закона над всеми подзаконными актами (например: в Конституции Республики Башкортостан есть раздел "Система законодательства" – ст.ст. 126 –131);
в) обеспечение функционально-
г) установление юридической силы каждого акта по сравнению с другими актами (естественно, она обеспечивается в случае отклонения такими средствами, как приостановление, изменение, отмена, обжалование, признание акта недействительным. Умелое их использование в процессе правоприменения позволяет вовремя сбалансировать разные акты и не обострять юридические коллизии);