Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:28, курсовая работа
Основной целью курсовой работы выступает раскрытие понятия и видов источников административного права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику раскрыть существующие между ними связи. Используемое для этого понятие правовой системы позволяет рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодействия государственных органов, предприятий и иных организаций. А это очень актуально в настоящее время.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА……………………………………………………………………………6
1.1 Понятие и сущность источника административного права …………….6
1.2 Виды источников административного права………………………..……8
1.3 Система источников административного права…………………………12
ГЛАВА2.НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА НА ОСНОВЕ КОНСТИТУЦИИ РФ .16
2.1 Классификация нормативно-правовых актов как источников администра-тивного права……………………………………………………………………16
2.2 Характеристика и действие нормативно-правовых актов как источников административного права на основе конституции РФ………………………18
ГЛАВА 3.ОБНОВЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА НА ОСНОВЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……….………………...36
Подчеркивая особую важность
этой группы конституционных норм,
приведем тезис Ю. А. Тихомирова о
том, что «развитие
Вместе с тем для
формирования стройной двухуровневой
системы административного
К сожалению, сегодня надлежащим образом эта проблема решается лишь в области законодательства об административных правонарушениях, в котором исчерпывающе определены полномочия РФ в сфере административной ответственности (ст. 1.3 КоАП РФ). В большинстве же случаев таких законов либо нет, либо эти вопросы в них не регламентированы. Возьмем, к примеру, правовое регулирование государственной службы. Как мы знаем, в 1995 году был принят Закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации». Однако законодательная компетенция Федерации и ее субъектов в нем не установлена. Как следствие этого, в региональном законодательстве отступления от конституционных принципов регулирования государственной службы (я имею в виду п. «т» ст.71, п. «к» ст.72 и ч.2 ст. 76 Конституции РФ) весьма существенны26.
Надо сказать, что до недавнего времени проблема в определении объема регулятивного воздействия федерального и регионального административного законодательства осложнялась еще и тем, что в нормативных правовых актах отсутствовала расшифровка таких конституционных понятий, как «предмет ведения», «полномочия» и «компетенция». На сегодняшний день эта проблема частично решена, благодаря принятию Федерального закона от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»27.
Тем не менее, многие предметы ведения, имеющие непосредственное отношение к регулированию административно-правовых отношений, до сих пор трактуются весьма противоречиво.
Так, например, в соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в исключительном ведении Российской Федерации. Что же касается субъектов РФ, то согласно п. «б» ст. 72 Конституции РФ к их ведению относится защита прав и свобод человека и гражданина. В этой связи вполне закономерен следующий вопрос: каким образом возможно разграничение указанных полномочий между Федерацией и ее субъектами без одновременного их регулирования? Можно лишь предположить, что в данном случае региональное законодательство должно устанавливать свои определенные административно-правовые гарантии, допустим, создавать специальные органы для оказания содействия гражданам в защите их прав и законных интересов. Кстати сказать, в отсутствие соответствующего нормативного обеспечения, именно по этому пути пошел Приморский край, в Уставе которого предусмотрена возможность учреждения такого рода органов.
Очевидно, что в ближайшей перспективе этот и другие подобные вопросы должны быть решены в специальном федеральном законодательстве.
Четвертый блок конституционных норм административно-правовой
направленности составляют нормы, закладывающие
основы для формирования самостоятельного
института административно-
Прежде всего речь идет о закрепленных в Конституции РФ нормах-принципах, направленных на обеспечение соответствия российской судебной системы стандартам правового государства и расширение правовых гарантий личности. В первую очередь имеется в виду ст. 46 Конституции РФ, гарантирующая каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод. Конституционные основы для формирования административного судопроизводства составляют и положения ст. 118, 128 Конституции, которые, по сути дела, обязывают принять федеральный конституционный закон, определяющий основные понятия, связанные с административным судопроизводством, и устанавливающий специальные процедуры рассмотрения дел, вытекающих из публично-правовых отношений (в том числе и административных дел, упомянутых в ст. 126 Конституции РФ).
Таковы в самом общем
виде конституционные предпосылки
развития административного и административно-
Формируясь на базе Конституции РФ, административное законодательство является важнейшим средством обеспечения самой Конституции РФ.
В частности, если говорить об административно-правовом обеспечении функционирования органов исполнительной власти, то оно составляет важную часть обеспечения действия Конституции РФ в целом. Что же касается организации государственного управления, то оно также должно осуществляться на основе конституционных правовых норм. Аналогичная ситуация складывается и в сфере защиты органами исполнительной власти прав и свобод граждан и применительно ко всем остальным направлениям административно правового регулирования. Основные направления развития административного законодательства в современный период.
Следует отметить, что на данном этапе проводимой в стране административной реформы наиболее активно разрабатываются две общегосударственные проблемы:
а) повышение эффективности механизма государственного управления;
б) обеспечение реальной защищенности прав граждан в сфере исполнительной власти.28
С точки зрения реализации вышеупомянутых конституционных установок решение первой проблемы обусловливает необходимость принятия комплекса законодательных мер, нацеленных на совершенствование правового регулирования таких подотраслей административного законодательства, как административно правовой статус органов исполнительной власти, государственная служба, методы и формы государственного управления, административно-правовые режимы. При этом особое значение приобретает разработка федеральных законов по тем группам общественных отношений, которые в соответствии с Конституцией РФ должны регулироваться именно законами.29
К сожалению, до настоящего
времени эта сфера общественных
отношений регламентируется значительным
количеством подзаконных
В первую очередь необходимо разработать ряд законов о системе федеральных органов исполнительной власти, основных принципах их организации и деятельности, а также нормативно определить такие конституционные понятия, как «государственное управление» и «государственное регулирование». Другой, не менее важной задачей является совершенствование законодательной основы отраслевых и межотраслевых сфер административно-правового регулирования, которые в современных условиях приобретают новое содержание и форму своего выражения.
Решение этой проблемы предполагает создание правовых институтов, обеспечивающих высокий уровень правовой защищенности граждан и их объединений от незаконных действий и решений органов публичной администрации, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Во-первых, речь идет о
совершенствовании института
Во-вторых, имеется в виду создание условий для реализации гарантированного ст. 46 Конституции РФ права граждан на судебную защиту, а также усиление роли судов в разрешении споров граждан с органами публичной власти. Важным шагом в данном направлении является формирование системы административной юстиции в России, которая представляет собой способ разрешения судами публично#правовых споров, связанных с защитой прав и законных интересов граждан и организаций от неправомерных действий и решений органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.
И, наконец, третьим самостоятельным
видом административного
Очевидно, что все перечисленные виды административно-процессуальной деятельности должны иметь соответствующее законодательное выражение.
Тем не менее, на сегодняшний день частично урегулирован только один вид такой деятельности – юрисдикционная деятельность, связанная с применением административных наказаний и мер административного пресечения (Раздел IV КоАП РФ).
Поэтому в ближайшее
время предстоит принять меры
к нормативному обеспечению административно-
Отметим, что первые шаги в этом направлении уже сделаны. Имеется в виду подготовка проекта Кодекса «Об административном судопроизводстве», работа над которым в последнее время проводилась в Верховном Суде РФ, о чем подробно проинформировал общественность первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ30.
Данный документ содержит важные положения, касающиеся основных принципов административного судопроизводства; предметной, инстанционной и территориальной подведомственности дел, возникающих из публично-правовых отношений; правового статуса участников производства; системы доказательств и доказывания; процессуальных сроков; системы судебных инстанций; возможности принятия обеспечительных мер, а также порядка рассмотрения дел в первой инстанции и порядка пересмотра решений. Кроме того, в нем предусмотрены особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий дел, обусловленные содержанием конкретных публично#правовых отношений и спецификой спора.
Надо полагать, что доработка и принятие вышеупомянутых законодательных актов будут способствовать созданию полновесной системы административной юстиции в России, основы которой закладывает Конституция РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе
были рассмотрены различные
Следует также отметить, что на сегодняшний момент административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более – не кодифицированных отраслей правовой системы России. Это объясняется его многопрофильностью, а, соответственно, и обилием источников административного права. Долгие годы четких подходов к его систематизации не наблюдалось. Между тем административное право по сравнению с другими отраслями права отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификация). Конституция РФ создает прочную правовую базу для проведения такого рода работы, включая формирование стабильного законодательства по кардинальным вопросам организации функционирования механизма исполнительной власти, упорядочения обильного массива действующих административно-правовых норм различного уровня, нередко устаревших и противоречивых. На сегодняшний день в данном направлении проведена огромная работа в рамках проводимой в стране административной реформы. Сейчас кодифицирован лишь один институт российского административного права. Имеется в виду КоАП, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Конечно, кодифицировать все административные нормы невозможно, поэтому на первый план выдвигается задача их систематизации в соответствии с потребностями сегодняшнего дня, с интересами проводимых в стране реформ. Также одним из путей повышения эффективности административного законодательства является устранение в нем многочисленных пробелов. Исходя из всего вышеназванного следует отметить, что цель работы, обозначенная во введении достигнута, в достаточно полном объеме раскрыты юридические акты – источники административного права, дана их характеристика, предложены пути повешения эффективности административного законодательства.Также в заключении курсовой работы необходимо дать краткую характеристику основным источникам административного права на основе Конституции Российской Федерации.
Законы обладают среди всех источников административного права высшими юридическими свойствами. Законы регулируют наиболее общие и в то же время самые значительные по их роли управленческие и иные, относящиеся к предмету административного права отношения, определяют направление и основное содержание работы многих органов государства на продолжительный период. Законы принимаются законодательными органами власти.
Указы Президента Российской Федерации регулируют также важные вопросы организации государственного управления. Со времени учреждения поста Президента принято большое число указов по всем областям государственного руководства, в том числе по регулированию отношений, входящих в предмет административного права,
Решения местных представительных органов (в том числе в системе местного самоуправления) по вопросам местного управления, охраны порядка и другим, определенным законодательством. Например, согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях за нарушение правил охоты, рыболовства, благоустройства, определена административная ответственность (ст.ст. 85, 111, 144). Практически такие решения действуют в каждой области и многих городах.
Акты управления составляют следующую, притом в численном отношении весьма значительную группу источников административного права. Их принимают органы высшие (правительство, центральные (министерства и ведомства), главы администрации в областях, краях, городах и районах, избранные населением, также наделены этим правом Законом о краевом (областном) Совете народных депутатов и краевой, областной администрации и Законом о местном самоуправлении. Акты управления нормативного характера, в соответствии с принципом Конституции (статья 55), могут приниматься в условиях правового государства, только по вопросам управления, т.е. могут распространяться на подчиненные органу предприятия и учреждения и ни в коем случае не могут затрагивать прав граждан и их обязанностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нормативно-правовые акты:
1 "Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).- "Российская газета", N 7, 21.01.2009.
2.Кодекс1РФ1об1административны
2. Научно-методическая литература:
1. Алехин А. П.Административное право Российской Федерации / А. П. Алехин. -М.: "Зерцало", ТЕИС, 2010. – 112 с.