Источники права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 13:11, реферат

Краткое описание

Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория формы (источники) права. Уровень научной разработки данной проблемы, и, прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….2
1. Источники права…………………………………………………………….…4
1.1. Соотношение категорий «форма» и «источник» права ………………...4
1.2. Понятие источника права. Общая характеристика источников права…5
2. Нормативно-правовой акт………………………………………………….…9
2.1. Понятие и виды нормативно-правового акта………………………….…9
2.2. Законы и подзаконные акты………………………………………...…....10
2.3. Конституция Российской Федерации……………………………………12
3. Действие нормативно-правовых актов……………………………………....14
3.1. Действие нормативно-правовых актов во времени……………………..14
3.2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве………………...15
3.3. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц…………………...16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

Исправленный реферат на тему Иточники права.docx

— 39.28 Кб (Скачать файл)

   Государственной территорией  является часть земной поверхности  в пределах государственных границ, недра, внутренние и территориальные  воды, воздушное пространство над  ограниченной территорией, территории  посольств, военных и иных кораблей  в открытом море, летательные  аппараты.

   В России, которая является  федеративным государством (п.1. ст.1 Конституции РФ), как и в иных  федеративных государствах, регулирование  общественных отношений осуществляется  на основе приоритета общефедерального  законодательства.

   Законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской  Федерации не могут противоречить  федеральным законам, принятым  в соответствии с частями первой  и второй настоящей статьи. В  случае противоречия между федеральным  законом и иным актом, изданным  в Российской Федерации, действует  федеральный закон.

   Экстерриториальность действия  нормативных актов означает распространение  правовых актов данного субъекта  правотворчества за пределы территории  его юрисдикции. К примеру, при  рассмотрении судом споров, связанных  с внешнеторговыми сделками, в  некоторых случаях, возможно применение  иностранного законодательства. Кроме  того, при рассмотрении вечных  гражданских споров суд или  иной орган, управополномоченный  на разрешение конфликта, должны  применять правовые акты тех  государственных органов, на территории  которых находится оспариваемое  имущество.

   3.3. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

   Действие нормативно-правовых  актов по кругу лиц тесно  связано с территориальными пределами  функционирования актов. В соответствии  с общим правилом, нормативные  акты распространяются на всех  лиц, находящихся на территории  юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства,  так и на иностранных граждан  и лиц без гражданства).

   Однако, и из этого правила  есть исключения:

во-первых, действующее уголовное  законодательство России распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на её граждан за границей;

во-вторых, адресность нормативных  актов производна от их содержания и назначения;

в-третьих, свои особенности имеет  действие нормативных актов РФ в  отношении иностранцев и лиц  без гражданства. Вопрос об их уголовной  и административной ответственности  за правонарушения, совершённые на территории РФ, решается дипломатическим  путём.

   Особую категорию адресатов  нормативных актов составляют  лица с двойным гражданством, а также беженцы и перемещённые  лица. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами  законодательства двух и более  государств. Беженцы, покинув свою  страну в силу каких-либо чрезвычайных  обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия), также становятся  субъектами правоотношений нескольких  государств.

   Особое положение в России, равно как и в других странах,  занимают дипломаты, консульские  работники и другие сотрудники  зарубежных госучреждений, пользующиеся  дипломатическим иммунитетом. В  строгом соответствии с международным  и национальным (внутренним) правом  они не подлежат аресту и  задержанию. На них не распространяется  уголовная, административная и  в значительной части гражданская  юрисдикция государства пребывания. Судебные, следственные и иные (например, фискальные) органы, к которым поступают  требования о начале производства  следственных действий в отношении  лиц, пользующихся дипломатическим  иммунитетом, должны заведомо  признавать подобного рода дела  им не подведомственными. На  официальные власти страны пребывания  возлагается обязанность не только  самим не допускать по отношению  к этим лицам, каких бы то  ни было оскорбительных выпадов  и насилия, но и всячески ограждать их от подобных действий со стороны других лиц.

   Если применять принцип  равноправия человека с человеком  к иностранным гражданам и  лицам без гражданства, то каждый  иностранец воспринимается в  первую очередь, как личность, как человек со всеми естественными  и приобретенными свойствами. Иностранный  гражданин не только пользуется  обозначенными законом правами  и свободами, но и несет обязанности.

   Иностранные граждане и  лица без гражданства, находящиеся  в Российской Федерации имеют  право на получение на общих  основаниях дошкольного и основного  общего образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях. Также иностранцы  вправе получить в России высшее  образование, поступить в аспирантуру  и докторантуру высших учебных  заведений.

   Иностранцы, въезжающие в  Россию с целью получения образования,  принимаются в образовательные  учреждения на основании направления  Министерства образования и науки  Российской Федерации или в  соответствии с прямым договором,  который заключается между образовательным  учреждением и иностранным гражданином.

   Одним из важнейших социально-культурных  прав является право на доступ  к культурно-духовным ценностям.  Действительно, любой иностранный  гражданин может свободно посещать  театры, музеи, концертные залы, филармонии  и другие культурные учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

   Заключение.

   В процессе написания работы было раскрыто общее понятие источника права, проанализированы общие виды источников права в Российской Федерации. Также была проанализирована роль закона как основного источника конституционного права Российской Федерации.

   Рассмотренные положения в заключении позволяют обосновать следующие выводы, являющиеся итогом работы:

   Источники конституционного права – это факторы, на основе которых формируется данное право, и осуществляется правовое регулирование отношений конституционного характера Юридическими источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Они имеют особый порядок принятия, отмены и изменения, им свойственны многообразие и высокая юридическая значимость.

   Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права Российской федерации как отрасли права. На федеральном уровне виды источников конституционного права можно классифицировать по трем группам: законодательные акты Российской Федерации, подзаконные акты Российской Федерации, судебные решения. Президент Российской Федерации в пределах своих полномочий, законодательная власть в лице Федерального Собрания Российской Федерации, судебная власть, исполнительная власть в лице федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств принимают и издают законные и подзаконные нормативные правовые акты общефедерального действия, т.е. обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации, которые являются источниками конституционного права как отрасли. Конституционный Суд Российской Федерации формально не относится к числу правотворческих органов, но таковым является: любые акты, признанные Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными, утрачивают свою силу.

   К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Формами установления правовых норм, действующих только на территории данного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти.                               Кроме того, к источникам права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы: это, в частности, уставы (Положения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Список использованной литературы.

1. Загайнова С.Р. Судебный прецедент: проблемы правопонимания. –М.: Норма 2002. – 176 с.

2. Источники российского права. Вопросы теории и истории: (Текст): учебное пособие/ Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; отв. Ред. М.Н. Марченко. – М.: Норма, 2005. – 336 с.

3. Конституция Российской Федерации со вступительной статьей. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 48 с.

4. Общая теория государства и права. Академический курс 028 в трех томах/ отв. Ред. М.Н. Марченко. – 3 – е изд., перераб. И доп. – М.: Норма, 2007. – 802 с.

5. Радько Т.Н. Теория государства и права: (Текст) : учебник для вузов / Т. Н. Радько. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 576 с.

6. Теория государства и права: учебник / Под ред. М. М. Рассолова. – 2 – е изд., перераб. И доп. – М.:ЮНИТИ, 2004. – 735 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Источники права