Каноническое право: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 22:00, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы - показать необходимость изучения общих принципов, положений, конституционных основ системы и становления канонического права как самостоятельного этапа развития европейского права. Каноническое право это целая эпоха в истории европейского права.
Предложенная тема включает в себя такие понятия и положения как:
история христианства;
раскол христианства и следствие этого раскола;
католицизм;
папа римский - структура церковного управления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНОВЛЕНИЕ КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА 5
1.1.Формирование церковной организации 5
1.2. Понятие и источники канонического права 10
2. ЦЕРКОВНАЯ ЮСТИЦИЯ: канонический процесс 14
3. СИСТЕМА КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА 18
3.1. Брачно-семейное право 18
3.2. Наследственное право 21
3.3. Уголовное право 24
3.4. Долговое и торговое право 27
4. АВТОРИТЕТ И ЗНАЧЕНИЕ КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

Каноническое право.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

В церковных делах безусловное  предпочтение отдавалось чисто письменной процедуре: “того, чего нет в документах, не существует вообще”. И подача жалобы, и возражения ответчика должны были быть обязательно письменными. Стороны  задавали друг другу вопросы в ходе слушания по письменным запискам. Решение суда также фиксировалось. Обязательно записанными были показания свидетелей – под присягой и под угрозой кары за лжесвидетельство. Согласно процедуре канонического права, стороны могли иметь представителей, которые приводили юридические аргументы. Давали ссылки на источники права в помощь тяжущимся.

Право сторон быть представленными  на церковном суде доверенными лицами обусловило высокую оценку канонического  права со стороны торговцев, которые  часто не имели возможности лично явиться в суд.

Строгий формализм в судебной процедуре  был взаимосвязан с вообще новым  подходом канонического права к  смыслу судопроизводства. Суд должен был не установить правоту одной  стороны и осудить другую, суд  должен был выяснить истину по делу, может быть, даже в частичное или полное нарушение интересов того, кто возбудил обвинение или жалобу. Судье полагалось самому допрашивать стороны по собственному разуму и совести, ему полагалось быть внутренне убежденным в обоснованности и справедливости своего решения по делу, в том числе с точки зрения канонических догматов. Судья должен был выяснять не только материальные обстоятельства по делу, но и разного рода мотивы – иногда и “то, что грешник сам, может быть, не знает или из стыда желает скрыть”. Это, в свою очередь, привело канонические суды к очень жёсткому отношению к доказательствам. Были разработаны некоторые правила разграничения доказательств:

  • не относящихся к делу;
  • неясных или неопределённых;
  • свидетельствующих то, что порождает неясность;
  • противоречащих природе и потому бесполезных.

Излишне формальные и  жесткие требования к природе  доказательств были затруднением в  возбуждении уголовных преследований. А убеждение в изначальной  греховности любого сочлена мирской  жизни и его сопротивление покаянию подтолкнули каноническое право и судопроизводство к преувеличенной значимости собственного признания обвиняемого. Это существенно перестроило инквизиционное производство.

Важнейшей привилегией  церкви явилось право на свой церковный  суд. Все лица, принадлежавшие церкви: монахи, монастырские крестьяне и  т.д. – подлежали суду церкви и  по гражданским и уголовным делам. Исходя из положения, что все преступления, связанные с грехом. Подлежат суду церкви, она присвоила себе подсудность по делам по делам ереси (вероотступничества), колдовства, святотатства (кража церковного имущества, насилие над служителями церкви), нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество. Так как имущественные договоры часто скреплялись религиозными клятвами, церковь объявила своей компетенцией области обязательственных отношений.

По решению IV Латеранского собора в особые обязанности церковных властей впредь входила борьба с проявлениями разного рода ереси. Даже против просто подозреваемых в ереси или сочувствии ей, если те не смогут доказать своей невиновности и опровергнуть обвинений, следовало возбуждать преследования. В этих условиях церковные суды должны носить особый инквизиционный характер, исходить из презумпции виновности и греховности обвиняемых. Преследование еретиков поручалось монахам доминиканского, а затем других орденов. Для этого учреждались особые должности церковных судей – инквизиторов. Инквизиторы были вскоре признаны неподсудными обычному церковному суду, получили право на личное обращение к папе, поставлены вне всякого административного контроля епископов Независимая от местных властей инквизиция становится в XIII-XVII вв. грозной силой. Инквизиция могла возбуждать преследование по слухам. В инквизиции одно и тоже лицо вело предварительное расследование, суд и выносило приговор. Судоговорение было тайным, сопровождалось мрачным ритуалом, наводящим ужас. При отсутствии быстрого признания прибегали к пытке, которая ничем не регламентировалась. Создавалась обстановка всеобщего ужаса, позволяющего властвовать неограниченно. Инквизиторы считали, что лучше убить 60 невиновных, чем дать уйти одному виноватому. В 1252 г. папа Иннокентий IV одобрил создание инквизиционных трибуналов из 12 судей во главе с епископом. В уголовных делах собственное признание стало основным видом доказательства, свидетельствующим и о правоте выводов суда, и об очищающем греховную душу раскаянии преступника. Данное положение применялось особенно в вопросах обвинений в ереси, так как при желании под таковое могли быть притянуты любые расхождения с церковными правилами. После получения признания следовало примирение с церковью – отпущение грехов. Обвиняемый подписывал протокол допроса, непременно указывал, что признание является добровольным. При отказе от этого, или изменении показаний обвиняемый признавался снова отлученным от церкви и подлежал сожжению живым на костре (церковь “не проливала крови”). Признание помогало избежать сожжения, но вело к пожизненному заключению. Оправдание было очень редким. На кострах инквизиции сгорело много выдающихся людей: Жанна д’Арк, Ян Гус, Джордано Бруно и многие другие.

Это надолго деформировало судопроизводство в канонических судах в случае наиболее важных обвинений и преследований.

Церковная судебная процедура  оказала значительное влияние и  на светские суды в Европе. Излишне  жесткое и своеобразное отношение  канонического права к процессуальным доказательствам стало причиной для распространения в юстиции излишнего затягивания разбора дел, начала практики многомесячных и многолетних тяжб.

 

 

                                                                                                                                   3.СИСТЕМА КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА

 

Римское право не имело  в средние века такого глубоко  влияния на правопорядок и общественную жизнь европейских стран, как  каноническое право. Последнее стало  сильным орудием укрепления и  развития церковной власти и перестройки социальной структуры общества в нужном церкви направлении.                                                                                                                                   

3.1.Брачно-семейное право                                                                                                        Основополагающим вкладом в церковную политику силы, многосторонне представленную в каноническом праве, является борьба церкви за такую социальную структуру общества, в которой бы семья, а не род стала первичной социальной группой и поэтому, регулирование брачно-семейных отношений было совершенно особой по значимости областью канонического права. Это было абсолютно необходимо, если церковь хотела иметь возможность создавать Царство Божие на земле, в котором бы все люди считали себя братьями и сестрами под властью Отца Небесного. В родовом обществе для такого отношения к ближним не было социально-психологической основы. В качестве первого звена в этой политике пришлось ввести правила целибата (обязательное безбрачие) для духовенства. Это выводило духовенство из сферы общих родовых и в целом мирских интересов и превращало его в послушный и находящийся под железным правовым контролем инструмент в высочайшей руке церковного руководства.

С самых ранних времён церковь активно высказывалась  о браке и семье: язычество  предполагало многожёнство, браки по предварительной договорённости, что  противоречило христианской идее моногамного  брака. Христианскими канонами были заложены принципы всех семейных отношений христианского мира, включая и чисто юридические стороны. Поэтому каноническое право не просто оказало влияние на регулирование этой сферы. Долгие столетия во всех странах оно заменяло своими правилами национальное брачно-семейное право.

Брак в каноническом праве понимался и как соглашение между супругами и как главное  таинство священного содержания: “Брачный союз, посредством которого мужчина  и женщина устанавливают между  собой общность всей жизни, по самой  природе своей направлен ко благу супругов и к порождению и воспитанию потомства”. То, что брак считался договором, предопределяло взаимные права и обязанности супругов. То, что он был таинством, предполагало его неотменимость; а в результате брачного сожительства создавался особого рода кровно-родственный союз супругов, и разорвать его было не во власти людей. Только к XII в. утвердилась политика церкви в отношении брака и семьи - ей была придана обязывающая сила.

Для заключения канонического  брака важнейшим моментом считалось выражение взаимного согласия на брачный союз. Совершали брак сами брачующиеся (ими могли быть мужчины с 16 лет, женщины - с 14 лет). Все остальные рассматривались только как ассистенты - их могло и не быть. До XVI в. (до решений Тридентского собора) присутствие священника на брачной церемонии не было обязательным, его мог заменять и мирянин. Бракосочетание могло быть и тайным. Возможность заключения брака без священника и только при свидетелях сохранилась в исключительных случаях и в дальнейшем.

Из этого главного принципа - взаимное согласие порождает брак - вытекали все остальные существенные элементы брачного права. Поэтому в особенности детально были урегулированы юридические аспекты проявления согласия. Вступать в брак могли все, кому это не было воспрещено. Ступени брака:

1. обмен обещаниями  вступить в брак в будущем  - договор помолвки мог быть  расторгнут в определенных случаях  одной из сторон и по обоюдному  желанию - всегда;

2. обмен обещаниями  вступить в брак в настоящем,  то есть договор брака;

3. согласие на половые отношения после заключения брака - завершение брака.

Согласие должно быть дано по доброй воле. Ошибка относительно личности партнера или его существенных и отличительных качеств не допускала  согласия и делала брак недействительным. Это же происходило и в случае принуждения, так как оно нарушало добровольность согласия.

Кроме этого, существовали следующие условия, необходимые  для действительности брака (независимо от согласия):

1. Возрастные ограничения  - о них было сказано немного  ранее;

2. Брак между лицами  различной веры считался недействительным, так как крещение было обязательным  условием участия в любом таинстве. Однако, наравне с данным требованием  признавалась действительность  брака между католиком и еретиком, а также законность брака между людьми различных сословий.

Если стороны вступили в брак добросовестно, заблуждаясь  и не зная об имеющихся препятствиях, то дети считались законнорожденными, а брак был действителен до официального аннулирования. Такой брак носил  название “мнимый брак”. Брак не мог быть аннулирован без подачи иска, а круг лиц, которые могли подать такой иск, ограничивался только близкими родственниками.

Систематизация семейного  права стала возможной потому, что церковь сосредоточила свое внимание на юрисдикции церковных властей над совершением таинства брака. Вся структура семейного права была сформулирована в терминах брака, которые включали законность брака, его недействительность, нарушение брака, тайный брак, отлучение от ложа, собственность супругов.

Другим звеном в этой социальной структурной политике были суровые меры наказания, которыми карались сексуальные отношения вне брака. Церковь создала здесь - с отсылкой на мазохистское уголовное право - систему нарушения нравственности, которая более 500 лет играла большую роль в законодательстве и судебной практике и в значительной степени формировала сексуальные представления и модель поведения людей. с этой же целью церковь осуществляла широкий контроль над брачным правом. Ещё одной мерой насилия стало вмешательство в светское правосудие, осуществлявшееся церковью со ссылкой на морально-теологические принципы: соглашения, скрепленные клятвой, судебные дела о ростовщичестве и ренте, которая была также запрещена каноническим правом, слушались церковным судом, даже если стороны или привлечённые к ответственности не принадлежали духовенству, и дело было целиком подсудно церкви.                                                                                                                                 

3.2. Наследственное право                                                                                                                                                      Каноническое право, которое в своей основе, прежде всего, было правом управления, привело к тому, что церковная собственность стала несравненно лучше администрированной и в связи с этим более экономически полезной, чем соответствующие ресурсы мирских власть имущих. Кроме того, церковь получила большое богатство благодаря добровольным пожертвованиям путем развития наследственного права: институтов завещания и дарения - в соответствии со своими возможностями оказывать религиозное давление.

При этом использовалась искусно выработанная юридическая  техника, которая в большей степени  развивала право завещания. Эта техника была направлена на то, чтобы преобразовать римское право завещания в соответствии с церковными интересами. Поэтому были ослаблены строгие формальные требования, которые предъявлялись в римском праве: чтобы завещание имело силу, оно должно было быть составленным только в присутствии приходского священника, нотариуса или двух свидетелей. В новых условиях только подписанное завещателем завещание имело силу даже без соблюдения формальных требований.

С введением христианства долю покойника перестали хоронить или сжигать с трупом. Собственность делилась на три части:

1/3 - вождю или королю;

1/3 - наследнику;

1/3 - “Доля Бога”.

Церковь определила две  формы дарения:

Информация о работе Каноническое право: общая характеристика