Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:49, контрольная работа
Административное право в общественной жизни выступает в нескольких ролях: как отрасль права, как отрасль правовой науки и как одна из учебных дисциплин. Под административным правом понимается совокупность юридических норм, определяющих поведение субъектов (граждан, органов исполнительной власти, общественных объединений) в области государственного управления и полицейской деятельности. Но если административное право как совокупность юридических норм предписывает соответствующее поведение, то наука административного права исследует нормы административного права, классифицирует и систематизирует их, объединяет в правовые институты и представляет в определенной системе.
Введение………………………………………………………………………..3
Понятие и сущность административно-правовых норм…………….............4
Структура административно-правовых норм……………………………......7
Классификация административно-правовых норм………………………….8
Заключение……………………………………………………………………..12
Список использованной литературы…………………………………………14
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Понятие и сущность административно-правовых норм…………….............4
Структура административно-правовых норм……………………………......7
Классификация административно-правовых норм………………………….8
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………14
Введение.
Нормы административного (публичного) права появились в глубокой древности. Регулируя управленческие отношения еще в первобытном обществе, они явились тем эмбрионом, из которого путем исторически длительной и последовательной дифференциации развились и возникли такие отрасли, как гражданское (частное), уголовное и государственное право, способствовавшие затем в XVII XIX вв. выделению из своей среды организованной совокупности правовых норм - административного права. В России нормы административного права встречаются уже в "Русской Правде" и царских судебниках. В 1649 г. при Алексее Михайловиче издается первый полицейский устав "Наказ о градском благочинии", содержавший в основном административно-правовые нормы, которые охраняли общественный порядок в Москве.
Административное право в общественной жизни выступает в нескольких ролях: как отрасль права, как отрасль правовой науки и как одна из учебных дисциплин. Под административным правом понимается совокупность юридических норм, определяющих поведение субъектов (граждан, органов исполнительной власти, общественных объединений) в области государственного управления и полицейской деятельности. Но если административное право как совокупность юридических норм предписывает соответствующее поведение, то наука административного права исследует нормы административного права, классифицирует и систематизирует их, объединяет в правовые институты и представляет в определенной системе.
Понятие и сущность административно-правовых норм.
Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности. Как самостоятельная отрасль российского права, административное право имеет свой предмет регулирования. Административное право Российской Федерации как отрасль публичного права занимает важнейшее место в правовой системе и посредством своих подотраслей, институтов и отдельных норм разрешает задачи, а также осуществляет функции, способствующие формированию и качественному функционированию самой правовой системы. Свою регулятивную роль административное право выражает прежде всего через свои нормы.
Административно-правовые нормы это общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.
Нормы административного права
устанавливают правовой режим взаимоотношений
субъектов государственного управления
и местного самоуправления, определяют
права, свободы и обязанности граждан
в сфере исполнительной власти и гарантии
их реализации. Значительное место занимают
нормы об административной, дисциплинарной
и материальной ответственности, а также
о способах обеспечения законности и дисциплины
в деятельности органов исполнительной
власти и их должностных лиц.
Нормы административного права не только
упорядочивают, закрепляют и защищают
новые общественные отношения, возникающие
при переходе к рыночной экономике, но
и вытесняют из сферы исполнительной власти
общественные отношения, не отвечающие
современным условиям.
Во многих его нормах определяется
механизм исполнения, претворения в жизнь,
применения требований законов к конкретным
обстоятельствам и объектам управления.
Целям исполнения и применения законодательства
служит и правотворческая деятельность
самих органов исполнительной власти.
В случаях, когда нормы законов не имеют
прямого действия, эту роль выполняют
подзаконные акты, издаваемые Правительством,
федеральными и региональными органами
исполнительной власти.
Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам.
Цели использования административно-правовых норм:
1) обеспечение упорядоченности организации и функционирования системы исполнительной власти (государственного управления);
2) обеспечение эффективной реализации в сфере государственного управления прав, свобод и обязанностей граждан и их объединений;
3) определение того или иного варианта должного поведения всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления (физические и юридические лица, общественные объединения и т.п.);
4) непосредственное выражение в сфере государственного управления публично-правового интереса;
5) установление и обеспечение режима законности и государственной дисциплины в рамках регулируемых общественных отношений.
Таким образом, административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти - исполнение, проведение в жизнь требований Конституции РФ, законов и иных нормативных актов.
Нормам административного права присущи все те признаки, которые характеризуют норму права в целом:
1) Общеобязательный характер - она воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам;
2) Формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;
3) Связь с государством - устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием;
4) Предоставительно-обязывающий характер - представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;
5) Микросистемность - правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.
Структура административно-правовых норм.
Структура административно-правовых норм традиционна: это гипотеза (юридические факты), диспозиция (само правило поведения) и санкция (мера, применяемая в случаях нарушения требований этих норм).
Гипотеза указывает на факты, условия, обстоятельства, при наличии которых подлежат исполнению ее предписания, а также на субъекты, к которым данная норма адресована. Гипотеза нормы административного права не во всех случаях четко выражена. Она нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.). При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражена, а предполагается в качестве условия соответствия этой деятельности установленной компетенции того или иного субъекта исполнительной власти.
Диспозиция содержит правило или модель поведения участников регулируемых отношений, установленное государством, если имеются обстоятельства, предусмотренные гипотезой.
Санкция - это логически завершающий
элемент (структурный элемент), содержащий
указание на неблагоприятные последствия,
возникающие в результате нарушения диспозиции.
Санкция предусматривается, как правило,
в виде конкретных мер дисциплинарного
или административного воздействия, причем
далеко не все нормы имеют таковые. Например,
нормы, регулирующие управленческую деятельность,
исходят из того, что взаимоотношения
между вышестоящими и нижестоящими административно-
Классификация административно-правовых норм.
Административно-правовые нормы классифицируются по различным основаниям:
По юридическому содержанию:
- императивные (содержащие властные предписания). В настоящее время управленческая практика исходит из необходимости сокращения прямых предписаний. Обойтись без них реальный механизм государственного управления объективно не может;
- диспозитивные (содержащие свободу усмотрения). Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму;
- поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение). Они обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений. Чаще всего в таком аспекте говорится об установлении налоговых и иных льгот, освобождении от налогообложения, применении льготного кредитования и т.п.;
- рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения). Природа их отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и не государственных формирований;
По материальному и процессуальному содержанию:
Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти, должны действовать участники регулируемых управленческих отношений.
Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
В зависимости от адресата нормативных предписаний.
По адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:
- организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления;
- административно-правовой статус государственных служащих.
- ключевые вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;
- административно-правовой статус общественных объединений;
- отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные;
- административно-правовой статус граждан.
По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:
- общие, т.е. распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ;
- межотраслевые, т.е. регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного законодательства;
- отраслевые, т.е. регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств);
По юридической силе:
Административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный (их действие распространяется на всех участников регулируемых отношений) характер.
Административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны по сравнению с аналогичными нормами конституционного или законодательного характера, т.е. производны от них; последние по своему юридическому значению первичны.
Являясь вторичной (производной) формой право установления, административно-правовые нормы, создаваемые непосредственно субъектами исполнительной власти, обеспечивают действенность прежде всего конституционных и законодательных правовых норм. Тем самым они служат одним из существенных юридических средств, придающих этим нормам характер реально "работающих" правовых установлений, а также детализирующих и конкретизирующих содержащиеся в них общие правила поведения;
По действию во времени:
Административно-правовые нормы могут быть срочные (с определенным сроком действия) и бессрочные (не имеющие определенного срока действия);
По действию в пространстве:
С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы по своему масштабу подразделяются на общефедеральные, а также устанавливаемые субъектами федерации (республиканские, территориальные или региональные и т.п.).
Информация о работе Классификация административно-правовых норм