Классификация и виды методов государственного управления. Методы убеждения и принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 15:13, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение теоретических аспектов государственного управления, а также разнообразных методов его осуществления.
Для достижения указанной цели были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
определение понятие методов государственного управления, выявление их правовой основы;
рассмотрение разнообразия приемов и способов, применяемых в государственно-управленческой деятельности, изучение различных классификационных подходов с целью систематизации методов государственного управления;

Вложенные файлы: 1 файл

Гос управление.docx

— 39.52 Кб (Скачать файл)

Степень убежденности проверяется  в процессе практической деятельности людей, в линии их поведения.

Убеждение выражается в различных  формах идеологического воздействия. К ним относятся: идейно-политическая и пропагандистская деятельность; агитационно-массовая и культурно-массовая работа; повышение  политической и правовой культуры; разъяснение политики государства, действующего законодательства; нравственное и правовое воспитание потребности; индивидуальная массовая работа; распространение  передового опыта; совершенствование  профессионального мастерства; критика  отрицательных поступков; совершенствование  форм и методов управления; личный пример руководителя и др.

2.2. Административное принуждение как  метод государственного регулирования

Являясь основным методом воздействия  на сознание и волю людей, метод убеждения  не всегда оказывается достаточно действенным  в отношении лиц, совершающих  противоправные действия. В связи  с этим государство, охраняя неприкосновенность личности, ее права и свободы, законные интересы граждан, органов, предприятий, учреждений и организаций, вынуждено  применять принуждение.

В своей  основе принуждение как метод  государственного управления так же, как и убеждение, представляет собой  сложную систему средств, приемов, способов воздействия на поведение граждан и направлено на достижение согласия в обществе[2, с. 188].

В обществе существуют различные виды принуждения. По объекту воздействия  различаются психическое, материальное, организационное и физическое воздействие.

Непосредственным объектом психического принуждения является психика человека, его разум, эмоции, воля.

Материальное принуждение воздействует на поведение личности, на должностных  и юридически лиц, через принадлежащие  им денежные средства, имущество; определенным образом ограничивает владение, распоряжение и пользование имущество лишает некоторых материальных благ, имеющихся  в распоряжении владельца, взыскивает с нарушителя денежные суммы, штраф  и др.).

Примерами организационного воздействия  являются увольнение, исключение, лишение  прав, ликвидация организаций.

К физическому принуждению относятся  такие меры, которые непосредственно  воздействуют на личность, ограничивая  свободу ее действий, пресекая противоправное поведение.

К основным признакам, характеризующим  административное принуждение, можно  отнести следующие.

1.Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим своей целью охрану регулируемых, как правило, нормами административного права общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления.

2.Всем мерам административного принуждения присущ государственно-властный характер.

3.Основанием для их применения является совершение административного правонарушения или особые условия, предусмотренные правовой нормой, (эпидемии, стихийные бедствия и другие чрезвычайные обстоятельства), когда меры административного принуждения используются для предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий.

4.Акты, регламентирующие применение мер административного принуждения, уполномочены издавать строго определенные органы власти: Национальное собрание; Президент Российской Федерации; Совет Министров; местные Советы депутатов (исключая поселковые и сельские Советы), а при чрезвычайных обстоятельствах (эпидемии, стихийные бедствия) — и исполнительные комитеты.

5.Административное принуждение  состоит в понуждении к исполнению  гражданами и должностными лицами, юридических обязанностей, установленных  правовыми нормами.

6. Административное принуждение применяется целях:

  • прекращения противоправных действий;
  • наказания нарушителей в административном порядке;
  • обеспечения общественной безопасности, когда наступление экстраординарных условий определяют необходимость принудительных мер и при отсутствии правонарушений.

7. Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на это органами и должностными лицами, круг которых строго определен правовыми актами.

8. Административно-правовое принуждение всесторонне регулируется соответствующими нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения[2, с. 191-193].

Таким образом, административное принуждение — это система мер морального, материального, физического и психического воздействия уполномоченных органов на сознание и волю людей в целях достижения определенного поведения, строгого соблюдения дисциплины и законности в сфере управления.

Меры административного принуждения  весьма разнообразны и многочисленны.

В зависимости от целей и способа  обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправным посягательством  на эти отношения, все меры административного  принуждения могут быть разделены  на четыре группы:

  1. административно-предупредительные;
  2. административного пресечения (административно-пресекательные);
  3. меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
  4. административной ответственности.

Под мерами административного предупреждения понимают способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и  недопущение их отрицательных, вредных  последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан  или нормальной деятельности государственных  органов, предприятий, учреждений и организаций[2, с. 194-195].

Административно-предупредительные  меры не связаны с совершением  правонарушений. Они их предотвращают  и в этом смысле предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

На основании классификации  мер по целям применения выделяют две группы мер административного  предупреждения.

К первой группе относятся меры, которые  применяются в целях предупреждения угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления  возможных нежелательных или  вредных последствий, в частности:

  • введение карантина;
  • таможенный досмотр, т.е. проверка вещей при переезде через государственную границу с целью предупреждения контрабанды;
  • закрытие участков государственной границы, участков дороги или улицы в случае аварии, происшествия, проведения массовых мероприятий;
  • досмотр транспортных средств;
  • принудительное медицинское освидетельствование физического состояния лиц, санитарного состояния предприятий торговли и общественного питания;
  • принудительное выселение из домов, находящихся в аварийном состоянии; реквизиция имущества, т.е. временное возмездное изъятие (например, личного транспорта) в силу государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий;
  • досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа этих судов;
  • пожарный надзор;
  • административный надзор;
  • регистрация оружия, транспортных средств и т.п.

Ко второй группе мер предупреждения относятся меры, которые имеют  целью предупредить правонарушение, им присуща четко выраженная профилактическая направленность. Такими мерами являются: проверка документов, удостоверяющих личность; контрольные и надзорные  проверки; досмотр вещей и личный досмотр граждан, подозреваемых  в совершении преступления или административного  правонарушения, и др.

Меры пресечения - это способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также обеспечивающие возможность последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности[2, с.196].

Цель пресечения - прекратить противоправные деяния и не допустить новых. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния.

Меры пресечения используются более  широко, чем административная ответственность, следовательно, круг субъектов, в отношении  которых они могут быть использованы, более широкий. Эти меры могут применять и к лицам, не достигшим 16-летнего возраста, и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом (депутатским, дипломатическим), и к военнослужащим, работникам МВД при совершении ими нарушений, за которые они могут нести дисциплинарную ответственность.

Пресечение осуществляется как  в интересах общества, государства, так и в интересах самого нарушителя. Прежде всего, властное прекращение  антиобщественной деятельности позволяет  предотвратить действия, события, которые  усугубили бы ответственность виновного. Например, принудительное лечение, помещение  в вытрезвитель и другие меры призваны непосредственно оказывать помощь гражданину, совершающему противоправные действия.

В отличие от карательных санкций  меры пресечения могут нарушать и  физическую неприкосновенность граждан. Если перечень первых четко установлен законом, то перечень пресекательных мер, содержащийся в нормативных актах, нельзя считать исчерпывающим.

Среди средств административного  принуждения меры пресечения наиболее многочисленны и разнообразны, что  обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на интересы государственных, общественных и иных организаций, граждан. Тем не менее, их можно свести в  следующие группы:

  1. меры пресечения, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (задержание, физическое воздействие, принудительное лечение, применение специальных средств и оружия и др.);
  2. меры пресечения имущественного характера (изъятие имущества, незаконных средств охоты, рыбной ловли, снос самовольно возведенных строений и др.);
  3. меры пресечения технического характера (приостановление работы предприятия в случае грубого нарушения правил охраны труда и техники безопасности, правил пожарной безопасности и др.);
  4. меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания при нарушении санитарных норм и др.);
  5. меры пресечения финансово-юридического характера (изъятие в фонд бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями, организациями путем нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, приостановление операций юридических и физических лиц по расчетам в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым органам отчетов, балансов, расчетов, деклараций и др.) [2, с.96].

Однако следует отметить некоторую  условность данной классификации. Имеются  и другие меры административного  пресечения.

Следует отметить, что, применяя меры пресечения, субъекты власти должны строго соблюдать принципы законности и  целесообразности: избирать такие средства, которые действительно необходимы для предотвращения вредных последствий.

Цель применения процессуальные мер пресечения — обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях:

  • не позволить виновному уклониться от ответственности;
  • собрать необходимые доказательства;
  • обеспечить исполнение постановления.

К таким мерам относятся: доставление, привод, задержание, личный досмотр, досмотр  вещей и документов, которые являются объектом правонарушения, арест имущества  и др.

Меры административной ответственности  применяются к лицам в случае совершения административного правонарушения и находят свое выражение в  наложении на виновных лиц административных взысканий (предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, лишение  специального права, лишение права  заниматься определенной деятельностью, конфискация, депортация, взыскание  стоимости предмета административного  правонарушения).

Все перечисленные меры административного  принуждения используются в интересах  более эффективного решения задач  и функций исполнительной власти и государственного управления[4, с. 20-21].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Процесс государственного управления, как один из видов социального управления, представляет собой сознательную и  целенаправленную деятельность, связанную  с реализацией государственно-властных полномочий субъектами государственной  власти и регламентированную юридическими нормами. Субъектом государственного управления выступают, прежде всего, органы государственного управления (Президент, Правительство, местные органы власти и т.д.), а объектом управления, по сути дела, выступает общество в  целом.

Качественную сторону государственного управления отражают методы управления. Именно они показывают, как, каким  образом государство решает встающие перед ним задачи в области  управления.

Особенность методов государственного управления заключается в том, что  они применяются в процессах  управления по поручению государства, т.е. официально, а также в установленном  порядке. Они должны отвечать определенным требованиям: обладать способностью формировать и обеспечивать реализацию управляющих воздействий, быть разнообразными и приспособленными к использованию в управлении; реальными и гибкими.

Информация о работе Классификация и виды методов государственного управления. Методы убеждения и принуждения