Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 21:07, курсовая работа
В соответствии с Конституцией Правительство Российской Федерации осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации строится на основе принципа разделения властей, самостоятельности и независимости каждой из ветвей власти. Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Его деятельность постоянно освещается в средствах массовой информации, ему посвящено множество научных исследований.
Введение......................................................................................................................3
1. Правительство Российской Федерации как орган исполнительной власти, основы правового регулирования деятельности......................................................5
1.1 Понятие и место Правительства Российской Федерации в системе органов исполнительной власти..............................................................................................5
1.2 Правовое регулирование деятельности Правительства Российской Федерации....................................................................................................................8
2. Структура и организация деятельности Правительства Российской Федерации..................................................................................................................10
2.1 Состав Правительства Российской Федерации................................................10
2.2 Порядок формирования Правительства Российской Федерации...................12
2.3 Организация деятельности Правительства Российской Федерации..............15
2.4 Полномочия членов Правительства Российской Федерации.........................18
2.5 Отставка Правительства Российской Федерации.............................................21
3. Компетенция Правительства Российской Федерации......................................25
3.1 Основные полномочия и проблемы реализации полномочий Правительства Российской Федерации.............................................................................................25
3.2 Нормотворческая деятельность Правительства Российской Федерации..................................................................................................................29
Заключение.................................................................................................................34
Списки использованных источников..............................
Статус Правительства Российской Федерации (далее – Правительства РФ) определен в ч.1. ст. 110 Конституции Российской Федерации от 12 января 1993 г. (далее – Конституции РФ), где сказано, что исполнительную власть в Российской Федерации (далее – РФ) осуществляет Правительство РФ. Вместе с тем, очевидно, что исполнительная власть не ограничивается деятельностью одного лишь Правительства РФ. Оно является исполнительным коллегиальным органом общей компетенции, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ1. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства РФ, отражает его место в системе органов государственной власти РФ и характеризует его деятельность.
Статья 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее – ФКЗ «О Правительстве РФ») определяет Правительство РФ как коллегиальный орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть и возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Однако, несмотря на то, что Правительство по существу является высшим исполнительным органом государственной власти в масштабе страны, в Конституции РФ указаний на этот счет нет 2. Оно может рассматриваться как высший орган исполнительной власти в том смысле, что является единственным коллегиальным органом, который обладает конституционной компетенцией в сфере исполнительной власти 3.
Для понимания статуса Правительства РФ важно подчеркнуть, что оно является не только высшим, но и федеральным органом исполнительной власти. Действующая Конституция РФ использует определение «система федеральных органов исполнительной власти», но при этом не расшифровывает само понятие4. Его толкование дается в постановлении Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 №2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации», в котором четко указано, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, ФКЗ «О Правительстве РФ» и иных федеральных законов.
Согласно Указу Президента РФ от 21 мая 2014 г. № 636 (ред. от 12.05.2014) «О структуре федеральных органов исполнительной власти», в систему федеральных органов исполнительной власти РФ входят: Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
Конституция РФ не закрепляет каких-либо специальных принципов деятельности Правительства РФ. Согласно ст. 3 ФКЗ «О Правительстве РФ» оно в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Статус Правительства РФ как органа общей компетенции означает, что оно вправе решать любые вопросы, относящиеся к ведению исполнительной федеральной власти, если они при этом прямо не отнесены к компетенции иных органов, должностных лиц. Кроме того, Правительство РФ в пределах своих полномочий вправе контролировать и координировать деятельность всех иных органов, должностных лиц5.
Важность Правительства РФ как коллегиального органа заключается в том, что при принятии решений большинством голосов своих членов, учитывается весь спектр мнений, вариантов, проектов, управленческих решений, аккумулируются знания и опыт членов коллегиального органа, интересы его структурных подразделений6.
Статья 115 Конституции РФ определяет, что Правительство РФ действует на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации (далее – Президента РФ). Формулировка «на основании и во исполнение» означает, что Правительство РФ обладает обширным диапазоном распорядительных полномочий, которые гораздо шире исполнительных7. Статья 4 ФКЗ «О Правительстве РФ» также устанавливает, что Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль над их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства страны.
Правительство РФ руководит работой федеральных министерств, служб, агентств и контролирует их деятельность8. Но надо иметь в виду, что руководство рядом ведомств осуществляет Президент РФ. Правительство РФ также осуществляет контроль над деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к совместному ведению РФ и ее субъектов, разрешает споры и устраняет разногласия между органами исполнительной власти РФ и ее субъектов.
Глава 6 Конституции РФ, состоящая из восьми статей (ст. 110-117), посвящена Правительству РФ, а ряд других статей Конституции затрагивает вопросы, касающиеся исполнительной власти в целом. Так, ст. 5 устанавливает принцип единства государственной власти, ст. 77 – единую систему исполнительной власти, в ст. 112 косвенно сказано о структуре органов исполнительной власти9.
Этот закон подробно регламентирует полномочия Правительства РФ в различных областях жизни страны.
Например, Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об обороне», Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» и др.
К примеру, Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 12.05.2014) «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
Вопросы внутренней организации министерств и федеральных ведомств и основных направлений работы Правительства РФ урегулированы Регламентом работы Правительства РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260). Данный Регламент также устанавливает правила организации деятельности Правительства РФ по реализации его полномочий. Существует также Положение об Аппарате Правительства РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260). Механизм взаимодействия Правительства РФ с другими федеральными органами государственной власти определен его постановлениями10.
Правительство РФ как орган государственной власти имеет свой правовой статус, организационную структуру, формы и методы деятельности, состав управленческих кадров и другие атрибуты. Конституция РФ устанавливает строгий перечень лиц, входящих в Правительство РФ. В то же время Правительство РФ никогда не имело фиксированного численного состава, который значительно колебался от одного правительства к другому. По сравнению с ранее действовавшей Конституцией 1978 года в Конституции 1993 года круг должностных лиц, входящих в Правительство РФ, сужен 11.
Информация о работе Компетенция Правительства Российской Федерации