Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 21:07, курсовая работа
В соответствии с Конституцией Правительство Российской Федерации осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации строится на основе принципа разделения властей, самостоятельности и независимости каждой из ветвей власти. Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Его деятельность постоянно освещается в средствах массовой информации, ему посвящено множество научных исследований.
Введение......................................................................................................................3
1. Правительство Российской Федерации как орган исполнительной власти, основы правового регулирования деятельности......................................................5
1.1 Понятие и место Правительства Российской Федерации в системе органов исполнительной власти..............................................................................................5
1.2 Правовое регулирование деятельности Правительства Российской Федерации....................................................................................................................8
2. Структура и организация деятельности Правительства Российской Федерации..................................................................................................................10
2.1 Состав Правительства Российской Федерации................................................10
2.2 Порядок формирования Правительства Российской Федерации...................12
2.3 Организация деятельности Правительства Российской Федерации..............15
2.4 Полномочия членов Правительства Российской Федерации.........................18
2.5 Отставка Правительства Российской Федерации.............................................21
3. Компетенция Правительства Российской Федерации......................................25
3.1 Основные полномочия и проблемы реализации полномочий Правительства Российской Федерации.............................................................................................25
3.2 Нормотворческая деятельность Правительства Российской Федерации..................................................................................................................29
Заключение.................................................................................................................34
Списки использованных источников..............................
Полномочия федеральных министров установлены в ст. 26 ФКЗ «О Правительстве РФ». Согласно данной статье, они участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ; принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение, а также обладают иными полномочиями. Правительство РФ решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству РФ, за исключением вопросов, отнесенным Конституцией РФ и федеральными законами к компетенции Президента РФ.
Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. Они также вправе подавать заявление об отставке. К примеру, 6 ноября 2012 года был освобожден от должности Министр обороны А.Э Сердюков, а новым Министром обороны был назначен С.К. Шойгу.
Однако существует список ограничений, связанных с пребыванием в составе Правительства РФ, которые установлены в ст. 11 ФКЗ «О Правительстве РФ». К примеру, члены Правительства РФ не вправе быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления и т.д.
Сведения о доходах и об имуществе членов Правительства РФ являются новеллой в нашем законодательстве. Члены Правительства РФ обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно представлять в налоговые органы РФ сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Такие сведения могут быть опубликованы20.
Существует проблема отсутствия четкого законодательного регулирования оснований Конституционной ответственности Правительства РФ. Ответственность Правительства РФ названа в качестве одного из принципов его деятельности в ст. 3 ФКЗ «О Правительстве РФ», однако норм, непосредственно направленных на реализацию данного принципа немного. Конституция определяет ответственность Правительства РФ в целом, это выражается в наличии такой санкции, как отставка21. Не устанавливая четкого основания ответственности, Конституция определяет лишь субъект применения (Президент РФ), санкцию (отставка) и процедуру ее применения, в которой участвуют либо только Президент РФ, либо Президент РФ и Государственная Дума22.
Часть 2 статьи 117 Конституции РФ предоставляет Президенту РФ неограниченное право увольнения Правительства РФ в отставку, которое может быть осуществлено им в любое время. Это право выглядит тем сильнее, что Президент РФ не обязан к мотивации своего решения. Таким образом, Правительство РФ отставляется Президентом РФ по утрате доверия, юридически неизмеримого. Подобное установление безосновательного привлечения к ответственности Правительства РФ является несомненным пробелом законодательства РФ. В то же время отставка Правительства РФ никогда не бывает спонтанной. На практике Президент РФ, как правило, давал объяснения своего решения, что происходило в форме публичных заявлений в СМИ. Так, отставка Правительства В.С. Черномырдина в марте 1998 года объяснялась неудовлетворенностью деятельности Правительства РФ, не решившего ряд ключевых вопросов. Последующая отставка Правительства С.В. Кириенко была вызвана дефолтом, в котором преимущественно обвинялся Председатель Правительства. Отставка Правительства Е.М. Примакова мотивировалась отсутствием решительных действий со стороны Правительства РФ по преодолению кризиса. В то же время произвольная отставка Правительства РФ дискредитирует высшее руководства. Нельзя игнорировать тот факт, что Президент РФ Б.Н. Ельцин в 1990-1999 гг. сместил шесть правительств. Примечательна и отставка Правительства М.М. Касьянова в феврале 2004 года, мотивация которой была явно неубедительной 23.
Статья 117 Конституции РФ предусматривает два варианта постановки и решения вопроса о доверии Правительству РФ: по инициативе Государственной Думы либо по инициативе Председателя Правительства.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Это означает принципиальное несогласие Государственной Думы с правительственной политикой вообще или по какому-либо важному вопросу и невозможность дальнейшего взаимодействия Государственной Думы с Правительством РФ. Однако решение о выражении недоверия Правительству РФ еще не влечет его отставки. Процедуру выражения недоверия Правительству РФ регулирует гл. 18 Регламента Государственной Думы. Мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Однако основания для привлечения Правительства РФ к ответственности Государственной Думой также носят спорный характер. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ, либо распускает Государственную Думу.
Председатель Правительства РФ тоже может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Такое представление должно быть мотивировано, а текст представления подлежит немедленному распространению среди депутатов Государственной Думы. Обсуждение данного вопроса о доверии Правительству РФ также регулирует гл. 18 Регламента Государственной Думы. Решение о доверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, результаты голосования оформляются постановлением. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. При этом остается неясным вопрос, с какого момента Правительство РФ считается сформированным. В нашей стране этот момент законодательно не определен. Здесь возможны разные варианты: назначение последнего федерального министра, назначение большинства федеральных министров и даже назначение только председателя Правительства РФ.
Само Правительство РФ также может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Правительство может подать в отставку по своей инициативе (вероятнее, по инициативе Председателя Правительства). Мотивом принятия решения об отставке могут быть, например, расхождения между Правительством РФ и Президентом РФ, а также между Председателем Правительства РФ и руководителями федеральных органов исполнительной власти. Инициатива Правительства РФ об отставке может носить протестный характер. Данное право использовалось лишь один раз – 12 сентября 2007 года со стороны Правительства М.Е. Фрадкова24. В случае если Президент РФ принимает отставку, то, следовательно, он имеет намерение назначить нового Председателя Правительства, с которым, предположительно, расхождений не предвидится. Напротив, если отставка отклоняется, это может значить, что Президент РФ желает сохранить данного Председателя Правительства, и найден какой-то компромисс, позволяющий Правительству РФ работать дальше 25.
Как высший орган федеральной исполнительной власти, Правительство РФ обладает очень широким кругом полномочий. Компетенцию Правительства РФ составляют его общие полномочия, а также полномочия в сфере экономики; бюджета и финансов; в социальной сфере; в сфере науки культуры и образования; природопользования, охраны окружающей среды; обеспечения законности, прав, свобод граждан, борьбы с преступностью; обороны, государственной безопасности РФ; внешней политики и международных отношений.
В числе общих полномочий Правительства РФ, установленных в гл. 3 ФКЗ «О Правительстве РФ», – организация внутренней и внешней политики государства; регулирование в социально-экономической сфере; обеспечение единства системы исполнительной власти в стране, направление и контроль деятельности ее органов; формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации. Также Правительство РФ организует реализацию той внутренней и внешней политики, основные направления которой в соответствии с ч. 3 ст. 80 Конституции РФ определяет Президент РФ.
Основной сферой полномочий и компетенции Правительства РФ является социально-экономическая сфера, которая раскрыта в ст. 14 ФКЗ «О Правительстве РФ». Например, Правительство РФ осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств в стране. Эти полномочия направлены на реализацию ст. 8 Конституции РФ, определяющей рыночную экономику как экономическую основу РФ. Полномочия в части социально-экономического прогнозирования и перспективного планирования должны обеспечивать устойчивое развитие страны. Например, сейчас реализуются Федеральная целевая программа (далее – ФЦП) «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы», ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». Правительство РФ также осуществляет управление федеральной собственностью и обладает иными полномочиями в данной сфере.
Полномочия Правительства РФ в сфере бюджета и финансов установлены в ст. 15 ФКЗ «О Правительстве РФ». Например, оно разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение. В финансовой, кредитной и денежной сфере Правительство РФ должно обеспечивать проведение единой политики, координируя свои решения и действия с Центральным банком РФ 26.
Правительство РФ и исполнительная власть в целом является тем институтом, который призван осуществлять конкретные практические меры по реализации ст. 7 Конституции РФ о социальном характере РФ, проводить политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Полномочия Правительства РФ в социальной сфере определены в ст. 16 ФКЗ «О Правительстве РФ». К примеру, оно разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ и т.д. Примером данных мер может служить Постановление Правительства от 31 декабря 2008 года № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». Следует отметить, что закон особо не выделяет полномочия Правительства РФ по вопросам пенсионного обеспечения и жилищной политики, хотя именно эти проблемы продолжают оставаться одними из самых острых социальных проблем современной России.
Полномочия Правительства РФ в сфере науки, культуры, образования установлены в ст. 17 ФКЗ «О Правительстве РФ». Например, Правительство РФ обеспечивает государственную поддержку приоритетных направлений прикладной науки, имеющих общегосударственное значение и обладает иными полномочиями. В данное время реализуются несколько федеральных целевых программ по развитию науки и технологий РФ.
Перечень указанных в ФКЗ «О Правительстве РФ» полномочий не является исчерпывающим. Правительство РФ вправе делегировать осуществление части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, если эти полномочия не отнесены законодательством к исключительным полномочиям Правительства РФ. Оно также вправе по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.
Важным шагом по реформированию Правительства РФ является «ревизия» компетенции Правительства РФ. Его полномочия до июля 2008 года были весьма внушительны по своему объему. Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации». Суть данного закона – освободить Правительство РФ от излишних полномочий, несвойственных ему, и передать некоторые полномочия уполномоченным Правительством РФ федеральным органам исполнительной власти – министерствам, службам и агентствам. Речь идет о полномочиях второстепенного характера, передача которых не направлена на ослабление роли правительства как высшего исполнительного органа государственной власти27.
Структура Правительства РФ в целом является очень динамичной. С выделением новых министерств, агентств или служб, им делегируются необходимые полномочия из других министерств, агентств или служб. Отдельные службы и агентства могут переходить из подчинения федеральным министерствам в прямое подчинение Правительству РФ. К примеру, в связи с пожарами в 2010 году Россельхоз перешел в прямое подчинение Правительству.
Информация о работе Компетенция Правительства Российской Федерации