Конституционно-правовые отношения и их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 07:28, курсовая работа

Краткое описание

Назначением конституционно-правовых норм является регулирование общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли права. В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения. Они обладают общими чертами, свойственными всем правоотношениям, независимо от того, нормами какой отрасли права порождаются. Всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, в которых один субъект обладает определенными правами, а второй - корреспондирующими им обязанностями или оба связаны взаимными правами и обязанностями. Именно через правоотношения реализуются нормы права.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая Курс КП Конституционно-правовые отношения и их особенности.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных действий – юридических фактов и поступков.

С изданием юридических актов связано возникновение большинства конституционных правоотношений, участниками которых являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом оформленныерезультаты выборов, референдума. Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают – инициатива, предложения государственных органов и общественных объединений, запрос депутата и т.д. [2, с.57].

 

 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ И СУБЪЕКТОВ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

2.1 Общая характеристика объектов и субъектов конституционно-правовых отношений

 

Особенности конституционно-правовых отношений выражаются и в своеобразии их элементов, структурной организации. Эти правоотношения охватывают всю систему субъектов права, причем каждый занимает в ней особую конституционную позицию. Статус отдельных субъектов конституционных правоотношений весьма своеобразен.

Некоторые из них могут выступать в качестве носителей прав и обязанностей, предусмотренных исключительно в конституционных и иных государственно-правовых предписаниях, и быть участниками только конституционных, государственно-правовых отношений [17, с.43].

Особенностью конституционного права является наличие широкого круга субъектов конституционно-правовых отношений. Среди них выделяются такие специфические субъекты как:

- народ;

- государство;

-депутаты;

- население;

- органы государственной власти;

- органы местного  самоуправления;

- избирательные  комиссии;

- собрания избирателей  и др.

Народ выступает субъектом конституционно-правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов , а также реализации иных форм прямой демократии .

Особым субъектом конституционно-правовых отношений является государство. Его конституционно-правовой статус определяется прежде всего Конституцией, в которой закрепляются основные свойства государственного суверенитета, внутригосударственный и международно-правовой статус.

Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:

- органы государственной  власти;

- органы местного  самоуправления;

- население местного  самоуправления;

- этнические  группы;

- политические  партии и другие общественные  объединения граждан;

- собрания граждан;

- собрания избирателей;

- граждане;

- иностранные  граждане;

- лица без  гражданства и др.

Определяющий критерий для идентификации субъекта конституционно-правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется ли его статус нормами конституционного права или нет.

В некоторых странах государствоведы относят к субъектам конституционного права и такую общность, как нация. В этатическом смысле нация, рассматриваемая, например, во Франции, как субъект конституционного права, есть, по сути, народ (общность граждан) в рамках конкретного государства. В этническом смысле нация – скорее субъект международного права [12, с.21].

Как субъект конституционно-правовых (государственно-правовых) отношений нация в этническом смысле рассматривалась, как таковая в период существования СССР. Нация определялась как общность, олицетворяющая титульную национальность союзной республики.

В соответствии с конституционной доктриной Союза ССР советские союзные республики наделялись правом выхода из СССР. Эта правовая возможность рассматривалась как право конкретной нации (украинцев белорусов, армян, грузин и т.д.) на самоопределение.

В конституционной правосубъектности отражена общность юридических свойств участников государственно-правовых отношений, заложены основополагающие черты иных видов отраслевой правосубъектности.

Специфичны и объекты конституционных правоотношений, по поводу которых субъекты вступают в правовые связи.

Объекты конституционно-правовых отношений — охраняемые конституционным правом ценности материального и морального характера, т. е. действия, имущественные и неимущественные блага.

В общей теории права под объектом правоотношения понимается то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. то, по поводу чего возникают правоотношения [5, с.14].

Под объектом конституционно–правовых отношений понимают то, по поводу чего возникают эти отношения. В более сложной формулировке под объектом конституционного права понимают то, на что направлено конкретное право, и соответствующая ему обязанность с целью удовлетворения стремлений, притязаний, потребностей какого–то конкретного лица либо органа.

Объекты конституционно–правовых отношений, чаще всего, делятся на три группы. Это материальные объекты, иногда их называют имущественные блага, вторая группа – неимущественные блага, и третья группа – действия.

В иных случаях можно представить объект конституционного права, в других это сделать достаточно сложно. Например, если два субъекта федерации определяют статус какого–то участка земли, кому он будет принадлежать, то объектом будет территория. Не сама земля, как сельскохозяйственный объект или географическое понятие, а территория, как политико-юридическое понятие. А вот, например, при выборах, когда граждане участвуют в голосовании, объектом этого политического действия будет будущая власть, которую предстоит осуществлять избранному ими депутату. Власть представить как нечто осязаемое невозможно, но это категория реальная.

Вопрос об объектах конституционного права весьма сложен и в некоторых случаях даже видные теоретики, говоря об объектах конституционно–правовых отношений, называют их условно, или ссылаются на то, что их с достаточной степенью условности можно определять, так или иначе. То есть объекты конституционного права зачастую неосязаемы, не поддаются рамкам дефиниций, но, в то же время, весьма реальны, потому что из–за них бывают серьезные споры, конфликты и даже войны.

В конституционном праве выделяются следующие объекты конституционно-правовых отношений:

- Государственная  территория.

- Личные  неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство). Некоторые нормы Конституции содержат указания на данные объекты:- каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.24); - достоинство личности охраняется государством (ч.1 ст.25) и др.

- Материальные  блага.

 

 

 

2.2 Граждане, их группы и собрания как субъекты конституционно-правовых отношений

 

Граждане являются самостоятельными субъектами конституционно-правовых отношений. При классификации все ученые-правоведы называют их в качестве таких субъектов. Специальные исследования, посвященные гражданам как субъектам конституционно-правовых отношений, проводили В. И. Фадеев, В. Н. Руденко, Н. В. Бутусова, О. О. Миронов и др.

Личность приобретает статус гражданина лишь в ее принадлежности к государству. В силу этого на гражданина распространяется вся полнота прав, свобод и обязанностей, устанавливаемых государством. Граждане - это лица, принадлежащие к постоянному населению, проживающему на территории данного государства, пользующиеся его защитой и наделенные совокупностью прав и обязанностей [17, с. 45].

Правовое положение граждан определено Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», а также другими нормативными правовыми актами.

Гражданство Республики Беларусь - это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод.

Гражданами Республики Беларусь являются: а) лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»; б) лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с данным законом. Состояние в гражданстве, как элемент правового статуса гражданина, представляет собой предпосылку для всех иных его элементов.

В данной работе уделяется внимание правосубъектности граждан в конституционно-правовых отношениях, так как она предопределяет их правосубъектность во всех иных правоотношениях. Объем правосубъектности граждан Республики Беларусь зависит прежде всего от возраста и состояния здоровья [17, с.44].

Содержание объема правосубъектности увеличивается по мере достижения определенного возраста. Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей, а также усыновленных детей допускается только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально заверенного.

Гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Однако нормы конституционного права, в зависимости от характера конкретных правоотношений, могут устанавливать ограничения правосубъектности, связанные с возрастом.

Правосубъектность граждан Республики Беларусь может быть ограничена и по состоянию здоровья. Так, согласно Избирательному кодексу Республики Беларусь, в выборах, референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными. Кроме того, предусматриваются определенные ограничения правосубъектности граждан и по другим основаниям. Например, не имеют право избирать и быть избранными, участвовать в референдуме граждане, содержащиеся в местах лишения свободы. В голосовании также не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальном законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей. Согласно нормам конституционного законодательства могут быть установлены и дополнительные условия правосубъектности [9, с.39].

В Республике Беларусь не существует различия в правовом положении граждан-мужчин и граждан-женщин. В правоотношениях они равны. Об этом свидетельствует провозглашенное в Конституции равенство всех перед законом.

Необходимо отметить, что в конституционном праве существует два вида правосубъектности граждан: личная правосубъектность, которой пользуются все граждане, и особая правосубъектность депутатов и должностных лиц государственных органов.

В. О. Лучин, подчеркивая специфику статуса граждан как участников конституционно-правовых отношений, отмечает, что принадлежащие им права и обязанности вытекают непосредственно из Основного Закона, а будучи реализованными в конкретном правоотношении, - не прекращаются и не возникают вновь, а существуют постоянно; имеют одинаковый объем и содержание для всех граждан; обладают особым механизмом обеспечения и т. д. [21, с. 122-123].

Перечислим некоторые основные конституционно-правовые отношения, участниками которых выступают граждане Республики Беларусь: 1) отношения, связанные с проведением референдума, где граждане могут как непосредственно участвовать в референдуме, так и принимать участие в выдвижении инициативы проведения референдума; 2) отношения, где граждане принимают участие в формировании различных представительных органов государственной власти различных уровней; 3) отношения, в которых граждане могут реализовать свое право на проведение митингов, демонстраций, шествий и пикетирований; 4) отношения, связанные с реализацией права законодательной инициативы; 5) отношения, возникающие при реализации гражданами права на объединение в одну из организационно-правовых форм общественных объединений, предусмотренных законом; 6) граждане могут участвовать в конституционно-правовых отношениях, реализуя свое право на обращение в суд, если неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, государственных служащих нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 40 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Обращения граждан, направленные непосредственно в Конституционный Суд Республики Беларусь, рассматриваются им в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан». В связи с этим предлагаем внести соответствующие изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Закон Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и законодательно закрепить право граждан на обращение в Конституционный Суд Республики Беларусь с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.

Присоединяясь к мнению В. И. Фадеева, О. Е. Кутафина, следует отметить, что субъектами конституционно-правовых отношений являются не только граждане Республики Беларусь, но и их группы, а также собрания [5, с. 32]. Например, согласно ст. 61 Избирательного кодекса Республики Беларусь выдвижение кандидата в Президенты Республики Беларусь гражданами осуществляется инициативной группой избирателей. Правосубъектностью обладают и собрания (сходы) граждан. Собрание, в том числе собрание уполномоченных, - совместное присутствие группы граждан, собравшихся для публичного обсуждения и решения вопросов местной жизни, базовая форма прямого участия населения в решении государственных и общественных дел. Собрание проводится в порядке, установленном Законом

Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Участники собрания вправе обсуждать любые вопросы республиканского и местного значения, вносить по ним предложения или принимать рекомендации, учреждать и упразднять органы территориального общественного самоуправления, участвовать в предварительном обсуждении и подготовке проектов решений органов местного управления и самоуправления по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, оценивать деятельность органов местного самоуправления, решать иные вопросы в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Собрание вправе обращаться в государственные органы, на предприятия, в организации, учреждения и объединения.

Гражданин, участвуя в деятельности представительных органов государственной власти через общественные организации, трудовые коллективы, а также собрания граждан по месту жительства, действует в составе этих коллективных объединений. В некоторых случаях конституционно-правовые нормы прямо указывают на возможности гражданина как представителя общественно-политических объединений. В данном случае гражданин выступает самостоятельным участником конституционно-правовых отношений [12, с.31].

Информация о работе Конституционно-правовые отношения и их особенности