Конституционно-правовые отношения и их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 07:28, курсовая работа

Краткое описание

Назначением конституционно-правовых норм является регулирование общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли права. В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения. Они обладают общими чертами, свойственными всем правоотношениям, независимо от того, нормами какой отрасли права порождаются. Всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, в которых один субъект обладает определенными правами, а второй - корреспондирующими им обязанностями или оба связаны взаимными правами и обязанностями. Именно через правоотношения реализуются нормы права.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая Курс КП Конституционно-правовые отношения и их особенности.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Итак, гражданин может выступать субъектом как общих конституционно-правовых отношений, а также конкретных конституционно-правовых отношений, в которых он осуществляет определенные права и обязанности. Следует также учитывать, что гражданин выступает участником этих отношений, во-первых, в качестве самостоятельного субъекта, обладающего правами и обязанностями, закрепленными за ним нормами конституционного права, и реализующего их. Во-вторых, гражданин участвует в конституционно-правовых отношениях в составе различных групп, собраний, которые в этом случае будут являться самостоятельными субъектами конституционно- правовых отношений.

 

 

 

ГЛАВА 3. Конституционное развитие Республики Беларусь на современном этапе

 

История конституционного развития Республики Беларусь включает в себя три этапа:

- первый этап – это формирование  первоисточников белорусского конституционализма и протоконституций на территории современной Беларуси;

- второй этап – советский  период конституционного развития, который включает четыре конституции  БССР;

- третий этап – современный  этап развития Республики Беларусь, включающий Конституцию Республики Беларусь 1994 года и последующие изменения и дополнения, внесенные в нее в 1996 и 2004 годах [12, с.31].

Общепризнанным считается факт, что Конституция составляет ядро правовой системы, она является базой для развития всего законодательства. Не случайно вторым сопутствующим названием Конституции было – Основной Закон. Сейчас это название содержится лишь в преамбуле Конституции.

Отличительными признаками нового Основного Закона Беларуси являются:

1) деидеологизированный  характер;

2) закрепление в качестве экономической основы многообразие форм собственности;

3) установление равенства  государства и гражданина, наличие  у них взаимных обязательств;

4) закрепление в качестве  вектора для развития текущего  законодательства приоритета общепризнанных  принципов международного права;

5) разделение и взаимодействие  властей;

6) прямой характер действия  норм Конституции.

Одной из проблем конституционных преобразований и самой ближайшей перспективной задачей является обеспечение прямого действия Конституции. Для нашей предыдущей истории был характерен отрыв Конституции от реальной жизни, считалось, что конституционная норма может действовать лишь тогда, когда в ее развитие принят обыкновенный закон или иной нормативный акт. Такой подход девальвировал Конституцию, не утверждал ее верховенство и авторитет в сознании граждан. Ныне ситуация должна измениться. В Конституции есть множество норм, которые и без какой-либо дополнительной правовой регламентации, разъяснения смысла могут и должны применяться на практике. Одна только норма о возмещении не только материального, но и морального вреда в случае нарушения прав и свобод граждан способна изменить к лучшему ситуацию, поднять престиж Конституции в глазах граждан. Это касается не только защиты чести и достоинства гражданина, защиты прав потребителя и т.д., но любого случая нарушения прав и свобод, например в связи с незаконным увольнением, хищением личного имущества и т.д., т.е. принципиально изменен подход к определению объема вреда. У нас ранее более полно было разработано понятие имущественного вреда и обычно с исками в суд обращались именно по данному поводу. Что касается материального возмещения морального вреда, то этот вопрос в законодательстве практически не решался. Новая Конституция, как видим, в корне меняет ситуацию [9, с.39].

В целом, оценивая Конституцию, несмотря на некоторые минусы, можно сказать, что она создает условия для формирования сильного государственно-правового механизма. Поэтому очень важно, чтобы мерилом деятельности государственных органов было их стремление к демократии, обеспечению прав и свобод граждан.

Считаем необходимым сделать следующие выводы:

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. – первая белорусская Конституция, которая была принята, когда Беларусь не была в составе федерации, т. е. первая полноценная, писаная, юридическая Конституция, полностью созданная представителями белорусского народа без чьей-то директивной помощи, образцов, от которых нельзя отказаться.
  2. Конституция 1994 г. – это первая белорусская Конституция демократического типа, закрепившая принципы разделения властей; сдержек и противовесов; правового, социального, демократического государства; многообразия политических институтов, верховенства права.
  3. Впервые в Беларуси были закреплены многообразие форм собственности, равенство государства и гражданина, прямой характер действия норм Конституции.
  4. Впервые был признан приоритет норм международного права.
  5. Появилась вторая палата белорусского Парламента – Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.
  6. Впервые появился реальный орган конституционного контроля – Конституционный Суд.
  7. В результате референдума 1996 г. произошли значительные изменения в содержании и структуре Конституции. Однако можно сказать, что существенные изменения и дополнения, внесенные в Конституцию Республики Беларусь 1994 г., не изменили демократической сущности Конституции, ее основных свойств, поэтому, несмотря на значительность изменений, Конституция Республики Беларусь 1994 г. продолжает существовать с указанием «с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.».
  8. Конституция Республики Беларусь закрепляет не только механизм разделения властей, но и четкую реализацию принципа сдержек и противовесов. Это означает, что каждая ветвь власти реально и, безусловно, сдерживает и уравновешивает (является балансом) друг друга.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Завершая комплексное исследование темы настоящей курсовой работы, представляется весьма обоснованным сделать следующие выводы:

Особенности конституционно-правовых отношений состоят в том, что эти отношения возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней, т.е. в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

Конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция, конституционные законы и др.), особенным составом субъектов указанных отношений.

Являясь разновидностью публично-правовых отношений, конституционные правоотношения характеризуются высоким политическим потенциалом, т.е. они выступают юридической формой политических отношений и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом.

Конституционные правоотношения многообразны. В качестве субъектов конституционного права выступают участники конституционно-правовых отношений - физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы) и общественные образования (народ, государство, органы государственной власти, административно-территориальные образования, общественные объединения, международные организации и др.).

Все субъекты конституционного права наделены конституционной правосубъектностью (способностью иметь конституционные права и обязанности и осуществлять их в своих действиях). При этом абсолютной правосубъектностью (т.е. неограниченной ничем, кроме закона) обладает народ. Как единственный суверен (носитель и источник власти) народ обладает прерогативой участия в свободных выборах, формирования органов власти, выражения своей воли путем референдума. Исключительно народ обладает учредительной властью.

Конституционная правосубъектность личности (человека и гражданина) характеризует универсальную регламентацию статуса личности: место личности в системе демократии, отношение государства к ее свободе, условия и гарантии участия личности в управлении делами общества и государства; возможности личности пользоваться определенными благами, гарантии ее защищенности и безопасности и др.

Как субъекты конституционных правоотношений, государство, органы государственной власти и местного самоуправления обладают смешанной правосубъектностью, соответствующей целям и задачам их деятельности, определенным в Конституции Республики Беларусь.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0.
  2. Богданова, Н.А. Система науки конституционного права: Дис. доктора юрид.наук / Н.А. Богданова. – М., 2001. – 334с.
  3. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. – Минск: Книжный дом; Интерпрессервис, 2007. – 832 с.
  4. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь (научно-практический комментарий) / Г.А. Василевич. – 2-е изд. – Минск: Право и экономика, 2009. – 486 с.
  5. Кивель, В.Н. Конституционное право: экспресс курс / В.Н. Кивель. – Минск : Соврем. шк., 2008. – 168 с.
  6. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебное пособие для студентов специальностей «Правоведение» и «Экономическое право» / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2007. – 527 с.
  7. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник: для высших учебных заведений по специальности «Юриспруденция» / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – Москва: Проспект: Велби, 2007. – 603 с.
  8. Кондратович, Н.М. Конституционное право зарубежных стран / Н. М. Кондратович. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 143 с.
  9. Кондратович, Н.М. Сравнительное конституционное право: ответы на экзаменационные вопросы / Н.М. Кондратович, Т.С. Масловская. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 189 с.
  10. Конституционное право Республики Беларусь в понятиях и схемах / С.П. Чигринов [и др.]; под общ. ред. А.И. Сухарковой. – Мн.: Амалфея, 2010. – 320 с.
  11. Курак, А.И. Конституционное право (таблицы, схемы, определения): учеб. пособие / А.И. Курак. – Минск. ТЕСЕЙ, 2006. – 320 с.
  12. Курак, А.И. Конституционное право в вопросах и ответах: справочное пособие / А.И. Курак, А.П. Жалов. – Минск: Белтаможсервис, 2008. – 280 с.
  13. Курак, А.И. Конституционное право Республики Беларусь. Практикум: учеб. пособие / А.И. Курак, А.А. Подупейко. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2007. – 280 с.
  14. Пастухова, В.И. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: (основные понятия, схемы и определения) / В.И. Пастухова, М.И. Пастухов, А.А. Чепик. – Минск: БИП-С Плюс, 2008. – 99 с.
  15. Пляхимович И.И. Юридическая природа концепций совершенствования законодательства и иных политико-программных документов // Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь. – 2007. – № 2. – С. 71–81.
  16. Подупейко, А.А. Конституционное право Республики Беларусь: курс лекций / А.А. Подупейко. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2008. – 255 с.
  17. Пугачев, А.Н. Конституционное право: учеб.-метод. Комплекс для студентов юридических спец. В 3 ч. Ч. 1. В 2 кн. Кн. 1: Теоретические основы / А.Н. Пугачев, И.В. Вегера. – Новополоцк : ПГУ, 2009. – 364 с.
  18. Сильченко, Н.В. Концепция совершенствования законодательства: понятие, структура, содержание / Н.В. Сильченко // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь.– 2001. – № 3.– С. 68–73.
  19. Червонюк, В.И. Конституционное право России: учебное пособие / В.И. Червонюк. – М.: Просвещение, 2006. – 317 с.
  20. Ясинская-Казаченко, А.В. Конституционное право Республики Беларусь / А.В. Ясинская-Казаченко. – Минск: Амалфея, 2010. – 406 с.

 

 

 


 



Информация о работе Конституционно-правовые отношения и их особенности