Контрольная работа по «Административное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 16:45, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. В чем состоит понятие административного права, его предмет и метод? Вопрос 2. Охарактеризуйте систему и источники административного права.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа_АП.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

                НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Административное право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 4 курса

Заочной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА, 2013г.

Контрольная работа по дисциплине «Административное  право»

 

 

Вопрос 1. В чем состоит понятие административного права, его предмет и метод?

 

Ответ: Административное право — это отрасль правовой системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере государственного управления в связи с практической реализацией исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации или в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Любая отрасль права  характеризуется двумя аспектами: предметом и методом правового  регулирования. Под предметом отрасли права понимают круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли, а метод — это способ регулирующего воздействия на общественные отношения, т.е. на поведение их участников.

 

 

Вопрос 2. Охарактеризуйте систему и источники административного права.

 

Ответ: Традиционно в отечественной правовой науке административное право включает две части: Общую и Особенную. Это деление легло в основу построения административного права и как учебной дисциплины.

Общая часть включает юридические нормы и институты, регулирующие общественные отношения общего характера, то есть общие для всей системы государственного управления в российской Федерации: принципы, функции, методы, формы государственного управления, механизм административно-правового регулирования и т.д. Общая часть содержит институты, устанавливающие административно-правовой статус индивидуальных и коллективных субъектов административного права, обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти, регламентирующие принуждение по административному праву.

Особенная часть представляет собой совокупность правовых норм и  институтов, регулирующих отношения  в тех или иных сферах государственного управления — экономической, социально-культурной, административно-политической.

Источники административного  права — это внешние формы  выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются  в виду юридические акты различных  государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные  акты.

К числу источников административного права относятся:

  1. Конституция РФ, многие нормы которой, например, закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления (ст. 22, 24—25, 27, 30-35), определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. 77,110—117), разграничивающие предметы ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71-73) и др., имеют административно-правовую направленность, а также соответствующие нормы конституций и уставов субъектов Российской Федерации;
  2. законы Российской Федерации — федеральные законы, касающиеся предмета административно-правового регулирования (например, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») и соответствующие законы субъектов Российской Федерации;
  3. нормативные Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-правового регулирования (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), а также соответствующие нормативные акты руководителей субъектов Российской Федерации;
  4. нормативные Постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»), а также соответствующие нормативные акты правительств субъектов Российской Федерации;
  5. приказы, инструкции, распоряжения, постановления и другие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также соответствующие нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следует также отметить, что административно-правовые нормы  могут найти свое выражение и  в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях также следует рассматривать в качестве источников административного права (например, Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г.). В то же время, административное право — это внутренней управленческое право каждого государства и международные акты в этой сфере являются его источниками скорее как исключение, нежели правило. Но, тем не менее, они есть, и не упомянуть о них вовсе было бы неправильно.

 

 

 

Вопрос 3. В чем сущность понятий государственной службы, государственной должности?

 

Ответ: Государственная служба — это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

В соответствии с Федеральным  законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе  государственной службы Российской Федерации» систему государственной  службы Российской Федерации составляют федеральная государственная служба и государственная служба субъектов Российской Федерации, которая осуществляется гражданами Российской Федерации на профессиональной основе и включает в себя следующие ее виды: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.

 

Все учрежденные государством в России должности подразделяются на государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и должности государственной службы Российской Федерации. Первые две категории должностей отношения к государственной службе не имеют, лица, их замещающие, государственную службу не несут и государственными служащими не являются, положения указанных выше федеральных законов о государственной службы на них не распространяются, а деятельность замещающих такие должности лиц регламентируется соответствующими федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. К таковым государственным должностям, в частности, относятся установленные государством должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей обеих палат Федерального Собрания РФ, депутатов Государственной Думы РФ и членов Совета Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, федеральных судей различного уровня и другие должности, в том числе и учрежденные на уровне субъектов Российской Федерации.

Должность государственной  службы — это учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного аппарата, отражающая содержание и объем полномочий замещающего ее лица. Из совокупности должностей как первичных элементов государственного аппарата состоят построенные по функциональному принципу отделы и управления, из которых состоит тот или иной государственный орган, совокупность которых (государственных органов), в свою очередь, образуют государственный аппарат в целом.

 

Вопрос 4. Расскажите о субъектах административного права, их классификации, понятии правосубъектности.

 

Ответ: Организация — это коллектив работников разной численности, возглавляемый органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

Административно-правовой статус той или иной организации  неодинаков во многом зависит от целей  ее деятельности и ее организационно-правовой формы — критериев, в рамках которых и подразделяются (классифицируются) те или иные организации как субъекты административного права.

По целям своей деятельности организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческими организациями  согласно ст. 50 ГК РФ являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. В целях координации своей предпринимательской деятельности и защиты имущественных интересов этих организаций ими по договору между собой могут создаваться объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся уже некоммерческими организациями.

Коммерческими организациями  согласно ст. 50 ГК РФ и нормам Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» являются организации, не имеющие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между своими участниками. Юридические лица в виде некоммерческих организаций могут создаваться в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, а также в других предусмотренных законом организационно-правовых формах. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но только если это необходимо для достижения целей, ради которых они были созданы и соответствует этим целям.

По видам собственности  организации подразделяются на государственные и негосударственные (муниципальные, частные, общественные и религиозные).

По роду деятельности (предназначению) организации подразделяются на такие виды, как предприятия, Учреждения, общественные объединения граждан  и иные организации (международные, иностранные и т.д.).

Предприятие — это  хозяйствующий субъект, созданный  для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях  удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Таковыми являются заводы, фабрики, шахты, кооперативы, артели, железные дороги, пароходства, почтамты, строительные, торговые и многие другие предприятия, создаваемые в таких организационно-правовых формах, как полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью акционерное общество, государственное или муниципальное унитарное предприятие и пр. Предприятия могут создаваться государственными органами, органами местного самоуправления, учредителями (участниками), собственниками имущества либо органами, уполномоченными на то собственниками имущества. Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации и действует на основании его учредительных документов. Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является его устав, который утверждается учредителем предприятия. Негосударственные предприятия действуют на основании устава либо учредительного договора и устава либо только учредительного договора.

Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др.

Таким образом, основное различие между предприятиями и  учреждениями как видами организаций  состоит в содержании их основных функций.

 

 

 

Административная правосубъектность  государственных и негосударственных  предприятий различна.

Государственные предприятия находятся в собственности государства. В этой связи создание таких предприятий относится к ведению государственных органов. Они определяют цели деятельности предприятий, занимаются вопросами их размещения, утверждают их устав, управляют этими предприятиями. Государственные органы назначают на должность и освобождают от должности руководителей предприятий, осуществляют контроль и надзор за их деятельностью, занимаются реорганизацией и ликвидацией этих предприятий и т.д. Что же касается негосударственных (частных) предприятий, то здесь влияние государства на их деятельность ограничено и сводится к установлению общего административно-правового режима их деятельности и контролю за его соблюдением.

Административно-правовой статус государственных учреждений во многом аналогичен статусу государственных предприятий, а негосударственных учреждений — негосударственным предприятиям: их оперативная деятельность не координируется, а только контролируется соответствующими органами исполнительной власти.

 

 

Вопрос 5. Дайте понятие административной ответственности, ее признаки и основания.

 

Ответ:

Административная ответственность  — это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Основные признаками (характерные черты) административной ответственности можно свести к  следующему:

во-первых, она является составной частью административного принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми его качествами (в частности, осуществляется органами государственной власти и, отчасти, местного самоуправления в рамках внеслужебного подчинения и т.п.);

во-вторых, основанием административной ответственности является административное правонарушение, тогда как уголовной — преступление, дисциплинарной — дисциплинарный проступок, материальной — причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;

Информация о работе Контрольная работа по «Административное право»