Контрольная работа по «Административное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:11, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является описать сущность понятия и видов субъектов права.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. показывается общая характеристика субъектов права;
2. описывается правовой статус граждан как субъектов права;
3. рассматриваются юридические лица как субъекты права;
4. описываются государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты права.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
1. Общая характеристика субъектов права
1.1. Понятие субъектов права_______________________________________6
1.2. Виды субъектов права_________________________________________6
1.3. Правоспособность и дееспособность субъектов права______________7
2. Граждане как субъекты права___________________________________11
2.1 Административно-правовой статус граждан РФ_________________13
2.2 Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства_____________________________________________________15
3. Юридические лица как субъекты права__________________________17
4. Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты права__________________________________________________18
Задача__________________________________________________________20
Заключение_____________________________________________________22
Список используемой литературы_________________________________24

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 50.31 Кб (Скачать файл)

Под дееспособностью понимается не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица, в то время как правоспособность не зависит от указанных обстоятельств. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста.

Если правоспособность сопутствует  индивиду на протяжении всей его жизни, то дееспособность – лишь с определенного  возраста. Дееспособностью не обладают малолетние дети до 14 лет и душевнобольные лица, которые могут иметь известные  права, но не могут их осуществлять. За них выступают их законные представители  – родители, опекуны, попечители.

Несовершеннолетние в  возрасте от 14 до 18 лет могут совершать  необходимые гражданские сделки только с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей. Однако они вправе самостоятельно совершать  мелкие бытовые сделки, распоряжаться  свои заработком, стипендией и иными  доходами, осуществлять авторские и  изобретательские права, вносить вклады в кредитные учреждения (ст. 26 ГК РФ).

Уголовная ответственность  у подростков за совершенные ими  умышленные преступления наступает  с 14 лет. Дееспособность бывает полная, частичная и ограниченная. Полная, как уже говорилось, наступает с совершеннолетием; частичная – с 14 лет; а ограниченная – когда лицо ограничивается в дееспособности по суду (хронические алкоголики, наркоманы).

Новый Гражданский кодекс ввел понятие эмансипации (ст. 27). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе  по контракту, или с согласия родителей  занимается предпринимательской деятельностью.

Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей; при отсутствии такого согласия –  по решению суда.

Родители, усыновители или  попечители не несут ответственности  по обязательствам эмансипированного  несовершеннолетнего, в частности, по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособность, вместе взятые, т.е. праводееспособность. Это собирательное понятие отражает те ситуации, когда правоспособность и дееспособность неразделимы во времени, органически сливаются воедино, и правоспособны и дееспособны. Не существует правоспособных, но недееспособных коллективных субъектов. На них разграничение указанных свойств не распространяется.

Многие права граждан  носят непередаваемый характер, их не может осуществить за недееспособного  другое лицо (например, вступить в брак, получить образование, заключить трудовой договор и т.д.). В отличие от имущественных прав, их должен реализовать сам обладатель.

Правосубъектность – собирательная категория.

Она включает в себя три  элемента:

1) правоспособность;

2) дееспособность;

3) деликтоспособность, т.е. способность отвечать за гражданские правонарушения (деликты);

4) вменяемость – условие  уголовной ответственности. Хотя  последние два слагаемых охватываются в конечном счете вторым, такое расчленение понятия может способствовать более глубокому его уяснению.

В целом правосубъектность является одной из обязательных юридических предпосылок правоотношений. Правосубъектность – это возможность или способность лица быть субъектом права со всеми вытекающими отсюда последствиями.

2. Граждане как  субъекты права

Среди субъектов административного  права особое место занимает гражданин. Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства. Имеется в виду гражданин, не наделенный властно-распорядительными функциями и либо работающий в организациях, либо не работающий (учащийся, пенсионер).

Совокупность прав, обязанностей и ответственности физического  лица в административном праве образуют его административно-правовой статус. Административно-правовой статус граждан  Российской Федерации - часть общего правового статуса, установленного Конституцией РФ, Законом РФ "О  гражданстве Российской Федерации" и другими актами законодательства. Общий административно-правовой статус граждан предопределен конституционными принципами и по этой причине универсален, стабилен. Его проявления различны и их лучше всего можно выразить с помощью понятия видовых статусов.

Некоторые ученые связывают  административно-правовой статус физического  лица с гражданством и, исходя из этого, выделяют:       

1) три категории граждан  России (обычных, почетных и с  двойным гражданством);       

2) две категории иностранных  граждан («ближнего» и «дальнего» зарубежья);       

3) лиц без гражданства  (апатриды).

Различие этих статусов проводится по положениям норм Конституционного и административного права. При  их совпадении есть шесть различий, касающихся занятия ряда должностей только гражданами России, режимов  доступа к государственной тайне, распространения воинской обязанности только на граждан, мер административной ответственности и др.

Исходя из сказанного, административно-правовой статус гражданина России есть установленные  законом и иными правовыми актами права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов.     

 Можно выделить административно-правовой статус:   

 ≈ общий, базовый для своей сферы,   

 ≈ специальный – отдельные виды административно-правовых статусов, опосредующих разнообразное правомерное поведение граждан:    

 ♦ специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов,    

 ♦ статус членов  административных коллективов,    

 ♦ статус субъектов  административной опеки,    

 ♦ статус жителей  территорий с особым административно-правовым  режимом,    

 ♦ статус субъектов  разрешительной системы.

Исходя из такого критерия, как характер гарантированной деятельности граждан выделяют другие виды административно-правовых статусов.     

 1) общегражданский статус в делах управления государственными делами -  обусловлен конституционными нормам и ориентирован на развитие гражданских качеств человека.     

2) функционально-клиентский, когда граждане удовлетворяют свои интересы и потребности благодаря корреспондирующим обязанностям органов, служб и должностных лиц.     

3) партнерско-содействующий, когда граждане участвуют в деятельности исполнительных органов и выполняют разные социально-правовые роли.     

4) охранительный, когда гражданам обеспечивается защита их прав и законных интересов как в административном и судебном порядке, так и мерами общественно-политического  воздействия. 

2.1  Административно-правовой статус граждан РФ

Административно-правовой статус гражданина включает в себя:     

- комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;     

- гарантии реализации  этих прав и обязанностей, включая  их охрану законом и механизм  защиты органами государства  и органами местного самоуправления.      

 В правовых актах  не отождествляется правовой  статус человека и гражданина РФ, так как гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей ввиду нахождения в состоянии гражданства РФ.     

 Значительна также  и роль органов исполнительной  власти и местного самоуправления  в формировании и реализации  административно-правового статуса  гражданина. В пределах предоставленной компетенции они:

  • издают правовые акты, влияющие на содержание административно-правового статуса гражданина;
  • реализуют их исполнение;
  • содействуют гражданам в реализации их субъективных прав;
  • осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Административно-правовое   положение  граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право- и дееспособность.  

Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». 

Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина РФ, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус. Это нормы, определяющие права и обязанности:     

- в государственной и  общественной деятельности;     

- в хозяйственно-трудовой  деятельности;     

- в личной или семейной  сфере, не затрагивающей интересы  общества.

Третий элемент административно-правового статуса, — социальный, добавляется, когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, охотники, водители, спортсмены и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.    

Права и обязанности граждан в сфере  государственного управления

Административное право  в основном влияет на осуществление  прав и обязанностей человека и гражданина, процесс которого предполагает взаимодействие граждан с управленческими структурами, контроль с их стороны за соблюдением конституционного принципа: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ст. 17 Конституции РФ).      

По содержанию выделяют следующие группы прав:    

 • право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, внесение предложений, получение необходимых документов, пресечение противоправных действий и др.);    

 • право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций (получение организационной, технической, санитарно- эпидемиологической, медицинской помощи и др.);    

 • право на защиту (основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций).

Граждане РФ, имея права, вместе с тем исполняют и обязанности. Конституция РФ относит к ним  следующие обязанности: соблюдать Конституцию и законы РФ, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество и др.

Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влекут возможность применения мер правового воздействия. Неправомерное поведение является административными правонарушениями. В случае неправомерного поведения гражданин обязан претерпеть неблагоприятные для себя последствия личного или материального характера.  

2.2  Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовое положение иностранных  граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а также  международными договорами. Законы РФ распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории. Все иностранные граждане во время их пребывания в РФ в той или иной степени вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.

Регулируя отношения с  иностранными гражданами, государство не только устанавливает правоспособность, определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица. Согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ (кроме случаев, установленных законом) и подлежат административной ответственности на общих основаниях. Правовое положение иностранных граждан регламентируется Конституцией законами России, международными договорами, правилами пребывания иностранных граждан на территории РФ и транзитного проезда иностранных граждан через территорию РФ.

Законодательство различает  иностранных граждан, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории Российской Федерации, а также проезжающих через территорию РФ  транзитом, связывая с этим определенные правовые последствия.  РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Иностранные граждане, находящиеся  на территории Российской Федерации, если они имеют разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел, - постоянно проживающие. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях, - временно пребывающие. Постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав, чем временно пребывающие.

Информация о работе Контрольная работа по «Административное право»