Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 11:31, контрольная работа
Метод административно-правового регулирования определяется предметом, т. е. характером общественных отношений, которые подлежат правовому воздействию. Так, имущественные отношения, подпадающие под, воздействие закона стоимости, могут быть урегулированы только при помощи специфичных гражданско-правовых средств воздействия, а управленческие отношения – административно – правовыми средствами. Семейные отношения невозможно регулировать при помощи методов правового воздействия на процессуальные отношения и т. п.
1. Эссе: Метод административно-правового регулирования….........…3
2. Контрольные вопросы. Вариант № 4……………………………….…14
3. Задачи………………………………………………..…47
4. Итоговый тест…………………………………………………………...54
Министерство образования и науки РФ
АНО ВПО «Институт менеджмента, экономики и инноваций»
Кафедра менеджмента (экономики)
Дисциплина «Административное право»
Контрольные вопросы
Выполнил:
Проверил:
Москва
2014 г.
1 Общее понятие управления.
Управление как социальное явле
Управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей.
Управление обусловлено: наличием субъекта управления (тот, кто управляет) и объекта управления (тот, кем управляют);
• существованием между объектом и субъектом прямой (отдание команд, распоряжений) и обратной (информирование о выполнении или невыполнении команд субъекта управления) связи.
Управление сводится к управляющему воздействию субъекта на объект с целью:
• упорядочения системы;
• сохранения структуры системы;
• обеспечения функционирования системы.
Социальное управление в обществе подразделяется на два вида:
• государственное (управление делами государства);
негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований и т. п.).
Признаки социального управления:
• социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей;
• главное назначение социального управления - упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности;
• объектом воздействия социального управления являются поведение участников совместной деятельности, взаимоотношения между ними;
социальное управление, регулируя поведение участников совместной деятельности, достигает этой цели в рамках общественных связей;
• базис социального управления - соподчиненность воли участников управленческих отношений;
механизм реализации
Функции социального управления
• в процессе осуществления социального управления выполняются следующие функции: сбор и обработка информации;
• прогнозирование (научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных);
• планирование (определение направлений, целей управленческой деятельности, способов и средств их достижения);
• организация (формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления);
• координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления;
• контроль и учет.
2. Методы правового регулирования в административном праве.
Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует ряд правовых средств (способов) воздействия на управленческие отношения, на установление административно-правового статуса субъектов правоотношений. Эти юридические средства называются методами правового регулирования административно-правовых отношений.
Метод правового регулирования представляет собой совокупность способов, процедур, механизмов, приемов воздействия правовых норм и юридических правил на конкретные общественные отношения. Метод правового регулирования — весьма емкое понятие, состоящее из множества компонентов (порядка установления прав и юридических обязанностей субъектов соответствующих правоотношений, степени определенности их прав и автономности их действий и др.).
В системе административно-правового регулирования используются все три метода (типа) правового регулирования — дозволение, предписание и запрет. Дозволение реализуется с помощью управомочивающих норм административного права; предписание и запрет - наиболее известные и часто применяемые в административной практике типы правового регулирования — включены в механизм административной деликтологии и применения мер административного принуждения.
Согласно другой классификации в теории права выделяются два основных метода правового регулирования — императивный и диспозитивный, которые свойственны двум большим, противоположным по своему юридическому характеру и назначению, блокам правовых отраслей — публичному (например, административному, государственному (конституционному), процессуальному) и частному (например, гражданскому, трудовому) праву.
Императивный метод правового регулирования — это метод властных предписаний, характерный прежде всего для административного права. Данный метод отличается властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права. Например, система правового регулирования правоохранительной или военной службы включает в себя множество императивно-правовых характеристик, которые обусловливают должное построение и функционирование таких видов государственной службы. При этом взаимоотношения сотрудников правоохранительной службы или военнослужащих основываются на непосредственной подчиненности, распорядительности и централизации управления.
Диспозитивный метод предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). Юридическим фактом в данном случае выступает, как правило, договор, в котором сторонами самостоятельно на равноправной основе устанавливаются права, обязанности и ответственность за нарушение его положений. Диспозитивный метод может использоваться в определенных пределах и в системе административно-правового регулирования, например при заключении административных договоров, распределении между органами публичного управления государственных функций.
В общих чертах сущность методов административного правового регулирования раскрывается перечнем следующих правовых средств воздействия на административно-правовые отношения:
1. установление определенного порядка действий или принятия решений - предписание к действию в соответствующих условиях, надлежащим образом оформленное в административно-правовой форме. Например, государственные служащие должны соблюдать положения соответствующих административных регламентов осуществления государственных функций или должностных регламентов, а также законов, в которых перечисляются их обязанности;
2. запрет определенных действий под угрозой применения соответствующих административных санкций, установление правоограничений или определенных требовании. Например, федеральные органы исполнительной власти не имеют права принимать нормативные правовые акты в виде писем либо телеграмм; государственные служащие не вправе появляться на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; жалобы граждан не могут направляться на рассмотрение тем должностным лицам, действия (бездействие) которых являются предметом жалобы; не может быть составлен протокол об административном правонарушении неправомочным лицом;
3. предоставление возможности выбора одного из вариантов должного повеления, предусмотренных в административно-правовой норме. В данном случае гражданин, руководитель государственного органа, государственный служащий, должностное лицо может выбрать по своему усмотрению, но строго в соответствии с законом одну из нескольких форм (и методов) деятельности. Например, начальник органа внутренних дел выносит постановление о применении к виновному лицу административного наказания, выбирая его из нескольких наказаний, установленных в санкции статьи КоАП РФ; судья вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения;
4. предоставление возможности
Методы административного права как способы воздействия на общественные отношения следует отличать от методов изучения административного права, которые, в сущности, представляют собой способы толкования административно-правовых норм.
3Структура административно-правовой нормы
В структурном отношении административно-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов:
Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.
Диспозиция - это формулировка правила должного поведения. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.
Санкция - это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.
4. Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти
Федеральными законами, указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу; представляет Правительства в РФ и за пределами её территории; ведёт заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства; представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них взысканий и об их поощрении.
Заместители Председателя и федеральные министры принимают участие в выработке и реализации политики Правительства РФ, в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ и обеспечивают их исполнение.
Заместители Председателя Правительства РФ в порядке распределения обязанностей между ними координируют работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных Правительству органов. Они контролируют их деятельность и дают им поручения, предварительно рассматривают предложения и проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство; осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Министры как члены Правительства РФ участвуют в рассмотрении и обсуждении всех вопросов на его заседаниях.
Для решения оперативных вопросов Правительство РФ может образовывать Президиум. Его решения не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ, которое имеет право отменить любое решение своего Президиума.
Законом определён круг вопросов, решения по которым могут приниматься только на заседаниях Правительства РФ, например, о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчёта о его исполнении, о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу и др. (ст. 28 ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”).
Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него: а) Конституцией РФ; б) федеральными законами; в) нормативными указами Президента РФ.
В конституции РФ его функции и полномочия определены предельно кратко. Но их перечень здесь открыт. Он завершается формулировкой, что правительство РФ осуществляет другие полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Это прежде всего означает что оно - орган исполнительной власти и на него возлагается проведение в жизнь законов. Что касается иных конституционных полномочий, то их конкретные виды немногочисленны. Например, оно даёт заключения по определённым законопроектам (п. 3 ст. 104) и др.
Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"