Материальная ответственность государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 07:32, реферат

Краткое описание

Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2009, N 51, ст. 6159 предусмотрена только дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих (далее по тексту - Закон N 79-ФЗ). Но так как служебный контракт, заключаемый с гражданским служащим, является специфической разновидностью трудового договора, то на гражданского служащего распространяются также нормы трудового законодательства, регулирующие материальную ответственность. Государственный орган, возместив ущерб физическому либо юридическому лицу, причиненный его государственным служащим при исполнении им трудовых обязанностей, имеет право взыскать в порядке регресса сумму причиненного ущерба со своего государственного служащего.
Увольнение государственного гражданского служащего со службы не является основанием для освобождения его от материальной ответственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Материальная ответственность гос.служащих.docx

— 40.52 Кб (Скачать файл)

Введение

Согласно части 7 статьи 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Возмещение убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу, причиненных действием, бездействием государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, согласно статье 16 ГК РФ осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Как следует из содержания статьи 1069 ГК РФ, вред, который причинен гражданину либо юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа либо органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации либо казны муниципального образования.

За действия своих должностных лиц несет ответственность перед гражданином или юридическим лицом непосредственно государственный орган или орган местного самоуправления. А сами должностные лица будут нести дисциплинарную, материальную, административную, уголовную ответственность.

Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2009, N 51, ст. 6159 предусмотрена только дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих (далее по тексту - Закон N 79-ФЗ). Но так как служебный контракт, заключаемый с гражданским служащим, является специфической разновидностью трудового договора, то на гражданского служащего распространяются также нормы трудового законодательства, регулирующие материальную ответственность. Государственный орган, возместив ущерб физическому либо юридическому лицу, причиненный его государственным служащим при исполнении им трудовых обязанностей, имеет право взыскать в порядке регресса сумму причиненного ущерба со своего государственного служащего.

Увольнение государственного гражданского служащего со службы не является основанием для освобождения его от материальной ответственности.

 

 

1. Понятие материальной  ответственности государственного  служащего

Материальная ответственность государственного гражданского служащего наступает за вред, который он причинил своими действиями при исполнении трудовых обязанностей организации. Возмещение ущерба производится либо по требованию администрации этого органа, либо в судебном порядке. Государственные гражданские служащие несут, как правило, ограниченную материальную ответственность, предусмотренную нормами статьи 238 ТК РФ. К полной материальной ответственности их можно привлечь только по решению суда.

Ответственность за вред, причиненный государственным гражданским служащим не при исполнении трудовых обязанностей, он будет нести в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Право на обжалование решения представителя нанимателя (работодателя) о привлечении государственного гражданского служащего к материальной ответственности и сроки обжалования, предусмотренные ТК РФ.

 

В статье 37 Закона N 79-ФЗ рассмотрены основания расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, в числе которых имеются такие как:

 

подпункт "г" пункта 3 статьи 37 - "совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях";

 

пункт 4 части 1 статьи 37 - "совершение виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя";

 

пункт 5 части 1 статьи 37 - "принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа".

Увольнение по основаниям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 3 статьи 37, пунктом 5 части 1 статьи 37 Закона N 79-ФЗ, являются согласно части 1 статьи 57 этого Закона мерами дисциплинарного взыскания. Однако привлечение государственного служащего к дисциплинарной ответственности не мешает привлечь того же государственного служащего к ответственности материальной в порядке, предусмотренном ТК РФ. Как уже было сказано раньше в части 6 статьи 248 ТК РФ, возмещение ущерба производится вне зависимости от привлечения государственного служащего к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

 

Некоторые категории государственных служащих несут ответственность на основании других нормативных актов. Так, например, вопрос о материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также порядок возмещения причиненного ими ущерба регламентируется Федеральным законом от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (далее по тексту - Закон N 161-ФЗ).

Необходимо отметить, что согласно части 8 статьи 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор).

Следовательно, положения ТК РФ о материальной ответственности не распространяются на военнослужащих, если только они не относятся к вышеуказанным категориям.

Действие Закона N 161-ФЗ распространяется на военнослужащих, которые проходят военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Согласно статье 3 этого Закона военнослужащие могут нести материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб. Военнослужащие, причинившие ущерб не во время несения службы, будут нести материальную ответственность в рамках гражданского законодательства. При этом согласно пункту 4 статьи 3 Закона N 161-ФЗ военнослужащие, причинившие ущерб, могут быть привлечены к материальной ответственности в течение 3 лет со дня обнаружения ущерба.

 

Не могут быть привлечены к этому виду ответственности военнослужащие, причинившие ущерб в результате выполнения приказа командира (начальника) и в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

 

Законом N 161-ФЗ установлены 2 вида материальной ответственности военнослужащих - полная и ограниченная.

Определение размера причиненного ущерба, а также порядок его возмещения предусмотрены нормами указанного Закона.

Таким образом, материальная ответственность государственного служащего - это основанная на нормах трудового права обязанность государственного служащего возместить ущерб, причиненный организации в пределах и в порядке, установленных законодательством. Материальная ответственность является самостоятельным видом ответственности, которая наступает независимо от привлечения государственного служащего за причиненный им ущерб к какому-либо иному виду ответственности.

 

 

2. Порядок применения материальной  ответственности к государственному  служащему

2.1 Пределы материальной  ответственности государственного  служащего

Материальная ответственность за ущерб, причиненный работодателю при исполнении трудовых обязанностей, возлагается на государственного служащего при условии причинения ущерба по его вине. Эта ответственность, как правило, ограничивается определенной частью заработка государственного служащего и не должна превышать полного размера ущерба, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Статья 238 ТК РФ содержит общие положения о материальной ответственности государственного служащего перед работодателем. Юридической базой для регулирования материальной ответственности государственный служащий ов является Конституция РФ (ст. 8), а также ТК РФ (ст. 21, закрепляющая обязанность государственного служащего бережно относиться к имуществу работодателя).

При этом не имеют значения организационно-правовая форма осуществления деятельности работодателем или тот факт, что он является физическим лицом Ковалев В.И. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации о материальной ответственности государственный служащийов - М.:»За право военнослужащих», 2003. - С. 3..

Если ущерб причинен во время существования трудовых отношений, то ответственность наступает и после их прекращения.

Материальная ответственность за ущерб, причиненный организации при исполнении трудовых обязанностей, возлагается на служащего, если ущерб причинен по их вине (ст.238 ТК РФ). Наступление материальной ответственности государственного служащего законодательство связывает с выполнением администрацией организации обязанности по созданию служащим условий, необходимых для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества. Если для работы с товарно-материальными ценностями в организации не созданы соответствующие условия, то ответственность несет организация Вольдман Ю.Я. Новый трудовой кодекс Российской Федерации: пробелы, упущения, противоречия, ошибки // Гражданин и право. - 2002. - № 5. - С. 42..

Материальная ответственность государственного служащего исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного государственный служащий (ст. 239 ТК РФ).

Статья 239 называет пять вариантов обстоятельств, исключающих материальную ответственность государственного служащего. Эти правовые категории широко используются в других отраслях права и в силу их общепринятого понимания могут применяться при рассмотрении споров о материальной ответственности государственного служащего в трудовом праве.

 

К ним относятся:

- непреодолимая сила;

- нормальный хозяйственный  риск;

- крайняя необходимость;

- необходимая оборона;

- неисполнение работодателем  обязанности по обеспечению надлежащих  условий для хранения имущества, вверенного государственный служащий.

Исключается материальная ответственность государственного служащего также в случае невыполнения работодателем своей обязанности обеспечить надлежащие условия для хранения имущества, вверенного государственный служащий.

Трудовое законодательство предусматривает два основных вида материальной ответственности государственного служащего за причиненный ущерб: ограниченную (возмещаемую в определенных и заранее установленных пределах) и полную (когда ущерб возмещается без каких-либо ограничений).

Как правило, за ущерб, причиненный работодателю при исполнении трудовых обязанностей, государственный служащий, по вине которого это произошло, несет ограниченную материальную ответственность - в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного заработка.

Расчет среднего заработка государственного служащего независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты Крапивин О.М., Власов В.И. Комментарий к законодательству об оплате труда. - «Система ГАРАНТ», 2005..

Средний заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа).

Ст. 241 ТК РФ не содержит перечня случаев причинения ущерба, за который предусмотрена материальная ответственность в пределах среднего месячного заработка государственного служащего. Вместе с тем, как показывает практика, наиболее типичными случаями, при которых наступает такой вид ответственности, являются следующие: порча или уничтожение по небрежности имущества работодателя, материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), а также инструментов, измерительных приборов, спецодежды и других предметов, выданных в пользование государственным служащим; недобор денежных сумм, утрата документов, полное или частичное обесценение документов, уплата штрафа по вине государственного служащего Крапивин О.М., Власов В.И. Комментарий к законодательству об оплате труда. - «Система ГАРАНТ», 2005..

2.2 Определение  размера ущерба, причиненного государственным  служащим

Наиболее распространенным и эффективным методом выявления и установления стоимости является инвентаризация. Ее результаты служат важным доказательством для дальнейшего взыскания с государственного служащего причиненного им материального ущерба. Для признания результатов инвентаризации соответствующими нормам законодательства необходимо соблюсти следующие формальности:

Информация о работе Материальная ответственность государственных служащих