Материальная ответственность государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 07:32, реферат

Краткое описание

Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2009, N 51, ст. 6159 предусмотрена только дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих (далее по тексту - Закон N 79-ФЗ). Но так как служебный контракт, заключаемый с гражданским служащим, является специфической разновидностью трудового договора, то на гражданского служащего распространяются также нормы трудового законодательства, регулирующие материальную ответственность. Государственный орган, возместив ущерб физическому либо юридическому лицу, причиненный его государственным служащим при исполнении им трудовых обязанностей, имеет право взыскать в порядке регресса сумму причиненного ущерба со своего государственного служащего.
Увольнение государственного гражданского служащего со службы не является основанием для освобождения его от материальной ответственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Материальная ответственность гос.служащих.docx

— 40.52 Кб (Скачать файл)

 

- издать приказ руководителя  об инвентаризации с указанием  состава комиссии, сроков, места  и объема проведения. В комиссию  в обязательном порядке должны  входить представитель бухгалтерии  и государственный служащий, чью  деятельность проверяют. Отсутствие  хотя бы одного члена комиссии  ведет к признанию результатов  инвентаризации недействительными;

 

- ознакомить с приказом  государственного служащего. Если  он является материально ответственным  лицом, то обязан сдать в бухгалтерию  все документы, необходимые для  проведения инвентаризации предприятия, и указать, что все поступившие  ценности оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. Данный документ  скрепляется его подписью. Также  сотрудник должен расписаться  в том, что подсчет остатков  проходил в его присутствии и он не имеет претензий к работе комиссии;

 

- в случае проведения  инвентаризации без проверяемого  государственного служащего она  будет считаться недействительной, и в дальнейшем, в случае недостачи, привлечь его к возмещению  материального ущерба будет практически  невозможно;

 

- если проводится проверка  остатков денежных средств в кассе предприятия или магазина, целесообразно устраивать ее неожиданно для государственного служащего;

 

- члены комиссии должны  составить инвентаризационную опись  и передать ее в бухгалтерию. Бухгалтерия подготавливает сличительную  ведомость, в которой делает вывод  о факте недостачи или об  отсутствии такого, причем по  товарам одной группы излишки  покрывают недостачу;

 

- издать приказ руководителя  об утверждении результатов инвентаризации  и о взыскании причиненного  ущерба с государственного служащего, который его нанес.

 

Вышеназванные условия и выявленные результаты являются необходимыми и достаточными для привлечения виновного лица к материальной ответственности.

Кроме того, необходимо помнить, что законодатель также обязывает работодателя выяснить, виновен ли сотрудник, нанесший ущерб. Он может быть признан таковым, если действие или бездействие совершено им умышленно или по неосторожности. При умышленном причинении вреда он осознает противоправный характер своих действий, предвидит наступление негативных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает наступление этих последствий. При неосторожном нанесении ущерба государственный служащий предвидит возможность наступления вредных последствий своего поведения, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит возможности наступления таковых, хотя должен и мог их предвидеть. Сотрудник, виновный в причинении ущерба, несет материальную ответственность только за принесенные им убытки, то есть вред, который находится в прямой причинной связи между действием (бездействием) государственного служащего и наступившими последствиями.

Виновный также несет материальную ответственность за урон, нанесенный работодателю, в результате возмещения им вреда третьим лицам, пострадавшим от действий государственного служащего, если не будет доказано, что ущерб наступил вследствие обстоятельств непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Еще до принятия решения о возмещении ущерба работодатель обязан провести проверку и установить размер убытков, причиненных ему при утрате и порче имущества. Его определяют соответствующие специалисты по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день нанесения вреда, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета, принимая во внимание степень износа.

Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер понесенных убытков превышает его номинальный размер.После этого работодатель обязан истребовать от государственного служащего, причинившего ущерб, объяснение в письменной форме для установления причины случившегося.

В случае, если убытки были нанесены в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, следует взять объяснения свидетелей, подтверждающие факт нахождения сотрудника в состоянии опьянения, и направить виновного в медицинское учреждение, имеющее соответствующие лицензии, для получения необходимых документов.Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер (ст. 246 ТК РФ).

2.3 Порядок взыскания  ущерба

В результате проведения вышеописанных мероприятий, когда определены виновный и степень его вины в нанесении вреда, сумма причиненного ущерба, пределы материальной ответственности государственного служащего (полная или частичная), руководитель издает приказ о взыскании с государственного служащего суммы ущерба и направляет в бухгалтерию для исполнения.

При этом сотрудник обязан возместить работодателю прямой действительный урон. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с государственного служащего не подлежат.

Взыскание с виновного государственного служащего суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее 1 месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного государственным служащим ущерба. Если месячный срок истек или государственный служащий не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с государственного служащего, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

Однако следует знать, что работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств причинения ущерба полностью или частично отказаться от взыскания потерь с виновного лица, а тот в добровольном порядке может погасить сумму ущерба или с согласия работодателя передать ему для возмещения убытков равноценное или исправить поврежденное имущество. В данном случае с сотрудником заключается соглашение, предусматривающее условия возмещения причиненного ущерба. Кстати, при отказе государственного служащего возместить нанесенные им убытки в натуре ни работодатель, ни суд не может обязать его к этому. Ущерб возмещается и в том случае, если государственный служащий привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен вред работодателю.

Работодатель также имеет право применить к виновному лицу помимо предусмотренных законодательством мер по возмещению причиненного ущерба иные меры материального воздействия, определенные внутренними нормативными документами, такие как лишение премии, вознаграждения по итогам работы за год и так далее. Целесообразным и справедливым будет применение этих мер к сотрудникам, в силу закона не полностью возместивших нанесенные убытки.

 

Государственный служащий, нанесший урон, вправе на любой стадии привлечения его к материальной ответственности обжаловать действия работодателя в суде. Поэтому выполнение всех вышеперечисленных формальностей позволит работодателю максимально защитить свои права и возместить причиненный ему ущерб в соответствии с действующим законодательством.

 

Государственный служащий, виновный в причинении ущерба работодателю, вправе возместить его добровольно (полностью или частично).

Стороны контракта могут заключить соглашение о возмещении ущерба с рассрочкой платежа. В качестве приложения к такому соглашению государственный служащий должен представить письменное обязательство о возмещении ущерба, указав в нем конкретные сроки платежа Нестерова Т. Материальная ответственность по Трудовому Кодексу // Законность. - 2003. - № 7. - С. 16..

Если работодатель произвел удержание в возмещение ущерба из заработной платы незаконно, суды по требованию государственного служащего выносили решение о возврате ему удержанной суммы. Также возможна индексация незаконно удержанной суммы. В изученных решениях к выводу о незаконном использовании чужих денежных средств суды не приходили.

Привлечение государственного служащего к материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю, не исключает возможности привлечения его к иным видам юридической ответственности - дисциплинарной (со стороны работодателя), а также административной или уголовной (со стороны государства) Дзарасов М.Э. К вопросу о трудовом правонарушении и дисциплинарной ответственности за его совершение // Гражданин и право. - 2002. - № 5. - С. 39..

Несоблюдение работодателем установленного в трудовом законодательстве порядка возмещения ущерба дает государственный служащий право на обжалование связанных с этим действий в судебном порядке Позднякова Е.А. Материальная ответственность государственных служащих за нарушение экологических правовых норм // Журнал российского права. - 2002. - № 11. - С. 38..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды материальной ответственности государственного служащего

3.1 Полная материальная  ответственность государственного  служащего

 

Если государственный служащий поломает или уничтожит имущество работодателя, последний в большинстве случаев может получить возмещение только в размере среднего заработка государственного служащего. Но есть случаи, когда работодатель вправе истребовать всю сумму.Полная материальная ответственность государственного служащего состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере.Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на государственного служащего лишь в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом или иными федеральными законами.В состав реального ущерба включены расходы, которые лицо уже реально произвело к моменту предъявления иска о возмещении убытков либо которые еще будут им произведены для восстановления нарушенного права, т.е. будущие расходы. К реальному ущербу отнесены и убытки, вызванные утратой или повреждением имущества, т.к. в этом случае также производятся расходы Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) // Под ред. О.Н. Садикова. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», Издательский Дом «ИНФРА-М», 2005. - С. 17..

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на государственного служащего в следующих случаях:

1) когда в соответствии  с ТК РФ или иными федеральными  законами на государственного  служащего возложена материальная  ответственность в полном размере  за ущерб, причиненный работодателю  при исполнении государственным  служащим трудовых обязанностей;

2) недостачи ценностей, вверенных  ему на основании специального  письменного договора или полученных  им по разовому документу;

3) умышленного причинения  ущерба;

4) причинения ущерба в  состоянии алкогольного, наркотического  или токсического опьянения;

5) причинения ущерба в  результате преступных действий  государственного служащего, установленных  приговором суда;

6) причинения ущерба в  результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим  государственным органом;

7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом  тайну (служебную, коммерческую или  иную), в случаях, предусмотренных  федеральными законами;

8) причинения ущерба не  при исполнении государственным  служащим трудовых обязанностей.

Принципиальное отличие полной материальной ответственности в том, что в случае привлечения к полной материальной ответственности работодателю устанавливать вину (за исключением п. 3) государственного служащего, а также причинную связь между возникшим ущербом и действиями государственного служащего не требуется. Отсутствие вины должны доказать сами государственный служащий Коршиков А. Коллективная материальная ответственность как способ предотвращения потерь в магазинах розничной сети // Право и экономика. - 2005. - № 12. - С. 45..

Таким образом, по общему правилу за причиненный ущерб государственный служащий несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами.

Материальную ответственность в пределах среднего месячного заработка несут все государственные служащие, в том числе и должностные лица, если отсутствуют основания для возложения на них ответственности в более высоком размере.

 

 

3.2 Коллективная (бригадная) материальная ответственность за  причинение ущерба

 

Материальная ответственность по общему правилу является индивидуальной. При совместном выполнении государственными служащими отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием переданных им ценностей, когда невозможно разграничить ответственность каждого государственного служащего за причинение ущерба и заключить с ним договор о возмещении ущерба в полном размере, может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность. При причинении ущерба совместными действиями нескольких лиц наступает либо долевая, либо солидарная ответственность. Долевая ответственность является основной формой возмещения ущерба. Солидарная ответственность возможна в исключительных случаях.Необходимость организации работы с коллективной (бригадной) материальной ответственностью определяется руководителем предприятия, учреждения, организации с учетом мнения профсоюзного комитета при наличии одновременно следующих условий:

а) выполняемая бригадой (коллективом) работа предусмотрена Перечнем работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного государственному служащему имущества, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 85.

Информация о работе Материальная ответственность государственных служащих