Межотраслевое государственное управление: понятие и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы является изучение межотраслевого государственного управления в современном аспекте.
В качестве теоретической базы изучения в работе применялись труды и пособия российских авторов по проблемам государственного управления в современном аспекте. Официальной базой выработки основных направлений по изучению данного вопроса явились экономико-правовые документы, факты и данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…….3
1 Понятие и сущность государственного управления…………………………...…….5
2 Межотраслевое государственное управление…………………………………….….8
2.1 Понятие и сущность межотраслевого государственного управления……………8
2.2 Задачи и особенности межотраслевого государственного управления…….…8
2.3 Субъекты межотраслевого управления…………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………………..…20
Список использованных источников………………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

Административное пр..doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Административное право»

на тему:

«Межотраслевое государственное управление: понятие и содержание»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………….…….3

1 Понятие и сущность государственного управления…………………………...…….5

2 Межотраслевое государственное управление…………………………………….….8

2.1 Понятие и сущность межотраслевого государственного управления……………8

2.2 Задачи и особенности межотраслевого государственного управления…….…8

2.3 Субъекты межотраслевого управления…………………………………………10

Заключение…………………………………………………………………………..…20

Список использованных источников………………………………………………...22

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государства в современном мире, независимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективного и рационального регулирования общества и государства в целом.

Государственное регулирование в широком смысле слова выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от меняющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти.

В узком смысле слова государственное регулирование – это одна из функций государственного управления, направленная на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства без вмешательства государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, за исключением специально предусмотренных законом случаев. Сейчас данная функция является приоритетной в управлении не только экономикой, но и социально-культурной сферой.

Государственное управление и управленческие функции государственных органов в совокупности и взаимодействии друг с другом образуют сложную, многоуровневую функциональную структуру государственного управления. Эта структура обеспечивает как управленческую взаимосвязь государства- субъекта управления и общественной системы, так и внутреннюю согласованность и динамичность его как управляющей системы.

Все это обуславливает актуальность исследования теоретических и практических аспектов государственного управления как в целом, так и по межотраслевому признаку.

Целью исследования данной работы является изучение межотраслевого государственного управления в современном аспекте.

В качестве теоретической базы изучения в работе применялись труды и пособия российских авторов по проблемам государственного управления в современном аспекте. Официальной базой выработки основных направлений по изучению данного вопроса явились экономико-правовые документы, факты и данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати.

В соответствии с разработанной программой были поставлены и решены следующие задачи:

-изучение понятия государственного управления в целом;

-изучение понятия межотраслевого государственного управления;

-изучение задач  и особенностей межотраслевого государственного управления;

-изучение составляющих  межотраслевого государственного  управления.

Структура и  объем данной работы, состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы. Работа изложена на 25 страницах. Для написания данной работы использовано 15 источников.

Во введении данной работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель работы, формулируются задачи для проведения данной работы. В первой главе в теоретическом аспекте рассматривается понятие государственного управления в целом с точки зрения ученых, посвятивших свои научные труды изучению данной проблемы.

Во второй главе наиболее подробно рассмотрено межотраслевое государственное управление, его понятие и составляющие элементы.

Выводы, предложенные по итогам изучения и исследования, логически завершают представленную работу, являясь, достойным решением всех поставленных выше задач, что само по себе предполагает достижение намеченной цели.

 

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Управление – это совокупность действий совершаемых для достижения определённых целей путём использования имеющихся ресурсов (финансовых, материальных, кадровых, информационных); руководства чем-либо, когда осуществляется воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием разнообразных механизмов и средств.

Управление – это целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное), организующее и регламентирующее воздействие людей на собственную, общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т.д.).

Государственное управление представляет собой разновидность социального управления. Социальное управление возникает в обществе между людьми для упорядочения возникающих общественных отношений.

Государственное управление – это подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов.

Атаманчук Г.В. под государственным управлением понимает практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

Государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему  по осуществлению государственной  власти (целей, задач и функций государства). Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственная служба.

Основные виды целей государственного управления образуют следующую структуру:

-общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества;

-социальные, отражающие влияние общественно-политических целей на социальную структуру общества, взаимоотношения ее элементов, состояние и уровень социальной жизни людей;

-духовные, связанные в одном аспекте с восприятием духовных (культурных) ценностей, которыми руководствуется общество, а в другом - с введением духовного потенциала общества в реализацию общественно-политических и социальных целей;

-экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно-политических иных целей;

-производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех управляемых объектов, которые соответствуют вышеназванным целям и способствуют их осуществлению;

-организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления — построение соответствующих функциональных и организационных структур;

-деятельностно-праксеологические, предполагающие распределение и регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим местам;

-разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления.

Основные характерные  признаки государственного управления:

1.Исполнительно-распорядительный  характер. Основным направлением  этой деятельности является проведение  в жизнь НПА, а средством достижения этой цели- использование необходимых юридически-властных полномочий.

2.Организационная и  практическая направленность.

3.Подзаконная деятельность  и подзаконное нормотворчество.

4.Тесная связь с разработкой и практической реализацией государственной политики.

5.Определённая целевая и функциональная специфика.

6.Наличие определённых ресурсов.

7.Непосредственная ответственность за исполнение законов.

8.Использование определённых форм и методов.

Классификация функций управления:

  • Руководящие функции
  • Регулирующие функции
  • Расчетно-информационно-аналитические функции
  • Организационные функции
  • Контрольные функции

Таким образом, сущность государственного управления заключается  в целенаправленном воздействии со стороны субъекта управления на его объект.

 

2 МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

2.1 Понятие и сущность межотраслевого государственного управления

 

Отраслевой  принцип организации государственного управления всегда занимал центральное  место в структуре управления государством в целом. Соответственно с этим, вся система государственного управления представляет собой, прежде всего, совокупность различных отраслей.

Отрасль государственного управления – это система (совокупность) органов управления предприятий и учреждений, связанная общностью конкретного объекта управления, возглавляемая Министерством.

Отраслевое  управление – это функция министерств. Министерство характеризуется, как  орган, «проводящий государственную  политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти». В настоящее время организационно-правовая централизация, свойственная ранее министерским отраслевым системам, уступила свое место децентрализации, т.е. широкой оперативной самостоятельности предприятий.

Соответственно с этим, министерство как федеральный орган исполнительной власти проводит государственную политику путем осуществления:

а) управления в установленной сфере деятельности, т.е. отраслевого управления;

б) координации деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в рамках этой сферы, если она в той или иной степени оказывается совместной.

 

2.2. Задачи  и особенности межотраслевого  государственного управления

 

Основные задачи межотраслевого управления:

- определение основных направлений развития отраслевых систем управления;

- объединение и согласование их работы;

- обеспечение организованного единства функционирования отраслевых систем;

- решение вопросов, выходящих за рамки отдельной отрасли управления, а также возникающих на «стыке» отраслевых систем.

Таким образом  все сводится к гарантированию согласованности функционирования различных управленческих систем в сфере экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности. Сущность межотраслевого управления заключается в координации отраслевых систем. Ее особенность состоит в том, что она осуществляется в отношении к организационно неподчиненным объектам управления и не затрагивает их самостоятельности.

Еще одна особенность  межотраслевого самоуправления состоит в том, что оно осуществляется органами, занимающими надведомственное положение, т.е. как бы стоящими над соответствующими отраслями управления и отраслевыми субъектами. Надведомственные полномочия различны по своему содержанию: издание правовых актов, обязательных к исполнению координируемыми отраслевыми системами, осуществление контрольно-надзорных функций.

Следующая особенность  данного управления заключается  в том, что надведомственная координация, осуществляемая его субъектами имеет соответствующим образом выраженный функциональный характер. Это значит, что координация носит не общий характер, т.е. не распространяется на весь комплекс действий отраслевых органов управления, что свойственно органам общей компетенции, а ограничена теми функциями, которые отнесены к сфере деятельности государственных комитетов и иных субъектов межотраслевого управления.

В современном  правовом государстве организация  управления носит несравненно более  совершенный характер. Задачи управления распределяются между органами государства по их роду и характеру.

Особенно строго проводится реальная система в центральном  управлении, где задачи управления распределяются между особыми ведомствами, называемыми министерствами. Число  последних увеличивается по мере того, как жизнью выдвигаются новые задачи управления и усложняются старые.

Информация о работе Межотраслевое государственное управление: понятие и содержание