Меры административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ понятия и сущности административного принуждения.
К задачам исследования можно отнести следующие:
• определение места принуждения в системе социального регулирования;
• определение видов осуществления исполнительной власти;
• определение существенных признаков административного принуждения;
• анализ видов административного принуждения, и органов осуществляющих контроль за их исполнением.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и особенности административного принуждения
1.1 Понятие административного принуждения, место в системе социального регулировании………………………………………………………………………5
1.2 Признаки и понятия правонарушений.……...………..…..............................9
Глава 2. Система мер административного принуждения в Российской Федерации.
2.1 Меры административного принуждения, их классификация………………16
2.2 Административно-предупредительные меры……………..……….………..19
2.3 Меры ответственности и меры административного пресечения …………..…………………………………………………………………………..22
Глава 3. Контроль за соблюдением законности при применении мер административного принуждения уполномоченными органами…………….28
Заключение ………………..……………………………………….......................37
Список литературы……….………………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Аскаров Э - меры принуждении.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

Здесь хотелось бы подвести следующий итог из выше рассмотренного мною, а именно то, что  по мнению различных позиций авторов общим признаком правонарушения является его свойство порождать юридическую ответственность, то есть различные установленные законом неблагоприятные последствия для правонарушителя: физические, имущественные, моральные и иные страдания, ущемления. Из этого исходит то, что правонарушения является основой для наступления юридической ответственности. Правонарушения это определенный общественный опасный характером, в следствии которых наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства, общества. Также правонарушением является деяние, совершенное не всяким лицом, а лишь таким, которое отдает отчет в своем поведении и способно этим поведением руководить. Правонарушение - это поведение, а не образ мыслей. Поведение выряжается в противоправных действиях или бездействии. Правонарушение - это виновное деяние. Оно осуществляется под воздействием сознания и воли человека, это деяние, совершенное дееспособным лицом. Если в поведении человека отсутствует вина, то его деяние правонарушением считаться не может, хотя внешне оно и противоречит существующему, правопорядку (например, убийство, совершенное в состоянии необходимой обороны). Следует учесть, что только в совокупности указанных признаков деяние можно считать правонарушением. Если в деяние отсутствует, хотя бы один из них, его считать правонарушением нельзя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система мер административного принуждения в Российской Федерации.

2.1 Меры административного принуждения, их классификация.

 

В юридической литературе на протяжении довольно таки длительного времени идут обсуждения проблемы классификации мер административного принуждения. Предлагаются различные варианты ее решения. Так, И.И. Веремеенко10 классифицирует меры административного принуждения на три вида:

1) административно-процессуальные;

2) административно-правовые санкции;

3) административно-предупредительные.

Ю.М. Козлов, М.И. Еропкин, И.А. Галаган – делят на:

1) административно-предупредительные; 2) меры административного пресечения; 3) взыскания.11

А вот автор Д.Н. Бахрах не согласен с тем, что присутствуют административно-предупредительные меры, поскольку не видит в их природе принудительного характера, но предлагает вместо их ввести в классификацию административно-восстановительные меры12. Мне кажется, что право на так сказать «существование» имеют все из вышеперечисленных групп административного принуждения. Принудительная сущность административно-предупредительных мер очевидна: она заключается в возложении обязанностей и дополнительных ограничений на лиц, в отношении которых они применяются (обязанность водителя остановить транспортное средство по требованию сотрудника милиции). Меры процессуального обеспечения производства по делу о правонарушении также имеют право на существование, поскольку не всегда «растворены» в других группах мер. Существуют другие классификации мер административного принуждения. Так, Ю.А. Дмитриев, И.А. Полянский, Е.В. Трофимов выделяют меры принуждения в зависимости от характера и степени принудительного воздействия, а так же цели принуждения:13

- административно-предупредительные;

- административно-пресекательные;

- административно-восстановительные;

- меры юридической ответственности.

Но в данной курсовой работе я буду придерживаться мнения профессора Л.П. Попова, который классифицирует меры административного принуждения в зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, на четыре группы:14

1) административно-предупредительные  меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры административной ответственности;

4) меры обеспечения производства  по делам об административных правонарушениях.

Которые на сегодняшний день являются действительными мерами в Административном праве. Так, Л.Л. Попов в своей работе считает, что государственное принуждение – это метод воздействия государства на «сознание и поведение лиц, совершающих антиобщественные поступки, выражающийся в установленных правовыми актами отрицательных последствиях морального, материального и физического характера, имеющих целью предупреждение правонарушений, исправление и наказание правонарушителей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Административно-предупредительные меры.

 

Применение принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей. То есть у каждого из нас имеются определенные обязанности, как перед обществом, так и перед государством, которые мы должны соблюдать. Однако угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и тому подобное. Поэтому государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права, компетентные органы в предусмотренных законом случаях ограничивают их права. Таковы действия пожарных, уничтожающих постройки в целях локализации пожара. Основной целью названных защитных мер государства являются предупреждение правонарушений и уклонения от выполнения юридических и иных обязанностей, а также обеспечение общественной безопасности.

Следовательно, основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством обстоятельств, они могут быть связаны так и несвязанные с действиями человека. То есть что бы их применить нет необходимости именно в нарушении правовой нормы, здесь может быть просто наступление определенных то есть то что предусмотрено гипотезой определенной нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и тому подобное.

Законодатель не только закрепляет юридически властные полномочия на применение исполнительными органами таких принудительных мер, как реквизиция, карантин, принудительный осмотр грузов, освидетельствование и других аналогичных мер, но и определяет порядок реализации этих мер.

Административно-предупредительным мерам присуща ярко выраженная профилактическая направленность.

Государство, используя административно-предупредительные меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление. При применении административно-предупредительных мер, предусмотренных законом или иными нормативными актами, в целях предупреждения возможных нарушений имеются в виду такие ситуации, которые, если их не принять во внимание, ведут к действительному, реальному совершению правонарушений, наступлению тяжких последствий.15

Здесь можно отнести такие права как, например в соответствии с ФЗ № 3 «О полиции»16, а именно статья 13 закона в которой содержаться о беспрепятственном посещении при предъявлении служебного удостоверения служебных помещений,  беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и так далее.

Отмечая общность всех административно-предупредительных мер, нельзя не заметить различий между отдельными превентивными мерами по их непосредственному назначению и характеру правоограничений.

По этому критерию среди административно-предупредительных мер можно выделить четыре группы:

1) меры, применяемые в целях предотвращения  угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и другие.;

2) меры, направленные на предупреждение  правонарушений, причем не только  административных правонарушений, но и преступлений (таможенный  досмотр, проверка документов, удостоверяющих  личность);

3) меры, препятствующие уклонению  соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование и прочие);

4) особую группу составляют так  называемые лечебно-предупредительные  меры принуждения, назначение которых  не только обеспечение общественной  безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных и так далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Меры ответственности  и меры административного пресечения.

   

Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих установленные правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и тому подобное.

Суть таких мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок.

Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения - административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Но назначение мер административного пресечения не оканчивается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий. Так, соответствующие надзорные органы приостанавливают работы, эксплуатацию машин и механизмов, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасности и охраны недр, независимо от того, явилось ли это следствием административного правонарушения или преступления. Таким образом, меры административного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы с правонарушениями.17

Далее, в соответствии с законодательством органы санитарно-эпидемиологического надзора имеют право выносить постановления об уничтожении, переработке или ином использовании продуктов питания, признанных негодными к употреблению. Между тем непригодными продукты могут стать в силу, как правонарушения, так и естественных причин. Для применения названной меры принуждения важен сам факт непригодности продуктов, а не ее причины. Поэтому меры административного пресечения являются средством защиты общественных отношений от опасности независимо от того, возникла она вследствие правонарушения или иного деяния или события.

Таким образом, основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов.

В частности, к ним относятся меры:

1) применяемые непосредственно  к личности правонарушителя (требование  прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и другие);

2) имущественного характера (изъятие  огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных  строений и другие);

3) технического характера (запрещение  эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и другие);

4) финансового характера (прекращение  кредитования, сокращение бюджетного  финансирования, отзыв лицензии, дающей  право осуществлять финансовые  операции, изъятие (взимание) в доход  бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и другие);

5) медико-санитарного характера (отстранение  от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий  торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и другие);

6) связанные с осуществлением  лицензионно-разрешительной системы (аннулирование разрешения, например, вида на жительство иностранного  гражданина, приостановление действия  лицензии);

7) специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и другие).

Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации. Административное задержание, личный досмотр, изъятие вещей и документов позволяют установить личность правонарушителя, составить документы, необходимые для привлечения его к ответственности, сохранить вещественные доказательства по делу, обеспечить исполнение постановления о назначении административного наказания18.

            Административная ответственность - вид юридической ответственности за нарушение административного или иного законодательства, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность обладает признаками, свойственными и общей юридической ответственности. В то же время в законодательстве можно найти не только общие признаки юридической ответственности, но и специфические признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

Информация о работе Меры административного принуждения