Методы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ и исследование методов государственного управления.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие, основные признаки методов государственного управления;
- охарактеризовать основные и универсальные виды методов государственного управления;
- исследовать проблемы использования методов государственного управления в России и рассмотреть пути совершенствования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. КЛАССФИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие, основные признаки методов государственного управления………5
1.2 Виды методов государственного управления 8
1.3 Универсальные методы государственного управления 13
Глава 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Государственное управление в Российской Федерации 21
2.2 Методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления, проблемы и пути совершенствования 23
Заключение 35
Библиографический список 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по административному правву.docx

— 74.82 Кб (Скачать файл)

По способу воздействия  на поведение субъектов управления административных методы подразделяются на: обязывающих к совершению определенных действий; уполномочивающие совершать определенные действия; поощряющие совершение социально полезных действий; запрещающие совершение тех или иных действий.

По форме предписания  административные методы могут быть подразделены на категорические (императивные), поручительные (например, вышестоящий  орган исполнительной власти поручает выполнение нижестоящему органу функций, которые не входят в его компетенцию) и рекомендательные.

Под экономическими методами понимается использование косвенных способов и средств воздействия на интересы управляемых сторон отношений, стимулирующих их материальную заинтересованность в выполнении поставленных перед ними задач.

Непосредственными средствами выражения экономических методов  управления могут выступать: распределение  прибыли, материальное поощрение, имущественные  льготы и кредит, соответствующее  налогообложение, лицензия, премии и т. д.

С экономическими методами тесно связан и такой способ государственного воздействия на состояние и поведение управляемой стороны, как государственное регулирование. Этот способ заключается преимущественно в создании нормативно-правовых механизмов, регулирующих отношения и поведение субъектов административного права и позволяющих управляемой стороне самостоятельно ориентироваться в сфере их деятельности. Нормативно-правовой механизм в этих случаях лишь создает условия, стимулирующие (чаще всего экономическими методами) необходимое управляющей стороне поведение управляемой стороны административно-правовых отношений.

Вместе с тем  государственное регулирование  может реализовываться и путем  издания индивидуальных правовых актов  управления в отношении определенных субъектов государственного управления. Они, в свою очередь, выполняя эти  правовые акты управления, создают  условия, стимулирующее необходимое  управляющей стороне поведение  не участвующей непосредственно  в управленческих отношениях третьей  стороны. Таким образом, прямого  управленческого воздействия управляющей  стороны на управляемую третью сторону  нет, тогда как цель управления достигается.

Социально-психологические  методы - методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе. Виды социально-психологических методов:

  1. методы управления социально-массовыми процессами (формирование кадров, авторитета органа исполнительной власти и др.);
  2. методы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение коллективной ответственности, взаимопонимания и др.);
  3. методы управления поведением индивидуальных субъектов (формирование чувства ответственности, единения и др.).

Ученые выделяют отдельно виды психологических методов:

  1. гуманизация труда;
  2. комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;
  3. методы психологического побуждения;
  4. методы психологического отбора работников при приеме на службу4.

В последние годы в государственном  управлении все более широкое  применение находят социологические методы. Это совокупность способов не только изучения общественного мнения, получения нужной экспертно-научной управленческой информации, но и эффективное средство воздействия на сознание и поведение людей, формирования общественного мнения в поддержку принятых решений. Социологический анализ - достаточно сложный, трудоемкий и многоступенчатый процесс познания. В самом общем виде он включает три главных этапа: 1) формирование исследовательской группы, определение объекта и предмета исследования, разработка его программы; 2) сбор первичной социологической информации; 3) обработка и анализ полученных данных, формулировка выводов, прогнозов и управленческих рекомендаций.

Номенклатура социологических  методов достаточно обширна, в неё  входят методы включенного наблюдения, экспертных оценок, социологического анкетного опроса, опроса фокус-групп, контент-анализа, ситуационного анализа, социального моделирования, «метод Делфи». Нередко используются методы, заимствованные из сферы точных наук - математического программирования; системного, функционального и сравнительного анализа; экономико-статистического моделирования и другие.

В юридической литературе выделяют также классификацию методов  государственного управления по функциям субъектов управления. По этому признаку методы государственного управления подразделяются:

– на общие методы, используемые на всех важнейших стадиях управленческого процесса (метод убеждения, наблюдения, контроля и разработки, методы косвенного и прямого воздействия на управляемый объект, регулирование, общее руководство и непосредственное управление);

– специальные методы, применяемые при осуществлении отдельных функций на стадиях процесса управления (методы выполнения отдельных функций, выработка и принятие решений, программно-целевой метод, гласные и негласные методы).

Кроме того, выделяется уже  упомянутая классификация методов прямого и косвенного воздействия управляющей стороны на волю управляемой стороны, а также правовых и неправовых методов государственного управления.

Характерными признаками прямого  воздействия являются:

  • прямое воздействие на волю;
  • приказной характер;
  • однозначность указаний;
  • широкое использование правительственных, ведомственных актов;
  • наличие административного аппарата, контролирующего выполнение указаний и применяющего принудительные меры для исполнения;
  • стимулирование выполнения указаний;
  • широкое использование внеэкономического принуждения.

Особенностями косвенного воздействия  является то, что:

  • руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении;
  • акты власти управомочивают на определенные действия;
  • у подвластных существует возможность выбора варианта поведения;
  • автоматически действующий механизм стимулирования закреплен юридическими нормами и обычаями;
  • очевидно наличие развитого механизма, который обеспечивает защиту интересов граждан и их объединений5.

Кроме указанных методов, существуют три универсальных метода государственного управления, это убеждение, принуждение и поощрение, о которых речь пойдет в следующем пункте данной работы.

 

1.3. Универсальные методы государственного управления

 

Подробно рассмотрим три универсальных метода государственного управления, это убеждение, поощрение и принуждение. Отличаются они по характеру воздействия на волю людей.

Убеждение — это один из основных административно-правовых методов, который проявляется в  различных разъяснительных, воспитательных, организационных мерах по формированию воли подчиненного. Способами такого метода являются обучение, внушение, стимулирование действий, пропаганда, разъяснение, обмен опытом и др.

Одним из механизмов и средств  реализации методов убеждения является создание автоматизированной системы  информационно-правового обеспечения  правотворческой и правоприменительной  деятельности, правового образования  и воспитания граждан, что позволит существенно повысить эффективность  государственного управления. Созданная  система будет представлять многоуровневую совокупность взаимосвязанных подсистем  правовой информации, реализованных  в виде территориально распределенной сети, банков нормативных актов всех видов, иной правовой и социально-экономической информации6.

В обеспечении добровольного  исполнения большое значение имеет  воспитание правовой дисциплины, привычки соблюдать закон. Нередко само по себе знание прав и обязанностей оказывается  достаточным для того, чтобы тот  или иной гражданин был законопослушным, строго и неукоснительно следовал предписаниям юридических норм.

Часть граждан исполняют  правовые предписания потому, что  знают об отрицательных последствиях, которые могут наступить для  них в случае неподчинения. Устрашение тоже является одной из форм воспитания, хотя и самой низкой. Угроза принуждения, устрашение могут способствовать воспитанию привычки соблюдать закон.

В демократическом обществе убеждение — главный метод  воздействия.

Во-первых, оно используется систематически, можно сказать, круглосуточно  в отношении всех граждан.

Во-вторых, оно обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в конечном итоге воспитывает  убежденность, привычку законопослушания.

Метод поощрения  – способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности.

Особенности поощрения:

  1. фактическим основанием для применения поощрения выступает заслуга, высокие результаты деятельности;
  2. является реакцией на прошлое поведение (деятельность) объекта управления;
  3. реализуется путем применения конкретных мер поощрения;
  4. имеет конкретного адресата;
  5. осуществляется в рамках особого административно-поощрительного производства;
  6. результат применения поощрений не может быть обжалован;
  7. стимулирует дальнейшую активную деятельность объекта управления7.

В зависимости от правовой основы поощрение может быть регламентированным правовыми нормами и не имеющим правового закрепления (публичная благодарность).

По содержанию выделяют такие виды поощрений, как моральное (благодарность, Почетная грамота, занесение на Доску почета), материальное (денежная премия, ценный подарок), статусное (имеющее правовое положение объекта управления, например присвоение почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации»), смешанное (включает как моральное, так и материальное или статусное поощрение, например присвоение звания Героя России).

Поощрение может применяться  к индивидуальным субъектам, к коллективным субъектам и к индивидуальным и коллективным субъектам.

Воздействие на развитие общества, на поведение людей, органы исполнительной власти могут оказывать прямо, косвенно, либо сочетая тот и другой способ воздействия.

Государственное принуждение  – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными  субъектами в установленном порядке  вне зависимости от воли субъектов  применения в целях обеспечения  общественного порядка и общественной безопасности.

Признаки государственного принуждения:   

• является разновидностью социального принуждения;   

• по своей психомотивационной природе определяется конфликтом между  государственной волей, выраженной в законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания;    

• опосредовано правом, носит  правовой характер;   

• представляет собой акт  внешнего психического, физического, материального  или организационного воздействия;    

• воздействие оказывается  на сознание, волю или поведение  субъекта;   

• осуществляется посредством  применения соответствующих мер;   

• обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;   

• применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;   

• основанием применения выступают  факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение  других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;   

• применяется в целях  обеспечения общественного порядка  и общественной безопасности;   

• реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.

Виды государственного принуждения:   

1) административное принуждение;    

2) уголовное принуждение;    

3) гражданско-правовое принуждение;    

4) дисциплинарное принуждение.

Административное принуждение  – метод государственного управления, основанный на нормах административного  права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения  общественного порядка и общественной безопасности.   

Информация о работе Методы государственного управления