Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ и исследование методов государственного управления.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие, основные признаки методов государственного управления;
- охарактеризовать основные и универсальные виды методов государственного управления;
- исследовать проблемы использования методов государственного управления в России и рассмотреть пути совершенствования.
Введение 3
Глава 1. КЛАССФИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие, основные признаки методов государственного управления………5
1.2 Виды методов государственного управления 8
1.3 Универсальные методы государственного управления 13
Глава 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Государственное управление в Российской Федерации 21
2.2 Методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления, проблемы и пути совершенствования 23
Заключение 35
Библиографический список 37
Разнообразны способы
вовлечения граждан государства
в процессы политической деятельности
на разных уровнях и в различных
формах. Многие методы этой группы являются
новыми для нашего государства, например,
все, что связано с формированием
и функционированием органов
государственной власти и местного
самоуправления. Отдельные методы деятельности
органов государственного управления
не всегда бывают понятны населению,
могут встречать и
Блок экономических методов
государственного управления определяется
ролью, которую играет экономика в жизни
государства. Экономические интересы
людей являются определяющими, а эффективность
государственного управления, в конечном
счете, измеряется тем, как живут люди,
каков их уровень благосостояния. Именно
благодаря созданию условий для высокого
жизненного уровня ведущие страны мира
обеспечили социальный мир, цивилизованные
формы разрешения противоречий и конфликтов.
Экономические методы государственного
управления в Российской Федерации основываются
на положениях действующей Конституции,
которая признает и защищает равным образом
все формы собственности, обязывает государство
обеспечивать свободу экономической деятельности
и поддерживать конкуренцию. При этом
Конституция РФ и законодательство запрещают
монополизацию этой деятельности и недобросовестную
конкуренцию.
Государство широко применяет для достижения
управленческих целей экономические методы:
приватизацию, проведение налоговой, бюджетной,
финансовой политики, материальное стимулирование,
применение материальных санкций, предоставление
субвенций и дотаций регионам, поддержку
депрессивных территорий и т.д.
Важнейший стимул — прибыль; власть богатства, денег. Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для обеспечения нормальных условий функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования.
При умелом использовании
экономических методов
Важным рычагом в руках государства является законодательное регулирование экономики, которое осуществляется как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях. При этом необходимо, чтобы методы экономического воздействия применялись гибко, не становились тормозом в реализации целей и функций государственного управления.
Социальные методы, как и экономические, используются управляющим субъектом в целях мотивации активности управляемых путем изменения социальной среды обитания и удовлетворения жизненных потребностей и интересов. Сущность социальных методов заключается в воздействии на факторы, мотивирующие движущие силы социальной активности людей, на факторы, блокирующие их влияние, на факторы, вызывающие удовлетворенность человека условиями своей жизни и результатами конкретной деятельности, и те, что обусловливают неудовлетворенность, стимулируют социальную пассивность или даже отчужденность от общественных дел.
Информационные методы — совокупность информационных технологий воздействия на объект управления. Средство воздействия — различные виды информации: служебной, научной, пропагандистской и пр. Основное орудие информационных технологий — современная индустрия массовой информации. Информация как элемент управленческого воздействия пронизывает все способы управления, и поэтому рассматриваемые методы реализуются в составе всех других методов. Самостоятельно действующими они являются в политике и специализированных отраслях духовной жизни: в науке, идеологии, телерадиовещании, печати и др.
Информационные технологии нацелены
как на косвенное, так и на прямое
влияние на управляемых. Они формируют
соответствующие алгоритмы
Среди правовых средств государственного
управления (не надо смешивать с
правовым регулированием государственного
управления) важное место принадлежит
правотворческому методу, суть которого
заключается в том, чтобы своевременно
выявить потребности правового
обеспечения управленческого
Развивая конституционные положения методом
правотворчества, субъекты этой деятельности
не должны путать творческий подход с
отступлением от принципиальных положений
Основного Закона. Тем не менее на сегодняшний
день действует масса различных нормативных
правовых актов, в которых содержатся
такие противоречия, которые требуют пересмотрения.
В этой связи все большую роль начинает играть такое сравнительно новое для отечественной науки направление, как законодательная деятельность. Оно позволяет рассматривать законотворческий процесс на стадиях: предзаконодателъной, где изучается потребность в принятии соответствующих правовых актов; собственно законодательной, включающей подготовку и принятие правового акта при широком его обсуждении; и постзаконодательной, на которой изучается, с помощью социологических методов, влияние принятого правового акта на круг регулируемых им общественных отношений, отношение к нему граждан государства и возможные социальные последствия его принятия. Использование социологических методов может существенно повысить качество законотворческого процесса, способствовать оперативному обновлению и совершенствованию законодательства, более строгому подходу к разработке концепции проектов нормативных правовых актов.
При реализации функций государственного
управления могут возникать различные
непредвиденные ситуации, требующие неординарных
решений. Наряду с этим имеют место и злоупотребления,
превышение властных полномочий. Методами
правоохранительной деятельности компетентные
органы, на которые законодательством
страны возложены соответствующие обязанности,
прежде всего, должны обеспечивать защиту
конституционных прав и свобод человека
и гражданина, должностного лица. Эти методы,
в свою очередь, могут рассматриваться
в качестве базовых, на основе которых
строятся методы правоприменительной
деятельности, методы предупреждения
противоправных действий со стороны как
субъекта, так и объекта управления.
Оперативно-исполнительным методом достигается
эффективность действия федеральной конституции,
законодательства в целом, а также законодательства
субъектов федерации, нормативных правовых
актов органов местного самоуправления.
Органы исполнительной власти должны
своевременно принимать соответствующие
подзаконные акты, а также обеспечивать
действенный контроль за выполнением
уже принятых.
К методам государственного управления относятся те, которыми пользуются государственные органы исполнительной власти в отношении управляемого объекта, чтобы побудить его соблюдать установленные нормы поведения. В таких методах раскрывается действие механизма исполнительной власти, практическое осуществление ее управленческих функций. Арсенал этих приемов обширен, но в основном они сводятся к тому, чтобы создать определенный механизм реализации властных полномочий субъекта управления, что является частью общего механизма реализации права. Этот механизм включает: управленческую вертикаль, предполагающую четкую субординацию; обязательность выполнения распоряжений вышестоящей инстанции, принимаемых ею в одностороннем порядке или в отдельных случаях по согласованию с объектом управления. При этом невыполнение указаний вышестоящей инстанции влечет за собой применение административных либо иных юридических санкций. Кроме того, необходимо обеспечить своевременное создание соответствующих норм и доведение их до исполнителя.
Применение методов
Достижение целей
Применительно к российской действительности можно провести некоторые аналогии. Если взять высказывания писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина о российском чиновничестве и о государственной службе, то они вполне могут служить иллюстрацией сегодняшнего дня. Его современник, известный литератор, критик, российский академик А. В. Никитенко также отмечал, что у России «две глубокие раны, требующие врачевания: невежество народа и дурная администрация. Исцелить последнюю гораздо труднее, чем первую». Предпринималось немало усилий поправить положение и не всегда безуспешных. Имена М.М. Сперанского, С.Ю. Витте, П.А. Столыпина способны украсить государственную службу любого государства. Но в целом все возвращалось рано или поздно «на круги своя». В чем же дело? Прежде всего в менталитете, в психологических установках. Сейчас у нас в стране действует достаточно широкая сеть всевозможных институтов повышения квалификации, курсов, школ по подготовке и переподготовке управленческих кадров, но инерция прошлого слишком велика. Что касается «советской управленческой науки» то в ней были безусловные достижения, но и система управления народным хозяйством, и система государственного управления были адаптированы к требованиям административно-командной системы, в которой цель оправдывала средства, а цена достижений не играла какой-либо роли. Таким образом, в годы социалистического строительства сложились свои специфические формы управленческой деятельности, организации, собственные методы и средства, несовместимые с функциями открытого общества, утвердились особые стереотипы мышления, которые в новых условиях неприемлемы. Поэтому центральный вопрос кадровой политики - это ломка стереотипов, изменение менталитета, вот почему методы работы с кадрами входят в число приоритетных в ряду рассматриваемых нами.
Контрольные методы включают
в себя методы предварительного, текущего
и последующего контроля, выборочной
проверки, документальной и фактической
ревизии. Речь идет, прежде всего, о
том, какими методами должны осуществляться
контрольные функции государственного
управления. Административно-командная
система создала свои формы и методы контроля,
которые в условиях демократического
государства применяться не могут. С другой
стороны, у нас не созданы механизмы, с
помощью которых деятельность государственных
органов и должностных лиц подвергалась
бы эффективному контролю со стороны общества.
В этом смысле мы продолжаем оставаться
закрытым обществом с высоким уровнем
коррупции и злоупотреблений властью.
Достоянием гласности факты злоупотреблений,
становятся тогда, когда ущерб государству
уже нанесен, а поправить положение часто
не представляется возможным. Существенную
роль в этом играет отсутствие механизма
реализации права. Однако создание такого
механизма - также дело достаточно сложное
и долгое. Оно заключается не только в
принятии специальных нормативных правовых
актов, но и в правовой культуре, изменении
статуса государственных служащих, создании
для них системы гарантий, повышении уровня
их ответственности и т.д.
Это достигается социально-психологическими
методами. С их помощью формируются социальные
установки, ценностные ориентации, групповое
сознание, а также ориентация на лидера.
Поэтому достаточно широко в практике
современных государств при формировании
целей государственного управления, определении
методов и средств их достижения используются
популистские приемы. Популизм - явление
древнее, известное со времен античности.
Популизм особенно бывает эффективен
в переходные исторические периоды, в
моменты революционных потрясений, когда
большие массы людей теряют четкие политические
ориентиры. В этом случае на политической
сцене возникают фигуры, которые предлагают
простые, понятные, доступные сознанию
широких масс способы решения сложных
проблем. Несостоятельность их обнаруживается
позже. Следует оговориться, что элементы
популизма присутствуют в деятельности
практически каждого политика, но при
наличии у него серьезной политической
и социально-экономической программы
являются всего лишь вспомогательным
средством борьбы за власть. Популизм
опасен тогда, когда достижение политической
власти становится самоцелью отдельного
человека или политического движения.
Придя к власти и стремясь ее удержать
любым путем, они чаще всего прибегают
к насилию и террору как методу государственного
управления.
Популисты и популистские движения всегда апеллируют к народу как к последней инстанции, льстят ему, клянутся в любви. Это обман, поскольку любить всех людей нельзя и, по большому счету, не нужно; потому что «народ» - понятие собирательное и включает в свой состав даже тех субъектов, которых любить просто невозможно, например, насильников и убийц. Народ нужно уважать и чувствовать высокую ответственность перед ним за то доверие, которое он оказывает. Поэтому популисты не уважают, а часто и презирают народ, используя его доверие в корыстных целях; бросают ему лозунги, в которые сами не верят. Существует мнение, что популизм не является в строгом смысле методом государственного управления, хотя его элементы в нем не исключаются, что он имеет место только при определении стратегических целей.