Метод круглого стола. Метод «мозгового штурма», его разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:04, реферат

Краткое описание

Самые распространенные методы коллективного генерирования идей - метод мозгового штурма или метод мозговой атаки и метод круглого стола, позволяют в рамках делового совещания использовать по максимуму творческий потенциал каждого его участника и добиться необходимого эффекта при решении нестандартных ситуаций и проблем силами коллектива.

Актуальность рассматриваемого вопроса объясняется тем, что мозговой штурм, как креативный метод решения задач, стимулирует активность и интуитивное мышление людей в процессе поиска идей, предложений; способствует интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышают эффективность принимаемых решений, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые способы поведения.

Содержание

Введение.
Метод круглого стола
1.1Определение понятия круглого стола.
1.2 Проведение круглого стола.
Метод «мозгового штурма».
2.1 Определение понятия «мозгового штурма» и история его возникновения.
2.2 Процесс принятия решения методом мозгового штурма. Разновидности рассматриваемого метода.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 46.23 Кб (Скачать файл)

 

Ответ был найден Осборном при детальном рассмотрении процедуры  включения "новичка" в решение  проблемы. Как правило, проблемы формулируются  специалистами на профессиональном языке с привлечением специальных  терминов, на базе глубокого знания происходящего,  внутренне  действующих  эффектов.  Досконально  разобраться  в такой  

 

 

 

проблеме,  чтобы полноценно включиться  в ее обсуждение, непросто. Поэтому часто идеи новичков повторяют  ранее пройденные и уже отвергнутые  варианты, внешне заманчивые, но обладающие внутренними слабостями. И еще  идеи высказываются непрофессионалами  без соблюдения профессиональной терминологии, часто в некорректной, нестрогой  форме. Все это приводит к негативной реакции профессионалов, волне критики, направленной на форму высказывания. Нельзя сбрасывать со счетов и ревнивое отношение специалистов к посторонним. Суждения о некомпетентности очень быстро перерастают в умозаключения об отсутствии творческой жилки, о невозможности использовать данного человека для творческой работы.

 

Итак, для того, чтобы идеи приняли специалисты, они должны быть выдвинуты оформленными "по всем правилам" - таково широко распространенное мнение. И требуется испытание  идеи, ее надо обосновать, доказать истинность. Все это очень затрудняет привлечение  новичков и неспециалистов к решению  даже очень важных для предприятия  вопросов. Важнейшим элементом метода, предложенного Осборном, является снятие этого ограничения. "Почему бы не разделить каждую проблему таким  образом, чтобы одна часть опытных  экспертов позаботилась об изыскании  фактов о юридическом суждении, тогда  как творческие консультанты сосредоточились  бы только на выдвижении одной идеи за другой" - пишет А. Осборн.

 

В этом разделении процесса поиска идеи и в подборе людей  для выполнения каждого этапа  и состоит основа предложенного  метода. Осборн указывает на появление  нового подхода к решению проблем, подхода, который получил название "имадженерия". "Вы даете свободу  полета своей фантазии, а затем "имадженерируете" ее на землю".

 

Поэтому когда американский бизнесмен Алекс Осборн занялся  рекламой, он столкнулся с необходимостью поиска нового, той «изюминки», на которую  обычно и «клюет» покупатель. Надо отдать должное исследовательскому таланту Осборна. Он уяснил главное - поиску идеи мешает психологическая  инерция, наша привычка к «накатанному»  пути, шаблонным решениям.

 

Однако, как уже отмечалось выше, Осборн понял, что еще сильнее  мешает поиску нового сидящая глубоко  в подсознании каждого боязнь критики, неодобрения окружающих. И  еще он заметил, что у одних  людей ярче выражены способности  к выдвижению идей, а у других - к их анализу, критическому осмыслению. Вот почему начав поиски метода, который бы позволил быстро подобрать лучшее решение, он удачно пришел к мысли: разделить процесс поиска решений на две части. На 1 этапе, в свободной творческой обстановке, выдвигаются идеи (причем, самые «безумные»), а на 2 этапе - они критически осмысливаются.

 

Работе над совершенствованием метода помешала война с фашистской Германией. А. Осборн стал военным моряком  на судах широко тогда известной  серии «Либерти», перевозивших военные  грузы в Европу. Эти, «пекшиеся» на стапелях в конвейерном варианте суда были вооружены, что называется, символически и часто становились  жертвой первой же торпедной атаки  вражеских субмарин, шнырявших по Атлантике.

 

Решив снять напряжение в  самое опасное, дневное время  плавания, А.Осборн предложил свободным  от вахты поиграть в «брейнсторминг» (мозговой штурм, как он назвал свой метод). Моряки, предлагая разные способы  защиты от торпед, высказали шутливую мысль: стать всем по борту и «отдуть» торпеду в сторону. Как ни парадоксально, но специально поставленный в следующем  рейсе сбоку мощный вентилятор струей воды изменил курс торпеды. Она прошла за кормой, и корабль был спасен.

 

После войны Осборн усовершенствовал свой метод, ставший на какое-то время  одним из наиболее известных и  применяемых для коллективного  поиска решений.

 

 

2.2 Процесс принятия решения  методом мозгового штурма. Разновидности рассматриваемого метода.

Этапы проведения мозгового штурма

Творческое мышление, как  правило, проходит три стадии:

- генерирование идей, их формулировка;

- оценка или анализ этих идей;

- использование идеи для решения конкретной проблемы или ситуации.

 

В мозговом штурме эти стадии разделены, и на первом этапе реализуется  только первая функция, потому что если выдвигаемая идея сразу же столкнется с оценочным суждением в свой адрес, у участника совещания, автора идеи наступает так называемый «аналитический паралич», который приводит к резкому  снижению потока предложений.

 

Итак, мозговой штурм состоит  из следующих этапов:

 

а) подготовительный

б) генерирование идей

в) заключительный – анализ и оценка идей

 

Подготовительный этап.

 

Первый этап состоит в  подготовке и организации процесса мозгового штурма. В начале этого  этапа проблема должна быть четко  сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение  прочих ролей участников в зависимости  от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

 

Для реализации технологии в процессе делового совещания назначается  ведущий, который отвечает за организацию  и процедурную часть работы. Его  функции:

- Формулировка цели и коррекция задачи;

- Подбор участников для последующих этапов работы;

- Решение организационных вопросов (подготовка помещения, техники, флип-чарта, доски или транспаранта, распределение ролей среди участников и т.п.)

 

Как правило, участники мозгового  штурма делятся на 2 группы: «генераторов» - людей с позитивной установкой к творчеству, обладающих яркой фантазией, способных быстро подхватывать чужие  идеи и развивать их: «аналитиков» - людей, обладающих большими знаниями в исследуемом вопросе, т.е. специалистов способных критически оценить выдвинутые идеи. Эта группа оценивает разработанные  идеи на основе разработанной ситуации. Однако в случае необходимости может  быть создана и третья дополнительная группа – «генераторов контридей».

 

В начале нужен небольшой  разогрев минут на 15, чтобы мыслительный процесс вошел в нужный темп. Можно, к примеру, решить пробную задачу (придумать рекламу для выдуманных проектов или посмотреть оригинальные видеоклипы)

 

Этап генерирования идей.

 

Оптимальный состав группы от 5 до 15 человек. Сам процесс генерирования  идей, поощряемый ведущим, проходит, как  правило, в течение 15-20 мин. Однако полная продолжительность штурма, включающая процесс анализа и оценивания идей, составляет 1,5-2 часа.

 

Все идеи записываются или  стенографируются. Участники совещания  могут выдать более ста идей.

 

Весьма важной составляющей, способствующей успеху проведения мозгового  штурма, являются особые условия его  проведения, опирающиеся на следующие  правила, присущие этой технологии:

- отсутствие всякой критики

- поощрение предполагаемых идей

- равноправие участников мозгового штурма

- свобода ассоциаций и творческого воображения

- творческая атмосфера на «игровой поляне» делового совещания

- обязательная фиксация всех высказанных идей

 

Время для инкубации (группе нужно дать время – час, день, неделю или месяц, чтобы обдумать идеи и затем рассмотреть альтернативные подходы или новые предложения  к уже имеющемуся списку)

 

Как уже было отмечено, руководитель штурма во время генерирования идей обеспечивает психологическую поддержку  участников совещания и на протяжении всего штурма вводит «генераторов»  в состояние максимальной творческой активности.

 

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы  и активности обсуждения, поэтому  роль ведущего в мозговом штурме очень  важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в  процесс.

 

Заключительный этап –  подведение итогов мозгового штурма.

 

- Первая задача группы «аналитиков» - сделать глубинный анализ проблемы. Затем проводится систематизация и классификация идей по группам в соответствии с признаками, по которым их можно объединить.

 

- Осуществляется деструктирование идей, то есть оценка идей на реализуемость.

 

- Затем из общего количества наработанных идей отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом выбирается оптимальная идея с учетом специфики творческой задачи, диагностики ситуации и анализа проблемы, прогнозирования возможных трудностей.

 

- Составляется окончательный список практически используемых идей.

 

Итак, рассмотрев более подробно весь процесс принятия решения при  помощи метода мозгового штурма можно  сделать вывод, что все мероприятие  делится на несколько этапов (см. Приложение 1), каждый из которых играет немаловажную роль в его проведении и решении поставленной задачи.

 

Разновидности мозгового штурма

У мозгового штурма есть достаточно много разновидностей, большинство  из которых можно применять на деловых совещаниях для решения  профессиональных задач. К ним относятся: обратный, теневой и комбинированный  мозговые штурмы, брейнрайтинг, индивидуальный мозговой штурм, мозговой штурм на доске, мозговой штурм в стиле «Соло», визуальный мозговой штурм, мозговой штурм  по-Японски. Рассмотрим характеристики перечисленных технологий.

 

1.Обратный мозговой штурм

 

Его предпочтительно применять  при создании нового улучшенного  образца, новой услуги или разработки новой идеи, когда решаются две  творческие задачи:

 

- выявление в существующих изделиях, услугах, идеях максимального числа недостатков;

- максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии или услуге.

 

Цель метода обратного  мозгового штурма заключается в  составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта  или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика.

 

В результате обратного мозгового  штурма составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных  проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности  эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы  полученный список недостатков обеспечил  наиболее длительную конкурентоспособность  объектов.

 

2.Теневой мозговой штурм

 

Далеко не каждый человек  может заниматься творческой деятельностью  в присутствии и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозгового штурма на деловом совещании  бывает целесообразно для части  генераторов идей обеспечить условия  одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового  штурма.

 

Сеанс проводится двумя подгруппами  генераторов идей. Одна из них - собственно генераторы – называют идеи вслух  при соблюдении условий критики. Другая подгруппа – теневая следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного  участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой.

 

Перечень выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются после завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых  входит не только оценка идей, но и их развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу.

 

3. Комбинированный мозговой  штурм

 

Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного мозгового  штурма могут быть совместно использованы в различных комбинациях.

 

Двойной прямой мозговой штурм  заключается в том, что после  проведения прямого мозгового штурма делается перерыв в течение 2-3 дней, после чего он повторяется еще  раз. Во время перерыва у участвующих  в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат  решения творческих задач – подсознание  человека, синтезирующее неожиданные  фундаментальные идеи.

 

Обратно – прямой мозговой штурм, как правило, используется для  прогноза развития мозгового штурма. Сначала с помощью обратного  мозгового штурма выявляют все недостатки и слабые плохо проработанные  или недостаточно обоснованные стороны  существующего объекта, идеи и выделяют среди них главные. Затем проводят обратный мозговой штурм с целью  устранения выявленных главных недостатков  и разрабатывают проект принципиально  нового решения. С целью увеличения времени для прогнозирования  этот цикл стоит повторить.

 

4. Брейнрайтинг

 

Эта методика основана на технике  мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут  свои идеи на листках бумаги и затем  обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для  новой идеи, которая вносится в  полученный листок. Группа обмениваются листками с течение 15 минут.

 

5. Индивидуальный мозговой  штурм

 

Данный метод, по - существу, не отличается от метода коллективного  мозгового штурма и проводится по тем же правилам. Единственное различие – сеанс проводится одним специалистом. Он сам генерирует идеи, сам их регистрирует, часто сам делает оценку своих  идей. Длительность сеанса не должна превышать 3-10 мин. Все возникшие идеи обязательно  фиксируются на бумаге. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю.

 

Для успешного применения индивидуального мозгового штурма необходимо научиться задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными  ответами.

 

6. Мозговой штурм на  доске

 

В специальном помещении, где проводится деловое совещание, необходимо повесить на стену специальную  доску, чтобы сотрудники размещали  на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. Эту доску  следует повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая разрешения проблема.

Информация о работе Метод круглого стола. Метод «мозгового штурма», его разновидности