Метод круглого стола. Метод «мозгового штурма», его разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:04, реферат

Краткое описание

Самые распространенные методы коллективного генерирования идей - метод мозгового штурма или метод мозговой атаки и метод круглого стола, позволяют в рамках делового совещания использовать по максимуму творческий потенциал каждого его участника и добиться необходимого эффекта при решении нестандартных ситуаций и проблем силами коллектива.

Актуальность рассматриваемого вопроса объясняется тем, что мозговой штурм, как креативный метод решения задач, стимулирует активность и интуитивное мышление людей в процессе поиска идей, предложений; способствует интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышают эффективность принимаемых решений, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые способы поведения.

Содержание

Введение.
Метод круглого стола
1.1Определение понятия круглого стола.
1.2 Проведение круглого стола.
Метод «мозгового штурма».
2.1 Определение понятия «мозгового штурма» и история его возникновения.
2.2 Процесс принятия решения методом мозгового штурма. Разновидности рассматриваемого метода.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 46.23 Кб (Скачать файл)

 

7. Мозговой штурм в  стиле «соло»

 

Этой технологией можно  пользоваться как при коллективной работе, так и индивидуальной. Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться  техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих  идей специальную картотеку. Занесения  в картотеку заслуживают абсолютно  все идеи – удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы.

 

8. Визуальный мозговой  штурм

 

Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка  сделанная в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать удачную  мысль, но и не потерять темп в процессе размышления.

 

Основные принципы визуальной мозговой атаки:

 

-Скорость и гибкость мышления

 

-Отсутствие преждевременной критики

 

-Быстрая реакция

 

9. Мозговой штурм по-японски

 

Существует также японская (кольцевая) система принятия решений  — «кингисё», суть которой состоит  в том, что на рассмотрение готовится  проект новшества. Он передается для  обсуждения лицам по списку, составленному  руководителем. Каждый должен рассмотреть  предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После  этого проводится совещание. Как  правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение  в соответствии с индивидуальными  предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью  одного из следующих принципов:

а) большинства голосов  — выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников;

 

б) диктатора — за основу берется мнение одного лица.

 

Этот принцип характерен для военных организаций, а так  же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

 

в) принцип Курно используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов.

 

г) принцип Парето используется при принятии решений, когда все  эксперты образуют единое целое, одну коалицию.

 

д) принцип Эджворта используется в том случае, если группа состоит  из нескольких коалиций, каждой из которых  невыгодно отменять свое решение.

Таким образом, из выше перечисленного можно сделать вывод, что применение в различных ситуациях определенных видов мозгового штурма способствует принятию наиболее эффективных управленческих решений, особенно при рассмотрении нестандартных, творческих задач.

 

Достоинства и недостатки мозгового штурма

Мозговому штурму также как  и многим другим коллективным методам  принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки.

 

Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается  в том, что во время мозгового  штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы.

 

Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко  вовлечены в ход генерирования  идей и их обсуждение, более гибко  осваивают новые идеи, чувствуют  себя равноправными.

 

Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька»  в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.

 

Происходит выход за пределы  стандартного мышления. Интерактивное  взаимодействие порождает синергический  эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается  шанс упустить конструктивную идею.

 

Привлекается большое  количество идей, предложений, что позволяет  избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

 

Мозговой штурм – это  простой метод, который легко  понять и легко применять на деловом  совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.

 

Необходимо выделить также  недостатки мозгового штурма, что  поможет избежать появления проблем  при решении задач методом  мозгового штурма.

 

В связи с тем, при мозговой атаке поощряется генерирование  любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных  предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует  тщательную разработку предлагаемой идеи.

 

Из-за высокой степени  вовлеченности участников совещания  ответственность за конечный результат  несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают.

 

При слабой обученности персонала  сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей  деятельности. Кроме того, многие участники  могут настаивать на своем авторстве  обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и  подготовлен.

 

Недостаточно развитая способность  осуществлять дистилляцию2 вызывает трудности  по выбору из большого числа наработанных идей только тех, которые будут реально  способствовать решению проблемы или  задачи и, следовательно, их можно перевести  в конкретные действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Метод мозгового штурма является эффективным способом решения множества  задач. Технологии мозгового штурма имеют большую значимость, т.к. полезны  не только для коллективного решения  проблем на деловом совещании, развития творческого потенциала его участников, повышения стоимости ресурсов компании, но также для развития смысловой, коммуникативной и эмоциональной  компетентности руководителей и  специалистов, формируют у них  эффективные навыки говорения и  слушания.В данной работе были рассмотрены  как существующие виды мозгового  штурма, так и инновации в этой области; методология, принципы и этапы  проведения мозгового штурма; основные виды технологий мозгового штурма и  его модификации. Также была поставлена основная проблема применения метода мозгового штурма. Она заключается  в том, что на сегодняшний день в России метод мозгового штурма применяется достаточно редко. Многие специалисты в области управления крайне мало знают о способах применения мозговой атаки и позитивных результатах, которые можно достичь благодаря  применению метода мозгового штурма.

 

В теоретической части  данной работы рассматривался мозговой штурм как метод принятия коллективных решений, а также его методология  и принципы. На основании проведенных  исследований можно сделать вывод  о том, что самым главным в  методологии является преодоление  стереотипов мышления и коммуникативных  барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей, без их критического анализа и обсуждения; успех проведения мозгового штурма основывается на принципе синергии и запрета остановки  генерации идей субъективной оценкой.

 

В практической части данной работы были определены основные виды технологий проведения мозгового штурма, достоинства и недостатки этого  метода.

 

По-моему мнению, мозговой штурм является неотъемлемой частью процесса принятия решений в организации. Несомненно, что грамотный руководитель должен всегда держать на вооружении данную технику принятия решений, ведь она способствует мышлению роста, ориентации на развитие и поиску возможностей, управлению смыслом. Это позволяет коллективу не только выжить в условиях интеллектуальной конкуренции, но и благодаря компетентности и эмоциональной грамотности при внедрении инноваций создать корпоративную культуру, способствующую стабильному успеху, и помочь понять более глубокие причины перемен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Панфилова А. П. «Мозговые штурмы в коллективном принятии решений» -Спб, 2005.

 

  1. Голубков Е.П. «Технология принятия управленческих решений» - М.: 2005.

 

  1. Гроув С. Эндрю «Высоко эффективный менеджмент»- М.: 1996.

 

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. – М.: Фирма «Гардарика»,1996.

 

  1. Лебедев О.Т. «Основы менеджмента» - Спб, Издательский дом «МиМ», 1997.

 

  1. Любимова Н.Г. «Менеджмент – путь к успеху» - М.: 1992.

 

  1. Макаров С.Ф. «Менеджер за работой» - М.: 1989.

 

  1. Рейльян Я.Р. «Аналитическая основа принятия управленческих решений» М.: 1991.

 

  1. Уткин Э.А. «Управление фирмой» – М.:«Акалис», 1996.

 

  1. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.:«Интел-Синтез», 1997.

 

  1. Шегда А.В. « Основы менеджмента» М.:1998.

 

  1. Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ., Под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Банки и биржи, 1994.

 

  1. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. М.:«Интел-синтез»,1997.

 

  1. Менеджмент организации. / Под редакцией З.П. Румянцевой. М.: 1996.

 

 


Информация о работе Метод круглого стола. Метод «мозгового штурма», его разновидности