Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 14:49, реферат
Целью данного исследования является анализ механизма административно-правового принуждения.
Объектом исследования является сущность административно-правового принуждения.
Предметом исследования меры и особенности административно-правового принуждения.
Введение…………………………………………………………………………………….……3
1. Механизм применения административного принуждения…………………………………4
1.1 Характеристика мер административного принуждения…………………………….…….4
1.2 Виды мер административного принуждения………………………………………...…….6
2. Задача…………………………………………………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………………………..…12
Список использованной литературы……………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Механизм применения
административного принуждения…
1.1 Характеристика мер
административного принуждения…
1.2 Виды мер административного
принуждения………………………………………...…
2. Задача………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время, когда наше государство находится на пути глобальных преобразований в сфере системы государственного управления и административного реформирования, все большую значимость приобретает вопрос правильного и целесообразного применения административно-принудительных мер, так как они непосредственно связаны с привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности, сопряжены с ограничением прав и свобод человека и подчас не имеют строго установленной процессуальной формы применения.
К сожалению, на данном этапе развития в России существует большой разрыв между теоретической моделью общественных отношений в сфере прав и свобод, установленных Конституцией, и реальной ситуации, которая сложилась в стране. Вследствие высокого уровня преступных посягательств на такие важные права человека, как жизнь, здоровье, свобода и собственность, процесс правовых и экономических преобразований не может получить развития. Таким образом, данное положение оправдывает усиление правоохранительной функции государства, проводимое исполнительной властью.
Целью данного исследования является анализ механизма административно-правового принуждения.
Объектом исследования является сущность административно-правового принуждения.
Предметом исследования меры и особенности административно-правового принуждения.
Существенную роль в охране прав и свобод граждан призваны играть правоохранительные и иные органы, которые наделены соответствующими государственными полномочиями, позволяющими оперативно и своевременно реагировать на происшествия и другие события. В силу которых, они вынуждены в отдельных случаях применять различные меры принудительного воздействия в целях предотвращение и пресечения противоправных действий и недопущения наступления общественно опасных последствий.
1 Механизм применения административного принуждения
1.1 Характеристика мер административного принуждения
Значение мер административного пресечения в системе правоохранительных средств велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения - административные проступки, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается, как полагают отдельные авторы, борьбой с административными проступками. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий. Так, органы Госгортехнадзора приостанавливают работы, эксплуатацию машин, механизмов, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасности и охраны недр, независимо от того, явилось ли это следствием административного проступка или преступления. Таким образом, меры административного пресечения являются одним из наиболее эффективных средств борьбы с правонарушениями. Но некоторые меры административного пресечения могут применяться и для прекращения объективно противоправных, невиновных действий, совершаемых лицами невменяемыми, неделиктоспособными. Иными словами, круг оснований пресечения более широк, чем у административной ответственности.
Меры административного пресечения связаны с прямым вмешательством в деятельность субъекта, что позволяет в большинстве случаев фактически решить его физической возможности действовать. Не случайно в группе мер административного пресечения, называемых Законом «О милиции», лишь одна мера - требование прекратить противоправное поведение, лишена свойства материального (физического) воздействия. Арсенал мер пресечения весьма разнообразен: от требования прекратить противоправное поведение до применения оружия. По своей сущности это могут меры психического (угроза применить средства принуждения), материального или физического воздействия, в том числе с использование технических (специальных) средств и оружия, а также оперативные действия, связанные с личным, организационным или имущественным ограничением, благодаря совершению которых правонарушитель лишается возможности продолжить правонарушение, побуждается к исполнению правовых обязанностей. 1
Меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех. которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ (например, правила безопасности дорожного движения, санитарные правила, правила пожарной безопасности, природоохранные правила и др.). Административное принуждение применяется, как правило, во внесудебном порядке непосредственно органами государственного управления (должностными лицами). В специально предусмотренных законом случаях отдельные административно-принудительные меры применяются судами, судьями.
Административно-принудительные меры применяются не всеми без исключения исполнительными органами (должностными лицами), а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти, уполномоченными на выполнение правоохранительных функций органами внутренних дел (милицией), контрольно-надзорными органами, специальными инспекциями и т.д. Административному принуждению (воздействию) подвергаются не только отдельные лица, но и организации (приостановление работы, изъятие незаконно полученного, штраф и др.).
Меры административного принуждения применяются к третьим лицам, то есть к тем, кто не находится в непосредственном подчинении (ведении) у полномочных исполнительных органов (должностных лиц). Административное принуждение охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного, экологического, таможенного, налогового права, реализация которых возложена на органы исполнительной власти.
Юриста принуждение интересует, прежде всего, как средство охраны правопорядка, как метод государственной деятельности. Юридическая наука изучает правовое принуждение, которое применяется на основе юридических норм и в связи с их нарушением, понуждает к соблюдению государственно-властных предписаний. Принуждение можно различать по отраслевому критерию, т.е. какой отраслью законодательства установлены принудительные меры. Соответственно принято различать принуждение по государственному, гражданскому, уголовному, уголовно-процессуальному, трудовому, административному праву. Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых исполнительной властью для обеспечения правопорядка. Рассматриваемый вид принуждения охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы исполнительной власти.
Следует различать меры административно-правового принуждения и принудительные меры, установленные нормами административного права. Административное законодательство закрепляет административные, дисциплинарные, общественно-правовые санкции. Так, им установлена дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих, определены властные полномочия общественных инспекторов. Административное принуждение полностью регулируется нормами административного права, которыми, кроме того, регулируется общественно-правовое и частично - дисциплинарное принуждение.
Следовательно, основания, условия и порядок осуществления мер административного принуждения, перечень мер, допустимых к использованию в тех или иных случаях, органы, уполномоченные на их применение - все это должно определяться только нормами федеральных законов.
1.2 Виды мер административного принуждения
Административно-правовое принуждение - один из видов государственно-правового. Поэтому ему присущи все признаки последнего (это правоприменительная деятельность, она призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время оно обладает рядом особенностей, система которых и предопределяет его качественное своеобразие. 2
. Меры административно-
. Административно-правовое
принуждение осуществляется в
рамках внеслужебного
. Множественность субъектов,
осуществляющих
. Административному воздействию
подвергаются не только
. Административно-правовое
принуждение всесторонне
Все меры административного принуждения можно разделить на те, которые могут применяться во внесудебном порядке, и на те, которые могут применяться лишь в судебном порядке.
Крайне важным является вопрос об административно-правовых нормах, регулирующих применение мер административного принуждения. Безусловно, что их использование в той или иной степени ограничивает права и свободы граждан. В этом, видимо, нет ничего страшного, так как, согласно Конституции РФ, права и свободы гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Но необходимо, чтобы такие ограничения были предусмотрены федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ).
Меры административного принуждения делятся на:
1) Административно-
Несмотря на ярко выраженный
профилактический характер, подобные
меры осуществляются в принудительном
порядке в процессе односторонней реализации
юридически властных полномочий органов
исполнительной власти и их должностных
лиц. Выражаются административно-
Наиболее типичные из них связаны с:
а)осуществлением надзорных проверок;
б)дачей обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий;
в)досмотром вещей и личным досмотром граждан;
г)проверкой документов, удостоверяющих личность;
д)введением карантина;
е)прекращением движения транспорта и пешеходов (при возникновении угрозы общественной безопасности), освидетельствованием медицинского состояния лиц и др.
2)Административно - пресекательные
меры направлены на
Пресекательные меры классифицируются по различным основаниям:
а)меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя;
б)меры имущественного характера (изъятие оружия, снос самовольно возведенных строений);
в)меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспортного средства, приостановление работы вследствие нарушения правил техники безопасности);
г)меры финансового характера (сокращение финансирования, прекращение кредитования);
д)меры медико-санитарного характера (прекращение работы предприятия вследствие несоблюдение санитарных норм и правил);
е)меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (приостановление действия лицензии);
Информация о работе Механизм применения административного принуждения