Обеспечение законности при проведении государственного контроля (надзора). Теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:04, реферат

Краткое описание

Наряду с другими, одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности.
Целью настоящей работы является рассмотрение вопросов обеспечения законности при проведении государственного контроля (надзора) в области пожарной безопасности.

Содержание

Введение...........................................................................................................................3
1. Нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы
осуществления надзора в области пожарной безопасности........................................4
2. Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор.............................6
3. Объекты и предметы надзора, характеристика Самарской области......................7
4. Принципы защиты прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)...........................................................................9
5. Требования к организации и проведению мероприятий
по контролю (надзору)..................................................................................................10
6. Ограничения при проведении мероприятий по контролю....................................13
7. Обязанности должностных лиц органов государственного
контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю..............................14
8. Ответственность органов государственного контроля (надзора)
и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю........................15
9. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при проведении мероприятий по контролю...............................................................16
10. Нарушения требований по соблюдению законности
при проведении государственного контроля (надзора).............................................16
Заключение.....................................................................................................................18
Литература......................................................................................................................19

Вложенные файлы: 1 файл

Обеспечение законности при проведении государственного.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Штатная численность УНД составляет 346 человек, из них 32 человека – аппарат УНД, 314 человек – штатная численность территориальных подразделений УГПН в 11 городских округах и 27 муниципальных районах Самарской области.

На учете органов государственного пожарного надзора Самарской области состоит 341305 объектов надзора, в том числе: 24138 объектов экономики и социальной сферы; 1218 населенных пунктов; 303 сельских поселения; 20944 многоквартирных жилых дома и 294702 индивидуальных жилых дома. Число объектов надзора за исключением индивидуальных жилых домов на территории области составляет 46603.

 

4. Принципы защиты прав юридических лиц

и индивидуальных предпринимателей при проведении

государственного контроля (надзора).

 

Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:

- презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

- соблюдение международных договоров Российской Федерации;

- открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

- установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

- проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);

- соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

- периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

- учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);

- возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

- признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;

- устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;

- ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;

- недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

- недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

 

5. Требования к организации и проведению

мероприятий по контролю (надзору).

 

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия  по контролю указываются:

- номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

- наименование органа государственного контроля (надзора);

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

- цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

- правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

- дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о  проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия  предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия  по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных  с необходимостью проведения специальных  исследований (испытаний), экспертиз  со значительным объемом мероприятий  по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия  по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:

- получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Внеплановые мероприятия  по контролю могут проводиться по мотивированному решению органа государственного контроля (надзора), в том числе в отношении  иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих соответствующие однородные товары (работы, услуги) и (или) объекты. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора) не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

В отношении юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей – членов саморегулируемой организации, солидарно несущих в соответствии с уставными документами субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный  членами указанной организации вследствие несоблюдения обязательных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования, устанавливается порядок государственного контроля (надзора), предусматривающий проведение плановых мероприятий по контролю в отношении 10 процентов от общего числа членов саморегулируемой организации, но не менее чем в отношении двух членов саморегулируемой организации, определяемых по выбору органа государственного контроля (надзора).

 

6. Ограничения при проведении мероприятий по контролю.

 

При проведении мероприятий  по контролю должностные лица органов  государственного контроля (надзора) не вправе:

- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

- требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

- требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

 

7. Обязанности должностных лиц органов государственного

контроля (надзора) при  проведении мероприятий по контролю.

 

Должностные лица органов  государственного контроля (надзора) при  проведении мероприятий по контролю обязаны:

- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю;

- посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;

- не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

- знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

- при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

8. Ответственность органов государственного контроля (надзора)

и их должностных лиц  при проведении мероприятий по контролю.

 

Органы государственного контроля (надзора) и их должностные  лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных  обязанностей при проведении мероприятий  по контролю, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О мерах, принятых в отношении  должностных лиц, виновных в нарушении  законодательства Российской Федерации, органы государственного контроля (надзора) обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

 

 

 

 

9. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

при проведении мероприятий  по контролю.

 

Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

- непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;

- знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

Информация о работе Обеспечение законности при проведении государственного контроля (надзора). Теория и практика