Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на права граждан. (ст.ст. 5.1-5.58 КоАП РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 08:46, реферат

Краткое описание

Место, которое занимают права человека в культуре общества вообще и в политической культуре в частности, во многом определяется характером политического режима, уровнем социально-экономического развития страны, законами и историческими традициями, а также особенностями менталитета граждан. Важность всестороннего и глубокого исследования системы прав человека и вместе с тем конституционных гарантий ее реализации, механизма юридической защиты прав, свобод и законных интересов личности в достаточно сложных социально-экономических и политических условиях реформирования российского общества не вызывает никакого сомнения.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………2
2. Правонарушения, посягающие на избирательные права граждан…..7
3. Административные правонарушения, посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания и религиозные объединения….11
4. Административное нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании…………...…15
5. Административные правонарушения, посягающие на социальные права граждан………………………………………………………….21
6. Административные правонарушения, посягающие на экономические права граждан……………………………………..…30
7. Заключение………………………………………………………...…..35
8. Список используемой литературы………………………………...…37

Вложенные файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РЕФЕРАТ.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

  Субъективная сторона  административного правонарушения  – это совокупность признаков,  характеризующих психическое отношение лица к содеянному.

  Административная  ответственность за нарушение  законодательства о выборах и  референдуме наступает независимо  от формы умысла. Ни в одной  из статей Кодекса, устанавливающих  ответственность в рассматриваемой  области законодательства, форма вины прямо не указывается в качестве квалифицирующего признака субъективной стороны административных правонарушений.

  Субъектами правонарушения  могут быть как физические, так  и юридические лица. В статьях  5.1–5.25, 5.45 – 5.52, 5.56 КоАП РФ предусмотрены общие и специальные субъекты административных правонарушений законодательства о выборах и референдуме. Это могут быть граждане, должностные и юридические лица по таким правонарушениям, как подкуп избирателей, участников референдума, привлекающихся как общие субъекты административного правонарушения. Нормы КоАП предусматривают и специальных субъектов, когда при анализе правонарушения, оценивается и их специальный правовой статус – среди индивидуальных субъектов можно выделить таких лиц, как кандидаты, зарегистрированные кандидаты, лица, являвшиеся кандидатами, лица, избранные депутатами или на иную выборную должность, уполномоченные представители по финансовым вопросам избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, должностные лица кредитных организаций, должностные лица организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, периодических печатных изданий, лица, проводящие предвыборную агитацию, которым участие в ее проведении запрещено законом, члены избирательных комиссий, комиссий референдума, председатели избирательных комиссий; среди коллективных субъектов административного правонарушения, которые будут привлекаться как юридические лица, анализируется статус – избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы по проведению референдума, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, периодические печатные издания, кредитные организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административные  правонарушения, посягающие на свободу  совести, свободу вероисповедания  и религиозные объединения.

 

  Объектом правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 5.26, являются  общественные отношения, связанные  с реализацией права граждан  на свободу совести и права  на свободу вероисповедания.

  Статья 28 Конституции  РФ гарантирует каждому свободу совести и свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.[3]

  Согласно Федеральному  закону свобода совести и свобода  вероисповеданий включают следующие  права граждан: право исповедовать  индивидуально или совместно  с другими любую религию или  не исповедовать никакой; свободно  выбирать и менять, иметь и  распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, создавать религиозное объединение, вступать и выходить из него; получать религиозное образование и воспитание; не подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к ее исповеданию или отказу от такового, к участию или неучастию в богослужениях и других религиозных обрядах, в обучении религии; право индивидуально или совместно молиться и совершать религиозные культы, обряды, богослужения и церемонии в молитвенных зданиях и на их территории, в местах паломничества, на кладбищах, в домах и квартирах граждан; в других же местах – в порядке, установленном для проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций; пользоваться предметами культа и религиозной литературой; право на замену воинской службы лицам, которые в силу их религиозных убеждений не могут нести таковую, на альтернативную гражданскую службу и др.[4]

  Под иными убеждениями,  упомянутыми в диспозиции ч. 1 ст. 5.26, понимаются любые, кроме  религиозных, мировоззренческие, в том числе атеистические убеждения.

  Пункт 6 ст. 3 Федерального  закона «О свободе совести  и о религиозных объединениях»  устанавливает, что воспрепятствование  осуществлению права на свободу  совести и свободу вероисповедания,  в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется по закону.

  Под религиозным  объединением понимается добровольное  объединение граждан Российской  Федерации или иных лиц, постоянно  и на законных основаниях проживающих  на территории Российской Федерации,  образованное в целях совместного  исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими признаками: вероисповедание; совершение богослужений и других религиозных обрядов и церемоний; религиозное обучение и воспитание своих последователей.[5]

  Религиозные объединения  могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозные группы осуществляют свою деятельность без государственной регистрации и не обладают правоспособностью юридического лица. Религиозная организация может быть создана не менее чем десятью совершеннолетними гражданами РФ, объединенными в религиозную группу, которая просуществовала на данной территории не менее 15 лет или входит в структуру централизованной религиозной организации.

  Объективная сторона  правонарушения, предусмотренного  ч. 1 данной статьи, выражается в действиях или бездействии, препятствующих гражданам осуществлять право на свободу совести и вероисповедания.

  Такое воспрепятствование  может быть выражено в принудительном  обучении религиозным дисциплинам  в учебном заведении лиц, исповедующих другую религию или не исповедующих никакой; в указании в официальных документах на принадлежность гражданина к религии; запрещении совершения по просьбе верующих религиозных обрядов в воинских частях или лечебных учреждениях или, наоборот, принудительном осуществлении подобных обрядов и церемоний против воли лиц, пребывающих в этих учреждениях; в нарушении органами юстиции порядка регистрации религиозных организаций и т.д.

  Субъектом правонарушений  могут быть как граждане, так  и должностные лица.

  Субъективная сторона  может характеризоваться умыслом,  неосторожностью.

  Рассматриваемое  правонарушение является смежным  с преступлением, предусмотренным  ст. 148 УК РФ. При разграничении  административной и уголовной  ответственности за схожие деяния  следует учесть, что уголовно наказуемое деяние не только препятствует осуществлению права на свободу совести и вероисповедания отдельных граждан, но создает препоны для деятельности религиозных организаций в целом.

Часть 2 данной статьи содержит двойной объект посягательства – свобода совести и вероисповедания и общественная нравственность. Непосредственным объектом правонарушения являются религиозные, нравственные, атеистические, мировоззренческие взгляды и убеждения. Предмет правонарушения – почитаемые гражданами предметы, знаки и эмблемы мировоззренческой символики (предметы культа – иконы, церковная утварь, религиозные книги, одеяние священнослужителей и т.п.; к знакам и эмблемам мировоззренческой символики относятся знаки как религиозного, так и нерелигиозного характера, выражающие идейные позиции их носителей и почитателей, – православный и католический крест, мусульманский полумесяц, звезда Давида, красная пятиконечная (красноармейская) звезда, медицинский красные крест и полумесяц, голубь мира и т.п.).[6]

  Пункт 6 ст. 3 Федерального  закона «О свободе совести  и о религиозных объединениях»  запрещает проведение публичных  мероприятий, размещение текстов  и изображений, оскорбляющих религиозные  чувства граждан вблизи объектов  религиозного почитания. Гарантией  реализации этого требования и является норма ч. 2 данной статьи.

  Объективная сторона  правонарушения по ч. 2 статьи 5. 26 заключается в совершении одного  из следующих действий: а) оскорблении  религиозных чувств граждан –  публичным образом или в частном  порядке путем грубого, неуважительного отзыва, высмеивания религиозных догм и канонов, которые исповедует гражданин, или личных качеств гражданина, связанных с его религиозной принадлежностью; б) осквернения почитаемых гражданами предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики (циничное поругание, унижение, опорочивание, издевательство над принципами индивидуальной и общественной нравственности), однако, что важно для правильной квалификации деяния, без признаков повреждения или уничтожения.

  Субъектом правонарушения по ч. 2 могут быть достигшие 16-летнего возраста граждане. Субъективная сторона – умысел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административное  нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании

 

   Статья 5.38. Нарушение  законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании устанавливает административную ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан, которые в соответствии со ст. 31 Конституции РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.

  На обеспечение  реализации ст. 31 Конституции РФ  направлен Федеральный закон  от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях,  митингах, демонстрациях, шествиях  и пикетированиях» (СЗ РФ. 2004. №25. Ст. 2485). В этом Законе используются следующие основные понятия:

1) публичное мероприятие  – открытая, мирная, доступная каждому,  проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или  пикетирования либо в различных  сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

2) собрание – совместное  присутствие граждан в специально  отведенном или приспособленном  для этого месте для коллективного  обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг – массовое  присутствие граждан в определенном  месте для публичного выражения  общественного мнения по поводу  актуальных проблем преимущественно  общественно-политического характера;[11]

4) демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

5) шествие – массовое прохождение  граждан по заранее определенному  маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование – форма публичного  выражения мнений, осуществляемого  без передвижения и использования  звукоусиливающих технических средств  путем размещения у пикетируемого  объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

  Исходя из конституционного  положения и положений Декларации  прав и свобод человека и  гражданина, принятой в России 22 ноября 1991 г., устанавливается не  разрешительный, существовавший ранее, а уведомительный порядок проведения названных публичных мероприятий (ст. 19).

  Уведомление о проведении  публичного мероприятия (за исключением  собрания и пикетирования, проводимого  одним участником) подается его  организатором в письменной форме  в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

  Порядок подачи уведомления  о проведении публичного мероприятия  в орган исполнительной власти  субъекта РФ или орган местного  самоуправления регламентируется  соответствующим законом субъекта  РФ.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного  мероприятия, маршруты движения  участников;

4) дата, время начала и окончания  публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников  публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения  организатором публичного мероприятия  общественного порядка, организации  медицинской помощи, намерение использовать  звукоусиливающие технические средства  при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо  наименование организатора публичного  мероприятия, сведения о его  месте жительства или пребывания  либо о месте нахождения и  номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества  лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о  проведении публичного мероприятия.

  Орган исполнительной власти  субъекта Российской Федерации  или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение  уведомления о проведении публичного  мероприятия, указав при этом  дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения – в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 г.;

Информация о работе Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на права граждан. (ст.ст. 5.1-5.58 КоАП РФ)