Организация государственного и муниципального управления по решению проблем развития национальной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 22:23, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня к проблемам национальной безопасности обращаются представители не только социологии, политологии, экономики, военной науки, но также представители других наук, исследующих структурные и функциональные компоненты общей социальной системы национальной безопасности. Среди них - философы, историки, психологи, демографы, экологи, юристы, биологи и др. Изучение общей системы национальной безопасности невозможно без интеграции различных научных знаний.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik_EOS.docx

— 66.77 Кб (Скачать файл)

Еще больше осложняет ситуацию то, что на пути ее развития нет никаких ограничений. Например, таких, как Договор по противоракетной обороне (ПРО), действовавший во времена «холодной войны» и запрещавший размещение на орбите элементов противоракетной обороны. И сейчас гонка вооружений в космосе все больше становится реальностью.

В документе, определяющем политику США в космической деятельности («Национальная политика США в области космоса»), обнародованном в 2006 году, закреплены положения, открывающие США возможность для милитаризации космоса и провозглашающие их право распространять национальный суверенитет на околоземное пространство. В частности, одно из них гласит, что США должны стремиться к тому, чтобы укрепить космическое лидерство нации и гарантировать, что в необходимые сроки космическая инфраструктура может быть использована для продвижения американских интересов в сфере национальной безопасности, государственной безопасности и для обеспечения целей внешней политики страны. А поэтому подчеркивается, что США будут охранять свои права, инфраструктуру и свободу действий в космосе, а в случае необходимости лишать противников возможности использовать их космический потенциал в целях, враждебных американским национальным интересам.

В этих целях предусматривается реализация нескольких специальных программ. Например, одна из них призвана обеспечить защиту американских космических аппаратов путем установки на них сенсорных систем. Другая программа предполагает установку на всей территории США сети радаров, предназначенных для отслеживания космических пусков, для наблюдения за маневрированием орбитальных спутников и появлением космических обломков и иных космических угроз, а также системы передвижных наземных установок, которая позволит обнаруживать сигналы электронного глушения, используемые спутниками противника, и применять к ним соответствующие контрмеры.

Защита американских космических аппаратов предполагает по планам Пентагона размещение в околоземном пространстве и ударных комплексов, предназначенных для уничтожения космических средств противника.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации также отмечается, что негативное воздействие на состояние военной безопасности России и ее союзников могут оказать ряд других факторов. К ним относятся: отход ряда государств от международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, военной деятельности, а также действия, направленные на нарушение устойчивости систем государственного и военного управления, предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, функционирования стратегических ядерных сил, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов.

Очевидно, что нарушение и даже ограничение функционирования вышеперечисленных систем и объектов в современных условиях способно дезорганизовать жизнедеятельность страны, вооруженных сил, принести огромные материальные потери ее экономике и экологии.

Некоторые аспекты общественной безопасности закреплены  в федеральных законах «О безопасности», «О милиции», «О противодействии терроризму», «О противодействии коррупции», «О вневедомственной охране», «Об оружии», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «О чрезвычайном положении», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», в Уголовном кодексе Российской Федерации, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и других.

В последние 3 - 5 лет законодательная база в сфере общественной безопасности получила дальнейшее развитие. Положения принимающие законы в большей части скоррелированны между собой. С ними согласовываются и подзаконные акты - стратегии, концепции, доктрины, ведомственные документы.

В Стратегии национальной безопасности вопросы государственной и общественной безопасности рассматриваются в одном разделе. По нашему мнению, вряд ли такое объединение оправдано.

Во-первых, стратегические цели обеспечения этих двух видов безопасности разные: государственной безопасности – это защита конституционного строя, охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности; общественной безопасности – сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

Во-вторых, разное происхождение основных источников угроз. Если первые исходят в большей степени из-за пределов страны, то вторые – имеют внутренний характер.

В-третьих, к структуре государственной безопасности отнесена пограничная безопасность, являющаяся одновременно одним из условий обеспечения национальной безопасности. Угрозу безопасности России в пограничной сфере представляет деятельность международных террористических и экстремистских организаций, проникающих на территорию Российской Федерации, то есть опасность из-за рубежа.

В-четвертых, обеспечением государственной и общественной безопасностей занимаются разные органы и специальные службы: первой – ФСБ России, второй – МВД России и МЧС России. Многие задачи решаются и совместными действиями.

В обеспечении общественной безопасности особое значение имеет сбалансированность полномочий, прав и ответственности федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления. С этих позиций должны быть согласованы федеральные и региональные нормативные правовые акты. 

Более четко должны быть определены задачи, функции и полномочия органов власти всех уровней в будущем федеральном законе «О безопасности».

Представляется, что существенной правовой доработки в сфере национальной безопасности требуют следующие вопросы:

-определение критериев  как национальной безопасности  в целом, так и отдельных ее  составляющих;

-порядок осуществления  и механизмы взаимодействия органов  государственной власти по противодействию  различным угрозам национальной  безопасности;

-ответственность исполнительных  структур и граждан за обеспечение  национальной безопасности.

Список использованных источников

 

1. Федеральный закон № 2446-I «О безопасности РФ» от 05.03.1992 г. ( Утратил силу).

2. Концепция национальной  безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации  № 1 300 от 17 декабря 1997 года. ( Утратила  силу)

3. Федеральный закон № 390-ФЗ «О безопасности» от 28.12.2010 г. –  [Электронный ресурс] /Режим  доступа: http://www.rg.ru/2010/12/29/bezopasnost-dok.html .

4. Стратегия национальной  безопасности Российской Федерации до 2020 года.–[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html.

5. Указ Президента Российской  Федерации от 12 мая 2009 г. №537 «О стратегии  национальной безопасности Российской  Федерации до 2020 года», «Собрание  законодательства РФ» 18.05.2009, №20, ст.2444.

6. Концепция внешней политики  Российской Федерации (утверждена  Президентом Российской Федерации 26 июня 2000 г.).

7. Основы государственной  политики Российской Федерации  в области нераспространения  оружия массового уничтожения  и средств его доставки (утверждены  Президентом Российской Федерации 19 февраля 2005 г. № Пр-260).

8. Стратегический курс  России с государствами – участниками  Содружества Независимых Государств (утвержден Президентом Российской  Федерации 14 сентября 1995 г.).

9. Основные направления  развития отношений России с  государствами – участниками  Содружества Независимых Государств  на современном этапе (утверждены  Президентом Российской Федерации 19 декабря 1999 г.).

10. Перечень первоочередных  мер по выполнению Договора  о создании Союзного государства  и Программы действий Российской  Федерации и Республики Беларусь  по реализации положений Договора  о создании Союзного государства (утвержден Постановлением Высшего  государственного совета Союзного  государства 27 июня 2000 г.).

11. Руководящие принципы  и основные направления деятельности  в Российской Федерации по  противодействию незаконному обороту  наркотических средств и психотропных  веществ и злоупотребления ими  на период до 2008 года (утверждены  решением совещания членов Совета  Безопасности Российской Федерации 29 июля 1999 г.).

12. Концепция формирования  системы обеспечения интересов  Российской Федерации в пограничной  сфере (утверждена решением Государственной  пограничной комиссии от 28 января 2005 г.).

13. Военная доктрина Российской  Федерации (утверждена Указом Президента  Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706).

14. Доктрина информационной  безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской  Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895).

15. Морская доктрина Российской  Федерации на период до 2020 года (утверждена Президентом Российской  Федерации 27 июля 2001 г.).

16. Основы государственной  политики в области обеспечения  химической и биологической безопасности  Российской Федерации на период  до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской  Федерации 4 декабря 2003 г. № Пр-2194).

17. Основы государственной  политики в области обеспечения  ядерной и радиационной безопасности  Российской Федерации на период  до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской  Федерации 4 декабря 2003 г. № Пр-2196).

18. Приоритетные направления  развития науки, технологий и  техники в Российской Федерации (утверждены Президентом Российской  Федерации 21 мая 2006 г. № Пр-843).

19. Перечень критических  технологий Российской Федерации (утвержден Президентом Российской  Федерации 21 мая 2006 г. № Пр-842).

20. Основы политики Российской  Федерации в области развития  науки и технологий на период  до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской  Федерации 30 марта 2002 г. № Пр-576).

21. Экологическая доктрина  Российской Федерации (одобрена  распоряжением Правительства Российской  Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р).

22. Энергетическая стратегия  России на период до 2020 года (утверждена  распоряжением Правительства Российской  Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р).

23. Транспортная стратегия  Российской Федерации на период  до 2020 года (одобрена Правительством  Российской Федерации в 2004 году  и утверждена приказом Министра транспорта Российской Федерации от 12 мая 2005 г. № 45).

24. Концепция национальной  стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма (утверждена Президентом Российской  Федерации 11 июня 2005 г. № Пр-984).

25.Степанов  С. Устойчивое развитие и национальная  безопасность России / С.Степанов / / ЭКОС-информ. – 2009.- N 6. – С. 49-50.

 

Журналы:

Полис - http://www.politstudies.ru/

Политический журнал - http://www.politjournal.ru/

 

Газеты:

Российская газета - http://www.rg.ru/

Независимая газета – http://www.ng.ru/

 

 Список интернет-ресурсов (выборочно)

 Http://www.broadcast.com

Http://www.cnn.com

Http://www.interfax.ru

Http://www.megastories.com  40

Http://www.mgimo.ru

Http://www.mid.ru

Http://www.military.com

Http://www.mil.ru

Http://www. militarynews.ru

Http://www.rrs.army.mil

Http://www.voenpravo.km.ru

 

 


Информация о работе Организация государственного и муниципального управления по решению проблем развития национальной безопасности