Организация дорожного движения (административно-правовые проблемы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 05:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является осветить в общих чертах проблемы организации дорожного движения, характерные для нашей страны, такие как аварийность на дорогах, расположение пешеходных переходов, пробки, состояние и качество дорог. Эти проблемы затрагивают каждого.
Данная работа посвящена организации дорожного движения в Российской Федерации, проблемам в сфере транспорта и проводимых мероприятиях по оптимизации дорожного движения. Эта тема актуальна для современной России, особенно для крупных городов. Она состоит в том, что каждый гражданин является участником дорожного движения, в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. Нарушителей же Правил дорожного движения очень много.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Организация дорожного движения…………………………………….4
1.1 Понятие……………………………………………………………………4
1.2 Схематические объекты………………………………………………….4
1.3 Правовое регулирование………………………………………………....5
Глава II. Административно-правовые проблемы………………………………9
Глава III. Совершенствование деятельности по оптимизации дорожного движения…………………………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 74.25 Кб (Скачать файл)

Московский Государственный  Университет имени М.В. Ломоносова

Юридический факультет

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Организация дорожного  движения (административно-правовые проблемы)

 

 

Выполнила студентка

2 курса, 217 группы

дневного отделения

юридического факультета

Громко Е.В.

 

Научный руководитель

Доцент Кармолицкий А.А.

 

Москва, 2012

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Организация дорожного движения…………………………………….4

    1. Понятие……………………………………………………………………4
    2. Схематические объекты………………………………………………….4
    3. Правовое регулирование………………………………………………....5

Глава II. Административно-правовые проблемы………………………………9

Глава III. Совершенствование деятельности по оптимизации дорожного движения…………………………………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………………18

Список литературы……………………………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена  организации дорожного движения в Российской Федерации, проблемам  в сфере транспорта и проводимых мероприятиях по оптимизации дорожного  движения. Эта тема актуальна для  современной России, особенно для  крупных городов.  Она состоит  в том, что каждый гражданин является участником дорожного движения, в  качестве водителя, пешехода, пассажира  транспортного средства. Нарушителей  же Правил дорожного движения очень  много. Общее их число за 2011 год  превышает 42 млн (из них водители – 37 млн, пешеходы – 4 млн,

а пассажиры – 105 тысяч).

Целью курсовой работы является осветить в общих чертах проблемы организации дорожного движения, характерные для нашей страны, такие как аварийность на дорогах, расположение пешеходных переходов, пробки, состояние и качество дорог. Эти  проблемы затрагивают каждого.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Организация дорожного движения
  1. Понятие

«Дорожное движение – это  совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения  людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в  пределах дорог».1 Оно требует регулирования, на что и направлена «организация дорожного движения».

Организация дорожного движения (ОДД) – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий  и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, направленный на обеспечение безопасности дорожного  движения.

Одним из видов организации  дорожного движения является проектная  деятельность по совершенствованию  дорожного движения автотранспорта и пешеходов. Дорожное проектирование используется при строительстве  новых, а также при проведении ремонтно-восстановительных работ  старых дорог. Часто организация  дорожного движения применяется  для снижения аварийности на опасных  дорожных участках.

  1. Схематические объекты

Схема организации дорожного  движения включает в себя:

    • Контуры автомобильной дороги
    • Расположение светофоров
    • Разметку, в том числе пешеходные переходы и тротуары
    • Дорожные знаки и ограждения. Дорожные знаки –наиболее универсальное средство организации движения. С их помощью участники дорожного движения могут сориентироваться в обстановке, узнать об опасностях на дороге, необходимости поддерживать определенный скоростной режим, получать предписания о направлении следования и т. п.2
    • Освещение
    • Остановки общественного транспорта
    • Искусственные сооружения
    • Железнодорожные переезды – пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне. Железнодорожный переезд – участок дороги, предназначенный для проезда транспортных средств через рельсовое полотно железной дороги.  Переезды – объекты повышенной опасности, требующие особой бдительности и строго выполнения ПДД.3
  1. Правовое регулирование

Нормативную базу составляют международные правовые акты (в рамках ООН, ЕС, СНГ, ШОС) и национальное законодательство. На международном уровне, прежде всего, это Международная конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах.

В Федеральном Законе «О безопасности дорожного движения»  утверждается, что единый порядок  дорожного движения на территории Российской Федерации устанавливается исключительно  Правилами дорожного движения. Однако правила указывают лишь общие  принципы и прямо говорят о  том, что есть и другие нормативно-правовые акты, которыми следует руководствоваться  при участии в дорожном движении. Данные нормативно-правовые акты, утверждаемые в форме инструкций, приказов, правил и так далее, должны находиться в  соответствии с действующими Правилами  дорожного движения. Правила –  это основа безопасности дорожного  движения, и любое отступление  от них или несоответствие рассматривается  как нарушение законодательства в области безопасности дорожного  движения.4

Итак, единый порядок дорожного  движения на территории РФ установлен Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения», Правилами дорожного движения Российской Федерации и другими нормативно-правовыми  актами.

Так, административная ответственность  за административные правонарушения предусмотрена  КоАП РФ и соответствующими законодательными актами субъектов РФ.

В случаях, когда правонарушения, совершенные участниками дорожного  движения, содержат состав преступления, виновные лица привлекаются к уголовной  ответственности по статье УК РФ, под  действие которой эти преступления попадают.

Вопросы материальной ответственности  работника по возмещению материального  ущерба регламентируются в ТК РФ.

Возмещение материального  ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, регламентируется нормами второй части  ГК РФ.

Различные вопросы, связанные  с правом собственности на транстпортные средства, регламентируются СК РФ, а также первой и третьей частями ГК РФ.

В гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ регламентируются вопросы начисления и уплаты транспортного налога на транспортное средство.

Обязанность владельцев транспортных средств страховать свою гражданскую  ответственность, наступающую вследствие причинения вреда жизни, здоровью и  имуществу других лиц при использовании  транспортных средств, установлена  Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании  гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Следует отметить, что перечень нормативных актов, регламентирующих правовые отношения в сфере дорожного  движения, довольно широк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Административно-правовые проблемы организации дорожного движения

Все участники дорожного  движения должны знать свои права  и обязанности, предусмотренные  соответствующими нормативными правовыми  актами. Однако далеко не все водители, пешеходы и пассажиры соблюдают  требования Правил дорожного движения и других нормативных актов, что  нередко приводит к тяжелым последствиям.

На сегодняшний день в  России насчитывается более 45 млн  автомобилей. Ежегодно совершается  свыше 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий, число погибших в них превышает 25 тыс., а раненых 250 тыс.5 В связи с этим особую актуальность приобретает проблема правовой грамотности не только водителей транспортных средств, но и других участников дорожного движения.

Ответственность за нарушения  в сфере дорожного движения –  разновидность юридической ответственности. И к ней предъявляются те же требования, которые предусмотрены  в праве ко всем видам ответственности. Нарушения в области дорожного  движения влекут применение мер ответственности, предусмотренных административным, гражданским, уголовным законодательством.

Как показывает практика, понимание  сущности юридической ответственности  за нарушения в сфере дорожного  движения, знание ее основных принципов  позволяет водителям успешно  разрешать многие сложные конфликтные  ситуации и избегать неоправданных, в том числе финансовых, потерь.6

Но правовая неграмотность  не единственная проблема дорожного  движения.

Пешеходы – одна из самых  уязвимых категорий участников дорожного  движения. По сравнению с водителями, они физически не защищены, и дорожно-транспортные происшествия с их участием зачастую становятся трагедией – как правило,  пешеход получает тяжелые травмы, в том числе несовместимые  с жизнью. Отсутствие или неправильное применение дорожных знаков не позволяет  водителю своевременно сориентироваться, а пешеходу – правильно выбрать  место для перехода дороги. В 2011 году общее число ДТП с участием пешеходов сократилось на 3,7% (65 959 происшествий) по сравнению с 2010 годом, на 4,4% снизилось количество раненых (61 403 человека), но число погибших пешеходов, к сожалению, не снизилось и составило 8 766 человек.

Нередко виновником ДТП становится сам пешеход. Например, на регулируемом пешеходном переходе горит «красный свет» для пешеходов, но нетерпеливые участники дорожного движения решаются пробежать сквозь поток, что часто  заканчивается трагедией.

Часто причиной ДТП с участием пешеходов являются нарушения в  расположении пешеходных переходов. С  ноября 2011 года Госавтоинспекция проводит широкомасштабную акцию по проверке эксплуатационного состояния пешеходных переходов. В рамках проводимого  мероприятия на сегодняшний момент обследовано более 90% существующих переходов. Практически на каждом третьем  переходе выявлены те или иные нарушения. Около 25 тыс. (62%) переходов из числа  имеющих нарушения уже приведены  в соответствие предъявляемым требования. Тем не менее, проведенный анализ показал, что действующие нормативы, предъявляющие требования к безопасному  размещению и обустройству пешеходных переходов, не соответствует современным  условиям.

Но виновником ДТП может  быть и сам водитель. Согласно результатам  исследования ВЦИОМ, проведенного осенью 2011 года, не многие россияне понимают опасность  превышения скорости. На сегодняшний  день превышение скорости или несоответствие ее конкретным дорожным условиям является одной из причин совершения ДТП, в  результате которых ежегодно гибнут и получают увечья тысячи человек.

Проблемы также имеются  и в самих дорогах. Российские дороги  сохраняют за собой последние  места в международных рейтингах. Качество ремонта и состояния  дорог в России оставляют желать лучшего. Ямы, выбоины, кочки, трещины, неровности характерны для всех дорог  России, в том числе и для  Москвы.

Состояние дорог является одной из причин автомобильных пробок. Загруженность на дорогах является острой и актуальной проблемой транспортного  движения в крупных городах. Согласно данным сервиса «Яндекс.Пробки» потеря временя из-за затрудненного движения в некоторых районах Москвы составляет до 32 минут.

Многое зависит от правильного  проектирования развязок. Так например, сильно затрудняет движение на дорогах  так называемое «бутылочное горлышко». Его суть заключается в том, что 3 потока транспортных средств сливаются  в один, что существенно снижает  скорость передвижения. Но причин возникновения  заторов много, такие как многочисленные ДТП, неправильная парковка, погодные условия, большое количество транспортных средств и так далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Совершенствование деятельности по оптимизации дорожного движения

Одним из видов организации  дорожного движения является совершенствование  деятельность по оптимизации дорожного  движения автотранспорта и пешеходов. В настоящее время осуществляется множество мероприятий в этом направлении.

Так, с 13 апреля 2012 года вступают в силу изменения в Правила  дорожного движения ( по Постановлению  Правительства Российской Федерации  от 28 марта 2012 года №254 г. Москва «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090»). Изменения, в первую очередь, направлены на приведение ПДД в соответствие с Федеральными законами от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации» и от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре  транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации». Из Правил и Основных положений исключены  нормы о необходимости водителю иметь при себе и передавать сотрудникам  полиции для проверки талон о  прохождении государственного технического осмотра, а также размещать его  в правом нижнем углу ветрового стекла. С 1 января 2012 года талон требуется  только для заключения договора (покупки  полиса) ОСАГО. В Правила внесена  норма, позволяющая легковым такси  двигаться по полосам для маршрутных транспортных средств. В ряде пунктов  ПДД наименование «аварийная световая сигнализация» заменено наименованием  «аварийная сигнализация» для единообразного понимания данного термина как  в Правилах дорожного движения, так  и в Техническом регламенте о  безопасности колесных транспортных средств. Кроме того, из пункта 9.6 Правил исключена  ссылка на возможность движения по попутным трамвайным путям при совершении обгона. Это связано с тем, что  обгоном в настоящее время  называется только такой маневр, при  котором опережение транспортных средств  производится с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения.7

Информация о работе Организация дорожного движения (административно-правовые проблемы)