Органы исполнительной власти. Понятие и компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Среди субъектов административного права органы исполнительной власти (гос. управления) занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций – группа субъектов административного права, объединенная к тому же единым руководством и подчинением и действующая согласованно и целенаправленно. Эти органы наделены государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права, она охватывает – в практически организующем плане – все области и сферы государственного руководства.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 47.88 Кб (Скачать файл)

   Создание, реорганизация, ликвидация территориальных органов  производятся с соответствующим  федеральным органом исполнительной  власти по согласованию с администрациями  краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы  и Санкт-Петербурга. Те же вопросы  на территории автономного округа, входящего в край, область, решаются по взаимному согласию сторон.

   Что касается органов  исполнительной власти субъектов  федерации, то они, согласно ст. 11 Конституции, образуются самими  субъектами федерации – республиками, краями, областями, городами федерального  значения, автономной областью и  автономными округами. Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство, другие субъекты федерации – уставы и законодательства.

   Субъекты федерации  сами определяют правовое положение  своих органов исполнительной  власти. До принятия таких актов  эти органы руководствуются соответствующими федеральными актами.

   В системе органов  исполнительной власти субъектов  федерации нет единообразия: имеются  президенты, главы субъектов Федерации или главы их администраций.

   Указом Президента от 3 октября 1992 года «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» установлено, что главы исполнительной власти субъектов федерации, независимо от того, назначены они или избраны, обладают полномочиями, утвержденными Конституцией и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, уставами и законами субъектов федерации, и в равной степени несут ответственность за реализацию этих полномочий. Объем полномочий главы администрации широк. Он решает многие вопросы формирования состава администрации, бюджета субъекта федерации, представительства в федеральных органах и др.

   Органы исполнительной  власти субъектов федерации в  своей практической деятельности  руководствуются Положением об  основных началах организации  и деятельности органов государственной  власти краев, областей, городов  федерального значения, автономной  области, автономных округов Российской  Федерации на период поэтапной  конституционной реформы, утвержденным  указом Президента от 22 октября 1993 года.

 Наряду с системой  органов исполнительной власти  в РФ существуют различные  представительства, дополняющие эту  систему. Так, указом Президента  от 22 августа 1991 года «О некоторых  вопросах деятельности органов  исполнительной власти в РСФСР»  были учреждены представительства  республик при Президенте и  его представительстве в республиках.

   Представитель главы  государства является должностным  лицом, представляющим интересы  Президента РФ и осуществляющим  свою деятельность в регионе  по его поручению. Полномочный  представитель главы государства является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента.

  Основные задачи полномочного  представителя: содействие Президенту  страны в реализации его конституционных  полномочий в регионе, информирование  его о политическом, социальном  и экономическом положении, взаимодействии  с федеральными и местными  органами власти, политическими  партиями и общественными организациями. Полномочные представители также  призваны эффективно защищать  общегосударственные интересы на  всей территории страны, обеспечивать  единое правовое пространство, проведение  единой политики в сферах, отнесенных  к ведению РФ. Указом Президента  от 2 апреля 1992 года было установлено, что администрации краев и  областей по согласованию с  Правительством вправе учреждать  представительства администраций  при Правительстве. И те, и другие  представительства – важные механизмы  прямых и обратных связей центра  и субъектов федерации, обеспечивающие  целостность государственного организма России.

  Порядок взаимодействия  Президента с палатами Федерального  Собрания в законотворческом  процессе определен специальным  Положением, утвержденным Указом  Президента от 13 апреля 1996 года.

  Для обеспечения законопроектной  деятельности Правительства образовано  его Полномочное представительство  в составе полномочного представителя  в Государственной Думе, полномочного  представителя в Совете Федерации, статс-секретарей – заместителей  федеральных министров и других  руководителей органов исполнительной  власти. Согласно постановлению  Правительства от 21 декабря 1996 года, полномочные представители участвуют  в законодательной работе палат, взаимодействуют по вопросам  организации законопроектной работы  с полномочными представителями  Президента в палатах Федерального  Собрания и руководителями федеральных органов исполнительной власти.

 

  1. Высшие и центральные органы исполнительной власти

 

Эта группа объединяет Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, министерства и ведомства.

  Правительство РФ  – является высшим органом  государственного управления, возглавляющим  систему этих органов, органом исполнительной власти.

  В состав правительства  входят: Председатель, первые заместители, заместители, министры, председатели  государственных комитетов РФ, председатели  Советов Министров в составе РФ (по должности).

  Компетенция Правительства  РФ, как органа правомочного решать  вопросы государственного управления, отнесенные согласно Конституции  и Законам Российской Федерации, к ведению Российской Федерации, охватывает все области и сферы государственного руководства.

  В области экономики  Правительство осуществляет управление  экономическими процессами, создает условия для свободного предпринимательства, способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, организует разработку и исполнение федерального бюджета.

  В социальной сфере  Правительство осуществляет меры  по развитию науки и техники, разрабатывает направления государственной  социальной политики и правовой  защищенности граждан, совершенствует  систему социального обеспечения.

  В правоохранительной  области Правительство осуществляет  меры по защите интересов, прав  и свобод граждан, охране общественного  порядка, обеспечению государственной  безопасности, охране государственных  границ Российской Федерации, принимает  меры по обеспечению обороноспособности  страны.

  В области внешних  сношений правительство осуществляет  руководство в этой области, в  области внешней торговли и  других видов внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества.

 Закон о Совете Министров  закрепляет порядок взаимоотношений  правительства с правительствами  республик в составе РФ и  его полномочия в этой области. Законодательство определяет правовой  статус рабочего аппарата правительства и регламент его работы.

   Организация и  деятельность правительства республики  в составе РФ определяется  конституцией республики и соответствующими законами республики.

  Вторую группу органов  в центральном аппарате составляют  министерства. Министерства в большинстве  государств мира давно устоявшаяся, традиционная структура в системе исполнительной власти.

  Министерство стоит  во главе отрасли управления. Под министерством понимается  руководство и аппарат министерства. Министерство вместе с подчиненными  ему органами на местах, предприятиями, учреждениями составляет систему министерства.

 Министерство является  органом, несущим полную ответственность  за руководство соответствующей  отраслью. Оно наделяется в этих  целях обширными полномочиями. Министерство  осуществляет функции как централизованного, так и оперативного управления  отраслью, причем функции централизованного  управления (такие как техническое  нормирование, внутриотраслевое планирование  и др.) осуществляются главным  образом органами, стоящими между  министерством и предприятиями (учреждениями). Министр, в рамках своих полномочий, издает приказы и инструкции; такие же по наименованию акты  принимаются руководителями всех  организаций, входящих в систему министерства.

  Министерства в современных  условиях организации государственного  управления в Российской Федерации различаются двух видов:

а) общегосударственные министерства – они управляют отраслями федерального масштаба и подчинения – обороны, железнодорожного транспорта, иностранных дел и другие;

б) федеральные министерства – возглавляют отрасли, находящиеся в совместном, Российской Федерации и субъектом федерации, ведении. Это большинство министерств – образования, культуры, здравоохранения и другие.

 Многие министерства  имеют свои органы на местах: в одних министерствах это  органы централизованного подчинения (например, в системе Министерства  обороны), в других – эти органы  находятся в так называемом  двойном подчинении, то есть кроме  отраслевого подчинения еще и  в подчинении местных органов, например, в системе Министерства  образования, Министерства культуры  и других. Перечень действующих  в настоящее время министерств  дан в Указе Президента РФ от 10 января 1994 г.

 Следующую группу в  центральном аппарате составляют  ведомства. Понятие «ведомство»  – собирательное, т.е. в законодательстве  им обозначаются в центральном  аппарате государственные комитеты  РФ, комитеты РФ, федеральные службы, Российское агентство, Федеральная  инспекция, Главное управление. В  названии же конкретного органа слово «ведомство» отсутствует.

 Каждое из образованных  к настоящему времени ведомств возглавляет:

а) или группу (комплекс) отраслей хозяйственного или социально-культурного строительства, например, Комитет по металлургии, Комитет по оборонным отраслям и другие;

б) или сферу государственного управления, например, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации;

в) или отрасль государственного управления, отрасль по своим масштабам меньшую, чем министерские отрасли, например, Государственная архивная служба, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и другие. Исторически многие министерства выросли из ведомств в связи с возрастанием объема деятельности отрасли.

  Ведомства можно квалифицировать и по другим основаниям, в частности, на общегосударственные, например, Государственный комитет по промышленной политике, и специальные ведомства, например, Федеральная служба геодезии и картографии и др. Это деление проводится в зависимости от роли, степени значимости сферы или отрасли управления в системе государственного управления. Общегосударственные ведомства возглавляют наиболее важные сферы и отрасли, специальные ведомства – сферы и отрасли управления с меньшим масштабом и ролью в государственном управлении.

  На этой основе  в законодательстве определены  и различия между двумя группами  ведомств. Руководители общегосударственных  ведомств являются членами Правительства. Специальные же ведомства возглавляются  лицами, не входящими в состав  Правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Порядок формирования органов исполнительной власти

 

Все государственные органы в РФ, включая органы управления, организованы и действуют в соответствии с принципом законности, на основе законов и подзаконных правовых актов, выполняют содержащиеся в них предписания. В связи с этим любой государственный орган формируется лишь в том случае, если создание предусмотрено действующим законодательством, т.е. он заранее учрежден и имеется, стало быть, правовое основание его реального создания. Многие государственные органы создаются на основе Конституции, другие формируются на основе иных законодательных актов (объединения, некоторые ведомства).

   Формирование органа  государственного управления включает  подготовку и решение следующих  вопросов: установление наименование  органа; разработка и утверждение  его компетенции; разработка и  утверждение в установленном  порядке организационной структуры  и штатов; назначение (зачисление, избрание, прием по конкурсу) личного состава  – государственных служащих; определение  источников финансирования, сроков  полномочия и территориальных  масштабов (границ) деятельности. В  выполнении всех указанных действий  заключается процесс формирования органов управления.

 Порядок формирования  органов государственного управления  определяется как государственно-распорядительный. Это означает, что орган управления  формируется государством, другим (другими) государственным органом, что принимаемые  в процессе формирования акты  носят распорядительный, обязательный  характер. Для других государственных  органов, например, представительных органов, судов, установлен иной порядок формирования, который нельзя назвать государственно-распорядительным.

Государственно-распорядительный порядок формирования органов государственного управления обусловлен местом аппарата государственного управления в системе государственных органов как аппарата исполнительного по отношению к органам представительной власти с началами распорядительства в системе самого аппарата управления.

  Конституции устанавливают, исходя из государственно-распорядительного порядка, три организационно-правовых способа формирования органов государственного управления: образование (правительство, министерства, ведомства, отделы и управления); избрание (администрация административно-территориальных образований); назначение (объединения, администрация предприятий и учреждений).

Информация о работе Органы исполнительной власти. Понятие и компетенция