Органы исполнительной власти. Понятие и компетенция
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 10:52, курсовая работа
Краткое описание
Среди субъектов административного права органы исполнительной власти (гос. управления) занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций – группа субъектов административного права, объединенная к тому же единым руководством и подчинением и действующая согласованно и целенаправленно. Эти органы наделены государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права, она охватывает – в практически организующем плане – все области и сферы государственного руководства.
Создание, реорганизация,
ликвидация территориальных органов
производятся с соответствующим
федеральным органом исполнительной
власти по согласованию с администрациями
краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы
и Санкт-Петербурга. Те же вопросы
на территории автономного округа,
входящего в край, область, решаются
по взаимному согласию сторон.
Что касается органов
исполнительной власти субъектов
федерации, то они, согласно ст. 11
Конституции, образуются самими
субъектами федерации – республиками,
краями, областями, городами федерального
значения, автономной областью и
автономными округами. Республика (государство)
имеет свою Конституцию и законодательство,
другие субъекты федерации – уставы
и законодательства.
Субъекты федерации
сами определяют правовое положение
своих органов исполнительной
власти. До принятия таких актов
эти органы руководствуются соответствующими
федеральными актами.
В системе органов
исполнительной власти субъектов
федерации нет единообразия: имеются
президенты, главы субъектов Федерации
или главы их администраций.
Указом Президента от
3 октября 1992 года «О мерах по укреплению
единой системы исполнительной власти
в РФ» установлено, что главы исполнительной
власти субъектов федерации, независимо
от того, назначены они или избраны, обладают
полномочиями, утвержденными Конституцией
и федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента, постановлениями и распоряжениями
Правительства, соглашениями с федеральными
органами исполнительной власти, уставами
и законами субъектов федерации, и в равной
степени несут ответственность за реализацию
этих полномочий. Объем полномочий главы
администрации широк. Он решает многие
вопросы формирования состава администрации,
бюджета субъекта федерации, представительства
в федеральных органах и др.
Органы исполнительной
власти субъектов федерации в
своей практической деятельности
руководствуются Положением об
основных началах организации
и деятельности органов государственной
власти краев, областей, городов
федерального значения, автономной
области, автономных округов Российской
Федерации на период поэтапной
конституционной реформы, утвержденным
указом Президента от 22 октября 1993 года.
Наряду с системой
органов исполнительной власти
в РФ существуют различные
представительства, дополняющие эту
систему. Так, указом Президента
от 22 августа 1991 года «О некоторых
вопросах деятельности органов
исполнительной власти в РСФСР»
были учреждены представительства
республик при Президенте и
его представительстве в республиках.
Представитель главы
государства является должностным
лицом, представляющим интересы
Президента РФ и осуществляющим
свою деятельность в регионе
по его поручению. Полномочный
представитель главы государства является
государственным служащим и входит в состав
Администрации Президента.
Основные задачи полномочного
представителя: содействие Президенту
страны в реализации его конституционных
полномочий в регионе, информирование
его о политическом, социальном
и экономическом положении, взаимодействии
с федеральными и местными
органами власти, политическими
партиями и общественными организациями.
Полномочные представители также
призваны эффективно защищать
общегосударственные интересы на
всей территории страны, обеспечивать
единое правовое пространство, проведение
единой политики в сферах, отнесенных
к ведению РФ. Указом Президента
от 2 апреля 1992 года было установлено,
что администрации краев и
областей по согласованию с
Правительством вправе учреждать
представительства администраций
при Правительстве. И те, и другие
представительства – важные механизмы
прямых и обратных связей центра
и субъектов федерации, обеспечивающие
целостность государственного организма
России.
Порядок взаимодействия
Президента с палатами Федерального
Собрания в законотворческом
процессе определен специальным
Положением, утвержденным Указом
Президента от 13 апреля 1996 года.
Для обеспечения законопроектной
деятельности Правительства образовано
его Полномочное представительство
в составе полномочного представителя
в Государственной Думе, полномочного
представителя в Совете Федерации,
статс-секретарей – заместителей
федеральных министров и других
руководителей органов исполнительной
власти. Согласно постановлению
Правительства от 21 декабря 1996 года,
полномочные представители участвуют
в законодательной работе палат,
взаимодействуют по вопросам
организации законопроектной работы
с полномочными представителями
Президента в палатах Федерального
Собрания и руководителями федеральных
органов исполнительной власти.
Высшие и центральные органы исполнительной
власти
Эта группа объединяет Правительство
РФ, правительства республик в составе
РФ, министерства и ведомства.
Правительство РФ
– является высшим органом
государственного управления, возглавляющим
систему этих органов, органом исполнительной
власти.
В состав правительства
входят: Председатель, первые заместители,
заместители, министры, председатели
государственных комитетов РФ, председатели
Советов Министров в составе РФ (по
должности).
Компетенция Правительства
РФ, как органа правомочного решать
вопросы государственного управления,
отнесенные согласно Конституции
и Законам Российской Федерации,
к ведению Российской Федерации,
охватывает все области и сферы
государственного руководства.
В области экономики
Правительство осуществляет управление
экономическими процессами, создает условия
для свободного предпринимательства,
способствует осуществлению мер по укреплению
денежной и кредитной системы, организует
разработку и исполнение федерального
бюджета.
В социальной сфере
Правительство осуществляет меры
по развитию науки и техники,
разрабатывает направления государственной
социальной политики и правовой
защищенности граждан, совершенствует
систему социального обеспечения.
В правоохранительной
области Правительство осуществляет
меры по защите интересов, прав
и свобод граждан, охране общественного
порядка, обеспечению государственной
безопасности, охране государственных
границ Российской Федерации, принимает
меры по обеспечению обороноспособности
страны.
В области внешних
сношений правительство осуществляет
руководство в этой области, в
области внешней торговли и
других видов внешнеэкономической
деятельности, научно-технического и культурного
сотрудничества.
Закон о Совете Министров
закрепляет порядок взаимоотношений
правительства с правительствами
республик в составе РФ и
его полномочия в этой области.
Законодательство определяет правовой
статус рабочего аппарата правительства
и регламент его работы.
Организация и
деятельность правительства республики
в составе РФ определяется
конституцией республики и соответствующими
законами республики.
Вторую группу органов
в центральном аппарате составляют
министерства. Министерства в большинстве
государств мира давно устоявшаяся,
традиционная структура в системе
исполнительной власти.
Министерство стоит
во главе отрасли управления.
Под министерством понимается
руководство и аппарат министерства.
Министерство вместе с подчиненными
ему органами на местах, предприятиями,
учреждениями составляет систему министерства.
Министерство является
органом, несущим полную ответственность
за руководство соответствующей
отраслью. Оно наделяется в этих
целях обширными полномочиями. Министерство
осуществляет функции как централизованного,
так и оперативного управления
отраслью, причем функции централизованного
управления (такие как техническое
нормирование, внутриотраслевое планирование
и др.) осуществляются главным
образом органами, стоящими между
министерством и предприятиями (учреждениями).
Министр, в рамках своих полномочий,
издает приказы и инструкции;
такие же по наименованию акты
принимаются руководителями всех
организаций, входящих в систему министерства.
Министерства в современных
условиях организации государственного
управления в Российской Федерации
различаются двух видов:
а) общегосударственные министерства
– они управляют отраслями федерального
масштаба и подчинения – обороны, железнодорожного
транспорта, иностранных дел и другие;
б) федеральные министерства
– возглавляют отрасли, находящиеся в
совместном, Российской Федерации и субъектом
федерации, ведении. Это большинство министерств
– образования, культуры, здравоохранения
и другие.
Многие министерства
имеют свои органы на местах:
в одних министерствах это
органы централизованного подчинения
(например, в системе Министерства
обороны), в других – эти органы
находятся в так называемом
двойном подчинении, то есть кроме
отраслевого подчинения еще и
в подчинении местных органов,
например, в системе Министерства
образования, Министерства культуры
и других. Перечень действующих
в настоящее время министерств
дан в Указе Президента РФ от 10
января 1994 г.
Следующую группу в
центральном аппарате составляют
ведомства. Понятие «ведомство»
– собирательное, т.е. в законодательстве
им обозначаются в центральном
аппарате государственные комитеты
РФ, комитеты РФ, федеральные службы,
Российское агентство, Федеральная
инспекция, Главное управление. В
названии же конкретного органа
слово «ведомство» отсутствует.
Каждое из образованных
к настоящему времени ведомств возглавляет:
а) или группу (комплекс) отраслей
хозяйственного или социально-культурного
строительства, например, Комитет по металлургии,
Комитет по оборонным отраслям и другие;
б) или сферу государственного
управления, например, Комитет по стандартизации,
метрологии и сертификации;
в) или отрасль государственного
управления, отрасль по своим масштабам
меньшую, чем министерские отрасли, например,
Государственная архивная служба, Федеральная
служба по надзору за страховой деятельностью
и другие. Исторически многие министерства
выросли из ведомств в связи с возрастанием
объема деятельности отрасли.
Ведомства можно квалифицировать
и по другим основаниям, в частности, на
общегосударственные, например, Государственный
комитет по промышленной политике, и специальные
ведомства, например, Федеральная служба
геодезии и картографии и др. Это деление
проводится в зависимости от роли, степени
значимости сферы или отрасли управления
в системе государственного управления.
Общегосударственные ведомства возглавляют
наиболее важные сферы и отрасли, специальные
ведомства – сферы и отрасли управления
с меньшим масштабом и ролью в государственном
управлении.
На этой основе
в законодательстве определены
и различия между двумя группами
ведомств. Руководители общегосударственных
ведомств являются членами Правительства.
Специальные же ведомства возглавляются
лицами, не входящими в состав
Правительства.
Порядок формирования органов исполнительной
власти
Все государственные органы
в РФ, включая органы управления, организованы
и действуют в соответствии с принципом
законности, на основе законов и подзаконных
правовых актов, выполняют содержащиеся
в них предписания. В связи с этим любой
государственный орган формируется лишь
в том случае, если создание предусмотрено
действующим законодательством, т.е. он
заранее учрежден и имеется, стало быть,
правовое основание его реального создания.
Многие государственные органы создаются
на основе Конституции, другие формируются
на основе иных законодательных актов
(объединения, некоторые ведомства).
Формирование органа
государственного управления включает
подготовку и решение следующих
вопросов: установление наименование
органа; разработка и утверждение
его компетенции; разработка и
утверждение в установленном
порядке организационной структуры
и штатов; назначение (зачисление, избрание,
прием по конкурсу) личного состава
– государственных служащих; определение
источников финансирования, сроков
полномочия и территориальных
масштабов (границ) деятельности. В
выполнении всех указанных действий
заключается процесс формирования
органов управления.
Порядок формирования
органов государственного управления
определяется как государственно-распорядительный.
Это означает, что орган управления
формируется государством, другим (другими)
государственным органом, что принимаемые
в процессе формирования акты
носят распорядительный, обязательный
характер. Для других государственных
органов, например, представительных органов,
судов, установлен иной порядок формирования,
который нельзя назвать государственно-распорядительным.
Государственно-распорядительный
порядок формирования органов государственного
управления обусловлен местом аппарата
государственного управления в системе
государственных органов как аппарата
исполнительного по отношению к органам
представительной власти с началами распорядительства
в системе самого аппарата управления.
Конституции устанавливают,
исходя из государственно-распорядительного
порядка, три организационно-правовых
способа формирования органов государственного
управления: образование (правительство,
министерства, ведомства, отделы и управления);
избрание (администрация административно-территориальных
образований); назначение (объединения,
администрация предприятий и учреждений).