Органы исполнительной власти как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:07, контрольная работа

Краткое описание

Органы исполнительной власти играют главную роль в системе административного права.
Прежде всего, следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России. Она регулирует административно-правовые отношения в обществе.
Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

Содержание

Введение 3 стр.
Понятие, виды, общая характеристика административно-правового статуса органов исполнительной власти 4-7 стр.
Правовое положение органов исполнительной власти 8-14 стр.
Правое положение структур Президента РФ 15-18 стр.
Правовое положение органов исполнительной власти субъектов РФ 19-22 стр.
Заключение 23 стр.
Библиографический список 24-25 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие2.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тихоокеанский  государственный университет»

 

 

Направление 030900.62 БЮ «Юриспруденция»

Профиль: ГП Государственно-правовой

(ускоренная  форма обучения на базе высшего  образования)

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Административное право»

на тему: «Органы исполнительной власти как субъекты административного права»

 

 

 

 

Выполнил: студент ЗФ(УО ДОТ)

группы_БЮ «Юриспруденция»  ГП (на базе высшего образования) набор 2012 года обучения

шифр зач. кн. 12041031385

Фамилия   Быстрова

Имя   Ольга

Отчество  Юрьевна

Амурская область

гор. Райчихинск

ул. Музыкальная д.27 кв.34

тел. 89098148333

Проверил:

___________________________

___________________________

 

 

 

Хабаровск 2012 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение                                                                                       3 стр.
  2. Понятие, виды, общая характеристика административно-правового статуса органов исполнительной власти                                 4-7 стр.
  3. Правовое положение органов исполнительной власти      8-14 стр.
  4. Правое положение структур Президента РФ                     15-18 стр.
  5. Правовое положение органов исполнительной власти субъектов РФ                                                                                                               19-22 стр.
  6. Заключение                                                                                 23 стр.
  7. Библиографический список                                                 24-25 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

Введение

Органы исполнительной власти играют главную роль в системе  административного права.

Прежде всего, следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России. Она регулирует административно-правовые отношения в обществе.

Административно-правовые отношения - это урегулированные  нормами административного права  общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность  правовых отношений, разнообразных  по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все  основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения). 

сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Понятие, виды, общая характеристика админимтативно-правового статуса органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти - являются важнейшей частью современного административного права. Она представляет ту его часть, которую можно назвать «правом организации управления» (организационным административным правом), и включает такие понятия, как признаки органов исполнительной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы образования, а также их деятельность, реорганизация и упразднение (ликвидация).

Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное  управление в рамках установленной  компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение. Организация и деятельность исполнительной власти — это организация и функционирование системы ее органов, т. е. органов государственного управления, имеющих нормативно установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необходимые для работы государственные должности государственной службы.

Основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти, характеризующие его административную правосубъектность:

1. Государственно-правовая  природа обусловлена конституционным  разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов—следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.

2. Органы исполнительной  власти — это внешняя форма  выражения исполнительной власти. Они образуются для практической  реализации функций и задач  самой исполнительной власти, посредством  которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

3. Работа органов  исполнительной власти строится  в соответствии с такими принципами их деятельности, как: государственная и территориальная целостность Российской Федерации; распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единство системы государственной власти; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ; самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий; обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

4. Главная задача — правоисполнительная деятельность, т. е. исполнение действующих законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права.

5. Деятельность  органов исполнительной власти  по своему содержанию имеет  управленческий, организующий, исполняющий,  контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

6. Существует  организационная структура органа  исполнительной власти, т. е. наличие  в нем государственных должностей  и функциональных структурных  подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т. д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т. д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

7. Органы исполнительной  власти наделены государством  особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах, приказах и т. д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение.

В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:  исполнительно-распорядительная деятельность; контрольно-надзорные функции; действия юридического характера и принятие решений, вызывающих важные правовые последствия; нормотворческая деятельность; правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Орган исполнительной  власти постоянно и непрерывно  действует на определенной территории  РФ.

9. Органы исполнительной  власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач и осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти — это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой — результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.

10. Определен  нормативно установленный порядок  образования, формирования, реорганизации  и ликвидации органа исполнительной  власти.

11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.

12. Федеральными  законами и законами субъектов  РФ предусмотрена ответственность  органов исполнительной власти  и их должностных лиц. 

13. Орган исполнительной  власти — юридическое лицо  — имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

14. Финансирование  осуществляется за счет средств  федерального бюджета или средств  бюджета субъекта РФ, предусмотренных  отдельной статьей. 

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость от органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенций означает незаконное присвоение властных полномочий.

 

 

 

 

  1.  Правовое положение органов исполнительной власти.

 Структурными  элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, а также создаваемые ими территориальные органы исполнительной власти.

Правительство РФ – высший исполнительный орган  государственной власти РФ; коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти РФ.

Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную  деятельность системы федеральных  органов исполнительной власти, состоящей  и министерств и ведомств, многие из которых образуют в субъектах Федерации свои территориальные органы. Состав Правительства Российской Федерации, порядок его формирования, цели, основные направления деятельности, полномочия, взаимоотношения с Президентом и Федеральным Собранием регламентируются Конституцией РФ.

Президент может  самостоятельно вводить должность  федерального министра, не являющегося  руководителем федерального министерства. Число заместителей определяется Президентом.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» структура системы федеральных органов исполнительной власти включает в себя 3 группы:

1. Федеральные  министерства, федеральные службы  и федеральные агентства, руководство  деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

2. Федеральные  министерства, находящиеся в ведении  Правительства РФ, федеральные службы  и федеральные агентства, подведомственные  этим федеральным министерствам;

3. Федеральные  органы исполнительной власти, находящиеся  в ведении Правительства РФ: федеральная  антимонопольная служба и федеральная  служба по финансовым рынкам.

Федеральное министерство – самостоятельно осуществляет правовое регулирование, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции и функции по управлению государственным имуществом. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

1.  Утверждает  ежегодный план и показатели  деятельности федеральных служб  и федеральных агентств, а также  отчет об их исполнении;

Информация о работе Органы исполнительной власти как субъекты административного права