Основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть основания и порядок приобретения и утраты гражданства РФ.
Задачи работы непосредственно вытекают из целей данной работы, следовательно, их можно сформулировать следующим образом:
1) рассмотреть исторический аспект основания и порядка приобретения и утраты гражданства РФ;
2) исследовать особенности порядка приобретения гражданства РФ;
3) исследовать особенности порядка прекращения гражданства РФ.

Содержание

Введение 3
1. Порядок приобретения российского гражданства 5
1.1. Приобретение гражданства по рождению 5
1.2. Прием в гражданство: общий и упрощенный порядок 7
1.3. Восстановление в гражданстве 13
1.4. Оптация 15
2. Основания прекращения российского гражданства 19
2.1. Оптация 19
2.2.Отказ от гражданства 21
2.3.Прекращение гражданства по инициативе государства 25
3. Процедуры оформления гражданства РФ: общий и упрощенный порядок 32
Заключение 36
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Основания прекращения российского гражданства

  2.1. Оптация

Ст. 21 ФЗ «О гражданстве» № 1 мая 2002 года № 62-ФЗ закрепляет за гражданином РФ право выбора гражданства в случае изменения Государственной границы РФ.

Оптация - понятие, свойственное международному праву. Право оптации  заложено и в смысл права каждого человека на гражданство, закрепленного в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека. В соответствии с тем же документом никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права на гражданство.

Согласно нормам международного права, а также смыслу статьи под оптацией (от лат. optatio - "желание") понимается право на сохранение или изменение гражданства лицами, проживающими в пределах территории, которая подверглась изменению своей государственной принадлежности.

Анализируя содержание статьи, можно выделить несколько существенных признаков оптации в РФ.

Во-первых, она происходит в условиях территориальных преобразований в результате изменения Государственной границы РФ.

Государственная граница  РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ (ст. 1 Федерального закона от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"). А в соответствии с п. 1 ст. 5 того же Закона прохождение Государственной границы РФ устанавливается и изменяется международными договорами РФ, федеральными законами.

Во-вторых, территориальное преобразование в данном случае должно быть осуществлено только в соответствии с международными договорами РФ, в которых обычно отражаются право затрагиваемых граждан на добровольный выбор гражданства и условия, порядок и правовые последствия такого выбора.

В качестве таких актов  в практике международного права  можно назвать Мирный договор  с Италией (Париж, 10.02.1947), на основании  которого были изменены границы этого  государства. В соответствии с этим документом правительства государств, к которым перешли территории, должны были обеспечить, чтобы все лица, упомянутые в Договоре, имели право оптировать итальянское гражданство в течение одного года со дня вступления в силу международного акта. Любое лицо, оптирующее таким образом, сохранило итальянское гражданство и не считалось приобретшим гражданство государства, к которому перешла территория. Оптация мужа не влекла за собой оптации со стороны жены. Оптация со стороны отца или, если отца нет в живых, со стороны матери автоматически включала всех не состоящих в браке детей моложе 18 лет. Государство, к которому перешла территория, могло потребовать, чтобы лица, которые воспользовались правом оптации, переселились в Италию в течение года со дня совершения оптации.

Также в 1945 г. был  заключен Договор о Закарпатской Украине между СССР и Чехословацкой  республикой, в соответствии с которым  лица украинской и русской национальностей, проживающие на территории Чехословакии (в Словакии), имели право оптации (приобретения) гражданства СССР до 01.01.1946. Аналогичное право получили и лица чешской и словацкой национальностей, проживавшие на территории Закарпатской Украины, которые хотели сохранить гражданство Чехословакии. Лица, воспользовавшиеся правом оптации, должны были в течение 12 месяцев переселиться в страну, гражданство которой они хотели приобрести11.

При этом необходимо добавить, что понятие оптации  не тождественно выбору гражданства  в случаях самоопределения нации, когда население какой-либо территории выбирает между отделением от господствующей нации и вхождением вместе с ней  на определенных условиях в одно государство. В этом случае автоматически решается вопрос гражданства всей нации. Мнение отдельного лица при этом не учитывается, учитывается мнение большинства, отдельные лица лишь принимают участие в решении нацией, к которой оно принадлежит, вопроса о своей будущей государственной и вместе с тем гражданской принадлежности.

2.2. Отказ от гражданства

Под отказом  от гражданства понимается его прекращение  по волеизъявлению гражданина или его  представителя (для несовершеннолетних и недееспособных лиц). Однако отказ  от гражданства не является волевым  действием одностороннего характера. Другой обязательный элемент отношений, связанных с отказом от гражданства, - получение на это разрешения государства.

Законодательство  предусматривает два основания  отказа от гражданства: выход из гражданства  и оптация иностранного гражданства.

Статья 19 ФЗ «О гражданстве» № 1 мая 2002 года № 62-ФЗ регламентирует порядок выхода из гражданства РФ. Выходом из гражданства признается прекращение гражданства на основе добровольного волеизъявления гражданина. При этом установлен общий и упрощенный порядок выхода из гражданства. В соответствии со ст. 3 Закона общий порядок прекращения гражданства РФ - это порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства РФ Президентом РФ в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Общий порядок распространяется на лиц, постоянно проживающих на территории РФ. Упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства РФ - это порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Упрощенный порядок применим к лицам, постоянно проживающим за пределами РФ, а равно к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, один из родителей которых имеет иное гражданство.

При выходе из гражданства  РФ на основании ч. 1 ст. 19 ФЗ «О гражданстве» лица, проживающего на территории РФ, вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства РФ, а также документ налогового органа РФ об отсутствии задолженности по уплате налогов. Заявление подается в органы внутренних дел по месту жительства лица, желающего выйти из гражданства. В нем указываются мотивы выхода из гражданства.

Упрощенный  порядок отличается от общего (ч. 1 ст. 19) сроками принятия решений уполномоченными органами: если при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства в общем порядке эти сроки ограничены годом со дня подачи заявления, то упрощенный порядок предусматривает рассмотрение его в течение шести месяцев.

Упрощенный  порядок выхода из гражданства РФ применяется к лицам, проживающим  на территории иностранного государства, состоящим в гражданстве РФ и желающим из него выйти. Упрощенный порядок предоставляется этим категориям лиц, поскольку они постоянно проживают за пределами РФ, фактически не пользуются правовым статусом гражданина; кроме того, имеют гарантии приобретения иного гражданства.

При выходе из гражданства  РФ на основании ч. 2 ст. 19 ФЗ «О гражданстве» лица, проживающего на территории иностранного государства, вместе с заявлением, согласно п. 24 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325, представляются:

- документ, подтверждающий  разрешение полномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

- документ о  снятии с регистрационного учета  по месту жительства в РФ (в  случае отсутствия этих данных  в паспорте заявителя);

- документ полномочного  органа иностранного государства  о наличии у заявителя иного  гражданства или подтверждение  возможности предоставления заявителю  иного гражданства в случае  его выхода из гражданства  РФ;

- документ налогового  органа РФ об отсутствии задолженности по уплате налогов.

Решения по таким  заявлениям принимаются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ по согласованию с Федеральной миграционной службой и Федеральной службой безопасности Российской Федерации. Выход из гражданства в упрощенном порядке ограничивается условиями, перечисленными в ст. 20 ФЗ «О гражданстве». Это связано с тем, что при отсутствии у лица гарантий приобретения иного гражданства в отношении его должна быть сохранена правовая защита со стороны государства. Если же лицо имеет неисполненные обязательства либо привлекается к уголовной ответственности, то оно подвергается мерам государственного принуждения, но при выходе из гражданства может этого избежать, поэтому ст. 20  ФЗ «О гражданстве» запрещает выход из гражданства в таких случаях. Законодатель, исходя из интересов ребенка, устанавливает (ч. 3 ст. 23) упрощенный порядок выхода из гражданства Российской Федерации также для детей, один из родителей которых имеет гражданство Российской Федерации, а другой является иностранным гражданином либо единственный родитель которых является иностранным гражданином. При этом требуется заявление обоих родителей либо заявление единственного родителя. Надо сказать, что в период действия Закона о гражданстве Российской Федерации 1991 г. выход лиц, проживающих на территории России, из ее гражданства носил единичный характер. Тот же факт, что только за 1992 - 1999 гг. из гражданства России вышло 142374 человека, объясняется главным образом дискриминационной политикой стран СНГ и Балтии в отношении проживающих на их территории российских граждан как на бытовом, так и на государственном уровне, которая вынуждала этих лиц выйти из гражданства Российской Федерации.

Как и ранее  действовавший закон, Закон о  гражданстве 2002 г. устанавливает (ст. 20) основания отказа в выходе из гражданства  Российской Федерации. Однако теперь они несколько расширены. Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если:

1) гражданин Российской Федерации имеет не выполненные перед Российской Федерацией обязательства, установленные федеральным законом;

2) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

3) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Согласно ст. 34 Закона 2002 г. при подаче заявления о выходе из гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина, а за пределами Российской Федерации - консульский сбор, которые в случае отклонения заявления заявителю не возвращаются. Однако, как уже отмечалось в литературе, взимание денег за выход из гражданства представляется абсурдным12.

 

2.3. Прекращение гражданства по инициативе государства

Под прекращением гражданства по инициативе государства понимается утрата гражданства независимо от воли гражданина или вопреки его воле.

Советское законодательство вкладывало в понятие "утрата гражданства" на разных этапах своего развития различный  смысл. Довольно длительное время под  утратой гражданства понимались любые случаи его прекращения. Однако в последующем под утратой гражданства стало пониматься лишь такое его прекращение, которое не зависело от воли гражданина и осуществлялось по инициативе государства в соответствии с основаниями, предусмотренными законодательством.

В советский  период наиболее распространенным основанием прекращения гражданства по инициативе государства было его лишение, которое  являлось обязательным атрибутом советского законодательства о гражданстве, что  предоставляло властям свободу чинить незаконные репрессии13.

Первым актом  советской власти, посвященным этому  вопросу, было постановление ВЦИК 1918 г., предусматривавшее лишение советского гражданства лиц, самовольно покинувших ряды Красной Армии до истечения  шестимесячного срока после их добровольного вступления в нее.

28 октября 1921 г. СНК был издан декрет "О  лишении прав гражданства некоторых  категорий лиц, находящихся за  границей". В эту категорию входили лица:

1) пробывшие за границей беспрерывно свыше пяти лет и не получившие от советских представительств заграничных паспортов или соответствующих удостоверений до 1 марта 1922 г.;

2) выехавшие из России после 7 ноября 1917 г. без разрешения советской власти;

3) добровольно служившие в армиях, сражавшихся против советской власти или участвовавшие в какой бы то ни было форме в контрреволюционных организациях;

4) имевшие право оптации Российского гражданства и не воспользовавшиеся этим правом к моменту истечения ее срока, лица, которые находились за границей, не зарегистрировались в соответствующий срок.

В дальнейшем декрет СНК РСФСР от 28 октября 1921 г. был  заменен аналогичным по содержанию декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 15 декабря 1921 г., в котором срок документационного  оформления советского гражданства  был продлен до 1 июня 1922 г.

Объясняя причины  принятия этого декрета, Д.А. Гайдуков писал, что "во-первых, к моменту  Октябрьского переворота, за границей находилось немало людей, русских подданных, которые выехали туда в разное время, жили там более или менее  продолжительный срок и не собирались возвращаться в советскую Россию; во-вторых, уже после Октябрьской революции за границу бежало много всяких лиц, принадлежавших к враждебно настроенным против советской власти элементам. Это были, главным образом, остатки разгромленных белых армий, помещики, капиталисты и прочая нечисть из тех, кто тем или иным путем сумел удрать из пределов советской страны с тем, чтобы там, за границей, организовать свои силы и пытаться использовать их против советской власти.

Формально считаясь гражданами советской России, они, естественно, были недостойны носить это высокое звание; необходимо было освободиться от таких "граждан", равно как и от тех, кто, проживая за границей длительный срок и не получив соответствующих советских документов или не зарегистрировавшись в установленный срок в заграничных представительствах РСФСР, фактически порвал связь с Россией.

Эта задача и  была разрешена декретом ВЦИК и СНК 15 декабря 1921 г. "О лишении прав гражданства некоторых категорий  лиц, находящихся за границей"14.

Аналогичную оценку декрету дал и В.С. Шевцов: "Вопросы  лишения гражданства Советское  государство вынуждено было решать уже в первые годы своего существования: необходимость в этом вызывалась революционными событиями, происходившими в стране, и последствиями мировой войны. Тысячи бывших подданных Российской империи и лиц, формально сохранивших советское гражданство, оказались за пределами государства. При этом нередко они вовлекались в различные белогвардейские контрреволюционные организации, занимались активной антисоветской деятельностью"15.

Тот факт, что  декрет предоставлял право лицам, выехавшим  после ноября 1917 г. за границу без  разрешения советской власти, а также  добровольно служившим в белых  армиях или участвовавшим в какой  бы то ни было форме в контрреволюционных организациях, возбудить до 1 июня 1922 г. через ближайшее представительство РСФСР за границей ходатайство перед ВЦИК о восстановлении в правах советского гражданства дал основания В.С. Шевцову сделать вывод о том, что "декрет ставит перед собою цель не только лишить гражданства враждебных советскому государству лиц, но и сохранить по возможности тех граждан, которые осознали необходимость участвовать вместе со всем народом в строительстве социалистического общества"16.

Информация о работе Основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства