Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 10:50, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть основания и порядок приобретения и утраты гражданства РФ.
Задачи работы непосредственно вытекают из целей данной работы, следовательно, их можно сформулировать следующим образом:
1) рассмотреть исторический аспект основания и порядка приобретения и утраты гражданства РФ;
2) исследовать особенности порядка приобретения гражданства РФ;
3) исследовать особенности порядка прекращения гражданства РФ.
Введение 3
1. Порядок приобретения российского гражданства 5
1.1. Приобретение гражданства по рождению 5
1.2. Прием в гражданство: общий и упрощенный порядок 7
1.3. Восстановление в гражданстве 13
1.4. Оптация 15
2. Основания прекращения российского гражданства 19
2.1. Оптация 19
2.2.Отказ от гражданства 21
2.3.Прекращение гражданства по инициативе государства 25
3. Процедуры оформления гражданства РФ: общий и упрощенный порядок 32
Заключение 36
Список использованных источников 38
Активная антисоветская деятельность некоторых эмигрантов, сохранивших советское гражданство, служила поводом для неоднократного издания актов о лишении советского гражданства и в дальнейшем.
В 1928 г. ЦИК СССР
по представлению советских
Закон о гражданстве СССР 1938 г. устанавливал (ст. 7), что лишение гражданства СССР могло иметь место:
а) по приговору суда, в случаях, предусмотренных законом;
б) в силу особого в каждом случае указа Президиума Верховного Совета СССР18.
Таким образом, закон сосредоточил полномочия по лишению гражданства в СССР. Он не устанавливал оснований для лишения гражданства. Однако из смысла закона вытекало, что лишение гражданства- это чрезвычайная, исключительная мера.
Закон о гражданстве СССР 1978 г. определил, что лишение гражданства СССР может иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР (ст. 18). Такая формулировка открывала простор для произвола государственных органов и должностных лиц в оценке поведения граждан.
Например, известно, что лица, выезжавшие из СССР на жительство за границей по так называемой израильской визе, автоматически лишались советского гражданства19, хотя, как отмечалось в правовой литературе, эмиграция сама по себе не может квалифицироваться как совершение действий, порочащих высокое звание гражданина СССР и наносящих ущерб престижу или государственной безопасности СССР.
Закон 1990 г. впервые в советской практике правового регулирования вопросов гражданства предусматривал два различных основания для прекращения гражданства СССР: лишение гражданства и утрату гражданства.
Гражданство СССР утрачивалось (ст. 22):
1) вследствие поступления лица на военную службу, службу безопасности, в полицию, органы юстиции или в иные органы государственной власти и управления в иностранном государстве;
2) если лицо, постоянно проживающее за границей, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение пяти лет;
3) если гражданство
СССР приобретено в результате
представления заведомо ложных
сведений или фальшивых
Широкое использование советскими властями лишения гражданства для защиты своеобразно понимаемых ими интересов государства давно уже вызывает справедливую критику как правоведов, так и общественности. При этом институт лишения гражданства часто рассматривается как атрибут тоталитаризма, совершенно неприемлемый в демократическом обществе.
Однако сам институт лишения гражданства здесь ни при чем. Достаточно сказать, что он используется в законодательстве многих зарубежных государств отнюдь не тоталитарного толка. Кроме того, не исключает возможности его использования в интересах государства и международное право. Правда, в п. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. говорится, что человек "не может быть произвольно лишен своего гражданства". В то же время Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. предусматривает (ст. 8) возможность лишения лица гражданства, даже если в этом случае лицо становится апатридом, если лицо "вело себя образом, серьезно ущемляющим жизненные интересы государства". Аналогичную возможность предусматривает Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. В ней сказано (ст. 7), что государство-участник не может предусматривать в своем внутреннем законодательстве утрату его гражданства ex lege или по инициативе государства-участника, за исключением следующих случаев:
1) добровольное приобретение другого гражданства;
2) приобретение гражданства государства-участника путем мошенничества, предоставления ложной информации или сокрытия любого относящегося к делу факта, касающегося заявителя;
3) добровольная служба в иностранных вооруженных силах;
4) поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства-участника;
5) отсутствие подлинной связи между государством-участником и гражданином, постоянно проживающим за границей;
6) если в период несовершеннолетия ребенка устанавливается, что предусмотренные внутренним законодательством условия, которые позволили приобрести гражданство государства-участника ex lege, более не выполняются;
7) усыновление ребенка, если ребенок приобретает или имеет иностранное гражданство одного или обоих усыновляющих его родителей.
Однако, не будучи
изначально институтом тоталитаризма,
институт лишения гражданства был
настолько дискредитирован
С 1993 г. это правило стало конституционной нормой. В ч. 3 ст. 6 Конституции РФ указывается, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства.
Аналогичное положение есть и в Законе о гражданстве 2002 г. (ст. 5).
Однако это вовсе не означает, что утрата гражданства Российской Федерации невозможна без свободного волеизъявления гражданина, как это иногда утверждается в нашей правовой литературе20. Так, согласно Закону о гражданстве 1991 г. гражданство Российской Федерации прекращалось вследствие отмены решения о приеме в гражданство (п. 1 "б" ст. 22). В нем указывалось (ст. 24), что решение о приеме в гражданство Российской Федерации отменяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт предоставления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливался в судебном порядке, причем отмена решения о приеме в гражданство не освобождала такое лицо от установленной законом ответственности. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространялась на супруга и детей лица, представившего ложные сведения и фальшивые документы, приобретших гражданство Российской Федерации вместе с ним, если не была доказана их осведомленность о том, что гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации была возможна в течение пяти лет после приема в гражданство.
Аналогичная статья (ст. 22) содержится и в Законе о гражданстве 2002 г. В соответствии с ней решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае его отмены считается недействительным со дня принятия такого решения (п. 2 ст. 23).
Необходимо заметить, что прекращение российского гражданства может быть следствием не только отказа от гражданства или прекращения гражданства по инициативе государства, но и смерти гражданина.
Закон о гражданстве
РФ предусматривает процедуры
В подавляющем большинстве случаев процедуре получения гражданства РФ предшествуют оформление разрешения на временное проживание и вида на жительство в РФ.
Поэтому закономерно, что сначала в довольно сложном вопросе получения гражданства РФ и будет являться получение разрешения на временное проживание или Р.В.П., порядок получения которого определяется нормами Постановления Правительства РФ от 1 ноября 2002 года №789 "Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание".
Временное проживание выдается с учетом ежегодной квоты, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Без учета квоты разрешение на временное проживание может быть выдано в ряде случаев:
Вторым этапом получения гражданства РФ, будет являться получение вида на жительство в РФ, который также регламентируется нормами Постановления Правительства РФ № 794 от 1 ноября 2002 года "Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство").
Вида на жительство в РФ выдается иностранному гражданину на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на 5 лет, лицу без гражданства - на 5 лет.
Частью 2 ст. 13 Федерального закона "О гражданстве" № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года установлен сокращенный срок проживания с 5 лет до 1 года в случае, если лицо, претендующее на получение Российского гражданства:
Последним этапом в приобретении гражданства РФ будет являться непосредственно само оформление гражданства РФ.
Документы, необходимые для оформления гражданства РФ в общем порядке:
Примерный перечень документов, необходимый для получения гражданства РФ в упрощенном порядке:
На сегодняшний день вопросы, регламентирующие специфику и порядок приобретения гражданства РФ, регулируются Федеральным законом «О гражданстве РФ», а также Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным Указом Президента РФ. Вопросы гражданства РФ регулируются иными Положениями, утвержденными постановлениями Правительства РФ («Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без разрешения на временное проживание» и др.), а также ведомственными Инструкциями, непосредственно предусматривающими весь спектр процедур, применяемых при оформлении лицом без гражданства либо иностранным гражданином гражданства РФ.
Основными правовыми актами, регулирующими процедуру получения гражданства РФ являются: ФЗ О гражданстве РФ, ФЗ О правовом положении иностранных граждан в РФ, а также определенные международные договоры и соглашения, в совокупности, регламентирующие те или иные вопросы получения гражданства РФ.
Наглядным примером является Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства, предусматривающее для граждан указанных государств упрощенный прядок приобрести гражданство РФ всего за три месяца с предоставлением в разрешающие органы минимального пакета документов.
В настоящее время принят ряд законодательных актов, кардинально изменивших порядок принятия российского гражданства иностранцами и нахождения иностранных граждан на территории России.
Это следующие нормативные акты:
Во-первых, право на гражданство является одним из важнейших неотъемлемых прав и занимает особое место среди основных прав человека. Это связано, прежде всего, с тем, что гражданство представляет собой системообразующий элемент правового статуса лица, определяющий принципиальные начала взаимоотношений государства и личности. Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные конституцией и другими законами, отвечает за их нарушение, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе за пределами государства, гражданином которого оно является.
Информация о работе Основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства