Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:20, курсовая работа
Цель исследования - провести анализ семейного законодательства Российской Федерации и изучить законодательство о процедуре усыновления, удочерения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить значение норм семейного законодательства;
- изучить права и обязанности субъектов семейного законодательства;
- Изучить социальную проблему усыновления в рамках Российского семейного права.
- Рассмотреть процесс усыновления детей-сирот иностранными гражданами.
- Найти решение данной проблемы.
- право на защиту своих прав и интересов;
- право на получение содержания;
- право собственности на принадлежащее ему имущество.
При этом дети и родители не имеют права собственности на имущество друг друга. [10, c.528].
Распоряжение имуществом, принадлежащим детям, осуществляется как самими детьми (в зависимости от их возраста), так и их родителями по правилам, установленным гражданским законодательством.
Закон непосредственно не устанавливает каких-либо обязанностей самих
несовершеннолетних детей. Но это не значит, что дети могут все получать от
родителей, а сами не принимать никакого участия в жизни семьи. Такое
поведение не отвечает моральным, нравственным представлениям. Дети должны в меру своих возможностей помогать в домашней работе, присматривать за своими младшими братьями и сестрами, заботиться и помогать всем членам семьи, особенно престарелым, и т.п. Дети должны выполнять все те требования, которые в их же интересах им предъявляют родители (хорошо учиться, соблюдать установленный в семье порядок и т. п.). При этом дети вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего их интересы, а также вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — и в суд.
В случае смерти родителей, лишения их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения защита прав и интересов детей осуществляется органами опеки и попечительства, которыми в соответствии с законом являются органы местного самоуправления (местная администрация).
Они выявляют таких детей, ведут их учет, обеспечивают их устройство.
При выборе форм устройства детей преимущество отдается семейным формам их воспитания: передаче на усыновление, под опеку или попечительство, в приемную семью. [4, c. 28].
Усыновление (с правовой точки зрения) — это установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (впоследствии — его потомством) правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. [5, c.67].
Целью усыновления является воспитание детей, поэтому усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних, т. е. не достигших 18 лет.
Усыновление
производится судом по
Не могут быть усыновителями лица, лишенные или ограниченные судом в родительских правах, лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, бывшие опекуны, попечители и усыновители, если они по своей вине ненадлежащим образом осуществляли воспитание ребенка, а также лица, страдающие заболеваниями, которые не позволяют им осуществлять воспитание ребенка или являются опасными для самого ребенка.
Если родители ребенка живы и не лишены родительских прав, то для усыновления необходимо их согласие. Согласия родителей не требуется, если они признаны судом недееспособными или безвестно отсутствующими, а также если они не проживают с ребенком более 6 месяцев и без уважительных причин уклоняются от его воспитания и содержания. Для усыновления ребенка, достигшего 10 лет, требуется его согласие [3, c.43].
Нередко усыновляют маленьких детей, которые не знали или не помнят своих родителей. Эти дети думают, что усыновители — их родные отец и мать. Ребенок тяжело переживает, если вдруг узнает, что он на самом деле не родной, а приемный. Закон устанавливает обязанность всех органов и граждан сохранять тайну усыновления.
Для сохранения тайны усыновления в законе предусмотрен ряд правил (например, изменение даты и места рождения ребенка). Кроме того, закон установил уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления против воли усыновителей [3, c.48].
Усыновление может быть отменено, если усыновитель плохо выполняет свои обязанности или по каким-либо другим причинам ребенок плохо себя чувствует в его семье. Отмена усыновления производится по решению суда.
Встречаются случаи, когда родители ребенка по тем или иным причинам временно не могут его воспитывать. Например, родители уезжают в длительную командировку или находятся в лечебном учреждении и т. п.
Конечно, в этих случаях можно поместить ребенка в детское учреждение, но лучше устроить его в семью родственников, друзей или знакомых. В такой семье ребенок нередко остается и в тех случаях, когда он лишился родителей, но его не усыновляют. В этих случаях над ребенком может быть установлена опека или попечительство.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет (малолетними), а
попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.
Опека (попечительство) устанавливается решением органа местного самоуправления [3, c.49].
Ее цель состоит в обеспечении воспитания ребенка в семье, защите его личных и имущественных прав и интересов. Для непосредственного осуществления функций по опеке назначается лицо, именуемое опекуном.
Непосредственное осуществление попечительства возлагается на попечителя. При выборе опекуна (попечителя) принимаются во внимание его личные качества, умение и возможность воспитывать ребенка, создать ему необходимые условия жизни.
Опекуны и попечители, как и родители, вправе и обязаны воспитывать
детей, находящихся под опекой (попечительством), заботиться об их
здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Они
обязаны проживать вместе со своими подопечными (так как только в этом случае ребенок получает воспитание в семье), защищать их права и интересы, охранять их имущество [3, c.50].
Обязанности по опеке и попечительству исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) государство ежемесячно выплачивает необходимые денежные средства.
В случаях ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) лежащих на нем обязанностей он может быть отстранен от их исполнения. Если ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию подопечных детей соединено с жестоким обращением с ними, опекун (попечитель) привлекается к уголовной ответственности.
Опека прекращается по достижении подопечным 14 лет, а назначенный ему опекун признается попечителем ребенка без особого назначения. Попечительство прекращается с достижением ребенком совершеннолетия, т. е. 18 лет. Опека и попечительство прекращаются также в случае избрания другой формы воспитания детей (усыновление, возвращение ребенка родителям и т. п.). При наличии уважительных причин опекун может быть освобожден от выполнения опекунских обязанностей по его просьбе [3, c.52].
Приемная семья, наряду с опекой и попечительством, также является формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Граждане
(супруги или отдельные
В основе отношений в приемной семье лежит договор о передаче ребенка на воспитание в семью, заключаемый между органами опеки и попечительства и приемными родителями.
Труд приемных родителей по воспитанию детей оплачивается. Размер оплаты, а также объем льгот, предоставляемых приемной семье (в зависимости от числа детей, принятых на воспитание), определяются законами субъектов РФ.
Приемные родители в отношении детей, переданных им на воспитание, наделяются правами и обязанностями опекунов (попечителей).
Таким образом,
каких бы отношений ни касались отдельные
нормы семейного
Данная глава рассматривает положения семейного кодекса, в котором строго определены права и обязанности супругов в отношении друг друга, права и обязанности, как родителей по отношению своих детей, так и детей в отношении своих родителей. Также в данной главе говорится об усыновлении, о правах и обязанностях усыновителей, опекунов и попечителей.
2 ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Проблема беспризорности и безнадзорности детей заслуживает серьезного обсуждения, в котором должны принять непосредственное участие все заинтересованные стороны: законодатели, представители органов исполнительной власти, социальные работники, деятели науки и культуры, профсоюзного и общественного движения.
Основная причина
возникновения и роста
Действительно, сегодня одной из причин роста детской безнадзорности является катастрофическая бедность большого числа россиян, которые просто иногда не в силах обеспечить своего ребенка нормальной едой, одеждой, образовательными и медицинскими услугами. Однако, как замечают представители как правоохранительных органов, так и социальных служб, и материальное благополучие семьи не всегда гарантирует ребенку безоблачное будущее [6, c.153].
В настоящее время государственными органами предпринимаются определенные меры для решения рассмотренных в работе проблем, например:
- сегодня в стране приняты и, что немаловажно, действуют более ста нормативных правовых актов по вопросам семьи и детства;
- создаются специальные программы по профилактике детской безнадзорности. Так, например, с целью изменения ситуации была разработана и принята Федеральная целевая программа “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, направленная на формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации. Реализация этой программы позволила довести число специализированных учреждений для несовершеннолетних в Российской Федерации до 700. К концу 2002 года количество таких учреждений станет около 850 единиц. В них будут оказываться социальные услуги 185 тыс. детей;
Существующая в России система организации решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации, отсутствие специального органа, ответственного за разработку и реализацию их комплексного решения, давно вызывает тревогу.
Необходимо констатировать низкую эффективность многообразных усилий различных ведомств, государственных учреждений по решению этой проблемы.
Автор работы предлагает следующие пути решения этой проблемы:
- необходимо признать семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетным направлением политики в интересах семьи и детей. На самом деле это происходит не так, потому что отсутствует достаточная адресная социальная помощь семьям, в том числе малообеспеченным, которые взяли детей на воспитание. Для этого необходимо менять механизм распределения бюджетных средств, предназначенных на содержание детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также создавать системы экономических гарантий органам местного самоуправления и семьям, которые приняли к себе детей.
- необходимо внести изменения и дополнения в Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, в части усовершенствования порядка устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения детей указанной категории, жилой площадью. И это необходимо сделать в кратчайшие сроки, потому что действительно, это самая сложная проблема для выпускников детских домов, интернатных учреждений.
Особую обеспокоенность
вызывают те негативные тенденции, которые
имеют место в области
Сегодня отсутствие такого контроля (как на уровне законодательной, так и исполнительной власти) привело к тому, что гуманный по своей сути процесс усыновления превращается в рынок торговли детьми. Дети-сироты, которые нуждаются в особой заботе государства, становятся выгодным товаром, предметом различных бартерных сделок, принося чиновникам различных уровней реальные и немалые деньги.
Развитию этих негативных тенденций в немалой степени способствует продолжающаяся, но незаконная в настоящее время, деятельность по подбору детей для усыновления непосредственно в различных детских интернатных учреждениях представителей более 50 иностранных агентств, которые фактически поделили всю Россию на сферы своего влияния.
В соответствии со статьей 21 Конвенции ООН о правах ребенка, обязательство по выполнению которой взяла на себя Российская Федерация, государства, которые признают и разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями на основании закона с учетом всей относящейся к делу достоверной информации. Государства-участники в случае усыновления ребенка в другой стране обеспечивают применение таких же гарантий и норм, которые применяются в отношении усыновления внутри страны и принимают все необходимые меры, чтобы в случае усыновления в другой стране не приводило к получению неоправданных финансовых выгод, связанных с этим лицом [9, c.69].