Основы семейного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - провести анализ семейного законодательства Российской Федерации и изучить законодательство о процедуре усыновления, удочерения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить значение норм семейного законодательства;
- изучить права и обязанности субъектов семейного законодательства;
- Изучить социальную проблему усыновления в рамках Российского семейного права.
- Рассмотреть процесс усыновления детей-сирот иностранными гражданами.
- Найти решение данной проблемы.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

- право на  защиту своих прав и интересов;

- право на  получение содержания;

- право собственности на принадлежащее ему имущество.

При этом дети и  родители не имеют права собственности  на имущество друг друга. [10, c.528].

     Распоряжение  имуществом, принадлежащим детям,  осуществляется как самими детьми (в зависимости от их возраста), так и их родителями по правилам, установленным гражданским законодательством.

Закон непосредственно  не устанавливает каких-либо обязанностей самих

несовершеннолетних  детей. Но это не значит, что дети могут все получать от

родителей, а  сами не принимать никакого участия в жизни семьи. Такое

поведение не отвечает моральным, нравственным представлениям. Дети должны в меру своих возможностей помогать в домашней работе, присматривать за своими младшими братьями и сестрами, заботиться и помогать всем членам семьи, особенно престарелым, и т.п. Дети должны выполнять все те требования, которые в их же интересах им предъявляют родители (хорошо учиться, соблюдать установленный в семье порядок и т. п.). При этом дети вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего их интересы, а также вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — и в суд.

В случае смерти родителей, лишения их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения защита прав и интересов детей осуществляется органами опеки и попечительства, которыми в соответствии с законом являются органы местного самоуправления (местная администрация).

Они выявляют таких детей, ведут их учет, обеспечивают их устройство.

При выборе форм устройства детей преимущество отдается семейным формам их воспитания: передаче на усыновление, под опеку или попечительство, в приемную семью. [4, c. 28].

     Усыновление (с правовой точки зрения) — это установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (впоследствии — его потомством) правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. [5, c.67].

Целью усыновления  является воспитание детей, поэтому  усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних, т. е. не достигших 18 лет.

     Усыновление  производится судом по заявлению  лица, желающего усыновить ребенка. Усыновить ребенка могут как супруги, так и лицо, не состоящее в браке.

Не могут  быть усыновителями лица, лишенные или ограниченные судом в родительских правах, лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, бывшие опекуны, попечители и усыновители, если они по своей вине ненадлежащим образом осуществляли воспитание ребенка, а также лица, страдающие заболеваниями, которые не позволяют им осуществлять воспитание ребенка или являются опасными для самого ребенка.

Если родители ребенка живы и не лишены родительских прав, то для усыновления  необходимо их согласие. Согласия родителей не требуется, если они признаны судом недееспособными или безвестно отсутствующими, а также если они не проживают с ребенком более 6 месяцев и без уважительных причин уклоняются от его воспитания и содержания. Для усыновления ребенка, достигшего 10 лет, требуется его согласие [3, c.43].

Нередко усыновляют маленьких  детей, которые не знали или не помнят своих родителей. Эти дети думают, что усыновители — их родные отец и мать. Ребенок тяжело переживает, если вдруг узнает, что он на самом деле не родной, а приемный. Закон устанавливает обязанность всех органов и граждан сохранять тайну усыновления.

Для сохранения тайны усыновления  в законе предусмотрен ряд правил (например, изменение даты и места рождения ребенка). Кроме того, закон установил уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления против воли усыновителей [3, c.48].

Усыновление может быть отменено, если усыновитель плохо выполняет  свои обязанности или по каким-либо другим причинам ребенок плохо себя чувствует в его семье. Отмена усыновления производится по решению суда.

Встречаются случаи, когда  родители ребенка по тем или иным причинам временно не могут его воспитывать. Например, родители уезжают в длительную командировку или находятся в лечебном учреждении и т. п.

Конечно, в этих случаях  можно поместить ребенка в детское учреждение, но лучше устроить его в семью родственников, друзей или знакомых. В такой семье ребенок нередко остается и в тех случаях, когда он лишился родителей, но его не усыновляют. В этих случаях над ребенком может быть установлена опека или попечительство.

     Опека  устанавливается над детьми, не  достигшими 14 лет (малолетними), а

попечительство — над  несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Опека (попечительство) устанавливается  решением органа местного самоуправления [3, c.49].

Ее цель состоит  в обеспечении воспитания ребенка  в семье, защите его личных и имущественных прав и интересов. Для непосредственного осуществления функций по опеке назначается лицо, именуемое опекуном.

Непосредственное осуществление попечительства возлагается на попечителя. При выборе опекуна (попечителя) принимаются во внимание его личные качества, умение и возможность воспитывать ребенка, создать ему необходимые условия жизни.

     Опекуны  и попечители, как и родители, вправе и обязаны воспитывать

детей, находящихся под  опекой (попечительством), заботиться об их

здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Они

обязаны проживать вместе со своими подопечными (так как только в этом случае ребенок получает воспитание в семье), защищать их права и интересы, охранять их имущество [3, c.50].

Обязанности по опеке и попечительству исполняются  опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) государство ежемесячно выплачивает необходимые денежные средства.

В случаях ненадлежащего  исполнения опекуном (попечителем) лежащих  на нем обязанностей он может быть отстранен от их исполнения. Если ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию подопечных детей соединено с жестоким обращением с ними, опекун (попечитель) привлекается к уголовной ответственности.

Опека прекращается по достижении подопечным 14 лет, а назначенный  ему опекун признается попечителем ребенка без особого назначения. Попечительство прекращается с достижением ребенком совершеннолетия, т. е. 18 лет. Опека и попечительство прекращаются также в случае избрания другой формы воспитания детей (усыновление, возвращение ребенка родителям и т. п.). При наличии уважительных причин опекун может быть освобожден от выполнения опекунских обязанностей по его просьбе [3, c.52].

Приемная семья, наряду с опекой и попечительством, также является формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

     Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка или детей, именуются приемными родителями: ребенок, передаваемый на воспитание, — приемным ребенком, а такая семья — приемной семьей.

В основе отношений  в приемной семье лежит договор  о передаче ребенка на воспитание в семью, заключаемый между органами опеки и попечительства и приемными родителями.

Труд приемных родителей по воспитанию детей оплачивается. Размер оплаты, а также объем льгот, предоставляемых приемной семье (в зависимости от числа детей, принятых на воспитание), определяются законами субъектов РФ.

     Приемные  родители в отношении детей, переданных им на воспитание, наделяются правами и обязанностями опекунов (попечителей).

Таким образом, каких бы отношений ни касались отдельные  нормы семейного законодательства, они всегда направлены на сохранение и укрепление семьи, на создание в ней таких отношений, которые соответствовали бы моральным представлениям нашего общества и могли бы обеспечить личное счастье каждого, и в первую очередь детей.

  Данная глава рассматривает положения семейного кодекса, в котором строго определены права и обязанности супругов в отношении друг друга, права и обязанности, как родителей по отношению своих детей, так и детей в отношении своих родителей. Также в данной главе говорится об усыновлении, о правах и обязанностях усыновителей, опекунов и попечителей.

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРОБЛЕМЫ  СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И  ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Проблема беспризорности и безнадзорности детей заслуживает  серьезного обсуждения, в котором  должны принять непосредственное участие  все заинтересованные стороны: законодатели, представители органов исполнительной власти, социальные работники, деятели науки и культуры, профсоюзного и общественного движения.

Основная причина  возникновения и роста беспризорности и безнадзорности заключается в  тяжелой социально-экономической  ситуации в стране: распад семей, алкоголизм и наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства. Однако можно предположить, что даже после преодоления экономического кризиса проблемы, связанные с беспризорностью, все-таки останутся [7, c.91].

Действительно, сегодня одной из причин   роста  детской безнадзорности является катастрофическая бедность большого числа россиян, которые  просто иногда не в силах обеспечить своего ребенка нормальной едой, одеждой, образовательными и медицинскими услугами. Однако, как замечают представители как правоохранительных органов, так и социальных служб, и материальное благополучие семьи не всегда гарантирует ребенку безоблачное будущее [6, c.153].

В настоящее  время государственными органами предпринимаются определенные меры для решения рассмотренных в работе проблем, например:

- сегодня в стране приняты и, что немаловажно, действуют более ста нормативных правовых актов по вопросам семьи и детства;

- создаются специальные программы по профилактике детской безнадзорности. Так, например, с целью изменения ситуации была разработана и принята Федеральная целевая программа “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, направленная на формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации. Реализация этой программы позволила довести число специализированных учреждений для несовершеннолетних в Российской Федерации до 700. К концу 2002 года количество таких учреждений станет около 850 единиц. В них будут оказываться социальные услуги 185 тыс. детей;

Существующая  в России система организации  решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации, отсутствие специального органа, ответственного за разработку и реализацию их комплексного решения, давно вызывает тревогу.

Необходимо  констатировать низкую эффективность  многообразных усилий различных  ведомств, государственных учреждений по решению этой проблемы.

Автор работы предлагает следующие пути решения этой проблемы:

- необходимо признать семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетным направлением политики в интересах семьи и детей. На самом деле это происходит не так, потому что отсутствует достаточная адресная социальная помощь семьям, в том числе малообеспеченным, которые взяли детей на воспитание. Для этого необходимо менять механизм распределения бюджетных средств, предназначенных на содержание детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также создавать системы экономических гарантий органам местного самоуправления и семьям, которые приняли к себе детей.

- необходимо внести изменения и дополнения в Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, в части усовершенствования порядка устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения детей указанной категории, жилой площадью. И это необходимо сделать в кратчайшие сроки, потому что действительно, это самая сложная проблема для выпускников детских домов, интернатных учреждений.

Особую обеспокоенность  вызывают те негативные тенденции, которые  имеют место в области усыновления  российских детей иностранными гражданами, и отсутствие надлежащего государственного контроля за процессом усыновления в России [15, c.143].

Сегодня отсутствие такого контроля (как на уровне законодательной, так и исполнительной власти) привело  к тому, что гуманный по своей сути процесс усыновления превращается в рынок торговли детьми. Дети-сироты, которые нуждаются в особой заботе государства, становятся выгодным товаром, предметом различных бартерных сделок, принося чиновникам различных уровней реальные и немалые деньги.

Развитию этих негативных тенденций в немалой степени способствует продолжающаяся, но незаконная в настоящее время, деятельность по подбору детей для усыновления непосредственно в различных детских интернатных учреждениях представителей более 50 иностранных агентств, которые фактически поделили всю Россию на сферы своего влияния.

В соответствии со статьей 21 Конвенции ООН о правах ребенка, обязательство по выполнению которой взяла на себя Российская Федерация, государства, которые признают и разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями на основании закона с учетом всей относящейся к делу достоверной информации. Государства-участники в случае усыновления ребенка в другой стране обеспечивают применение таких же гарантий и норм, которые применяются в отношении усыновления внутри страны и принимают все необходимые меры, чтобы в случае усыновления в другой стране не приводило к получению неоправданных финансовых выгод, связанных с этим лицом [9, c.69].

Информация о работе Основы семейного права