Основы семейного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - провести анализ семейного законодательства Российской Федерации и изучить законодательство о процедуре усыновления, удочерения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить значение норм семейного законодательства;
- изучить права и обязанности субъектов семейного законодательства;
- Изучить социальную проблему усыновления в рамках Российского семейного права.
- Рассмотреть процесс усыновления детей-сирот иностранными гражданами.
- Найти решение данной проблемы.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Указанные положения  Конвенции нашли свое отражение  в нормах Семейного кодекса РФ. Так, в статье 124 СК РФ сказано, что  усыновление или удочерение допускается  в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ. Дети могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам по истечении трех месяцев со дня постановки указанных детей на централизованный учет в федеральный банк данных.

Порядок оформления документов на усыновляемого ребенка  и кандидатов в усыновители предусмотрен Положением о порядке передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление  гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.09.95 г. N 917 в части не противоречащей нормам Семейного кодекса РФ [10, c.152].

Выявлены многочисленные нарушения указанного законодательства, связанные с незаконной коммерциализацией деятельности по усыновлению детей иностранными гражданами, незаконной деятельности частных (физических) лиц - представителей зарубежных агентств, занимающихся посредническими функциями в вопросах усыновления. Установлены многочисленные факты превышения этими представителями своих полномочий и незаконного присвоения ими функций органов опеки и попечительства. В нарушение требований статьи 139 СК РФ не созданы условия для сохранения тайны усыновления, не осуществляется должным образом контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей, отсутствует компьютерный банк данных (централизованный учет) детей, усыновленных иностранными гражданами [15, c.528].

В настоящий  момент документы на усыновляемого  ребенка готовятся специалистами  по охране прав детства отделов опеки территориальных управлений образования. Пакет документов на кандидатов в усыновители из числа иностранных граждан вместе с заключением компетентного органа страны кандидатов, подтверждающим возможность для последних быть усыновителями, представляется специализированными агентствами по усыновлению, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Все документы, касающиеся кандидатов в усыновители должны быть легализированы в установленном порядке. Документы подлежат переводу на русский язык. Перевод нотариально удостоверяется в консульском учреждении РФ в стране проживания кандидатов в усыновители, либо в органах нотариата на территории РФ [15, c.230].

Почти повсеместно, на всех этапах процесса усыновления  нарушается закон. Информация о детях, оставшихся без попечения родителей, несвоевременно поступает с мест в региональные и федеральный банки данных о таких детях. Российские граждане, в отличие от представителей иностранных агентств, практически не имеют доступа к банку таких данных. В результате создается реальная возможность для сокрытия здоровых детей от российских усыновителей, которые впоследствии усыновляются иностранцами. К сожалению, получается так, что передать ребенка на усыновление за границу оказывается на местах гораздо более выгодным делом, чем найти ребенку семью в России [16, c.72].

Однако получается так, что российские дети, усыновленные иностранными гражданами, России становятся не нужны. В стране даже не ведется  единого учета таких детей. Так, в 1996 году по данным Минобразования иностранными гражданами было усыновлено 3,2 тыс. российских детей, по данным паспортно-визовой службы МВД - 5,2 тыс., а по данным зарубежных источников - и того больше. Не обеспокоены судьбой наших детей и консульские службы России, призванные обеспечивать своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Консульский учет российских детей, усыновленных иностранными гражданами и проживающих за пределами России, не ведется, информацией о детях российские консульские службы не располагают [13, c.103].

Отсутствуют и  межгосударственные договоренности, которые  определяли бы цивилизованные, основанные на нормах международного права, формы  сотрудничества на всех стадиях процесса усыновления российских детей иностранными гражданами, включая осуществление последующего контроля за условиями жизни усыновленного ребенка в стране гражданства усыновителей. В настоящее время этот контроль по своей сути приобретает коррупционные формы - инспекторские поездки за счет принимающей стороны российских чиновников за рубеж: в США, Новую Зеландию, Италию и другие страны, граждане которых усыновляют наших детей.

Жертвой такой  государственной политики как внутри страны, так и за ее пределами  становятся российские дети, не говоря уже о национальной безопасности самой России. Дело дошло до того, что двухлетний российский ребенок был зверски убит так называемым "родителем-усыновителем" - гражданкой США.

Терпеть дальше такое отношение российского  государства к своим детям - преступно.

 Для решения этой проблемы автором предлагается:

заключение Российской Федерацией двусторонних договоров о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления, что соответствует положениям статьи 21 Конвенции о правах ребенка [13, c.28].

Также нужно  внести предложения в Правительство Российской Федерации:

- о создании  государственной структуры, которая  обладала бы правом принятия  организационных и административных  решений, контроля за исполнением  действующего законодательства, координации  действий заинтересованных субъектов  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при осуществлении указанной деятельности, в том числе и в сфере усыновления российских детей иностранными гражданами;

- о предоставлении  органам исполнительной власти  права осуществлять через аккредитованные агентства и иным путем контроля над условиями проживания, воспитания и обучения детей (до достижения ими совершеннолетия), переданных на усыновление российским и иностранным гражданам.

Также необходимо внести в Уголовный кодекс Российской Федерации следующие изменения в части:

- ужесточения  ответственности за участие в  незаконном усыновлении детей,  а также ответственности должностных  лиц, имеющих отношение к работе  с детьми, подлежащими усыновлению,  за нарушение прав и законных  интересов несовершеннолетних;

- установления  уголовной ответственности за  осуществление незаконной посреднической  деятельности при усыновлении  детей. 

Эти меры позволят наиболее полно защитить права детей-сирот, усыновленных иностранными гражданами, как на территории России, так и за ее пределами.

Государственной Думой было принято Постановление "О неотложных мерах по повышению  государственного контроля за усыновлением", которым состояние дел и государственного контроля в области международного усыновления российских детей признано неудовлетворительным, и в котором предложено всем ветвям государственной власти принять конкретные меры по коренному изменению сложившейся в России практики по усыновлению детей-сирот, одной из наиболее социально уязвимой категории граждан России.

Данное постановление как первый шаг на пути безотлагательного устранения условий, способствующих коррупции и безнаказанности, коммерциализации процесса усыновления российских детей.

Следующий этап - это подготовка и внесение в  самое ближайшее время на рассмотрение Государственной Думы пакета законодательных актов, гарантирующих нашим детям государственную защиту при усыновлении.

Дело  защиты детей должно действительно  стать делом государственной  важности как это провозглашено  в Конституции России.

Таким образом,  основная причина возникновения и роста беспризорности и безнадзорности заключается в тяжелой социально-экономической ситуации в стране: распад семей, алкоголизм и наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства.

А отсутствие должного  контроля законодательства за усыновлением детей-сирот иностранными гражданами привело к тому, что процесс усыновления превращается в рынок торговли детьми. Дети-сироты, которые нуждаются в особой заботе государства, становятся выгодным товаром, предметом различных бартерных сделок, принося чиновникам различных уровней реальные и немалые деньги. В стране даже не ведется единого учета детей, усыновленных иностранными гражданами. Не все усыновленные дети обретают счастье в семье, множество российских детей подвергаются насилия, дошло даже до того, что двухлетний ребенок был зверски убит так называемым "родителем-усыновителем" - гражданкой США. Первые шаги государства, по урегулированию этого вопроса уже сделаны, следующий шаг обеспечение государственной защиты при усыновлении (удочерении).

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семейное законодательство в Российской Федерации – это  система правовых норм, устанавливающих условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирующих личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями, детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах Семейного законодательства, между другими родственниками и иными лицами, а также определяющих формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Нормы семейного  законодательства призваны также обеспечить беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав и защиту этих прав при их нарушении.

Права и обязанности  всех субъектов семейного права  строго определены Семейным кодексом Российской Федерации. В нем четко  прописаны права и обязанности  супругов в отношении друг друга, а также права и обязанности  родителей по отношения к своим  детям, и другие обязательства субъектов семейного права.

Проанализировав всю систему семейного законодательства можно сделать вывод о том, что многие нормы законодательства не соблюдаются, более того постоянно нарушаются. Так, например, в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации посредническая деятельность по усыновлению детей не допускается. Однако на территории Российской Федерации такая незаконная деятельность осуществляется. Факты нарушения семейного законодательства Российской Федерации выявлены и в деятельности по усыновлению детей, осуществляемой на территории Российской Федерации представительствами иностранных организаций, получивших соответствующую аккредитацию

Установлены факты "слияния" представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению детей, с благотворительными фондами, расположенными на территории Российской Федерации и якобы оказывающими помощь домам ребенка, детским домам и школам-интернатам для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но фактически осуществляющими незаконную деятельность по изучению сведений о детях, подбору детей и усыновителей для них.

Особую тревогу  вызывает отсутствие государственного контроля, основанного на нормах международного права, за соблюдением прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами и проживающих за пределами Российской Федерации. В результате права детей, являющихся гражданами Российской Федерации, продолжают нарушаться. Вопиющими являются факты убийств усыновленных в Российской Федерации детей усыновителями.

  Для защиты прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами и проживающих за пределами Российской Федерации, мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, явно недостаточно. Эта проблема носит межгосударственный характер.  

Контроль со стороны консульских учреждений Российской Федерации за усыновленными  детьми осуществляется в соответствии с международным правом с соблюдением  норм и правил страны пребывания ребенка  и только в пределах консульского округа, но в целом малоэффективен.

Государственные органы Российской Федерации практически  не имеют возможности влиять на разрешение неблагоприятных ситуаций с усыновленными  детьми. В соответствии с законодательством  большинства государств усыновленные дети приобретают гражданство страны усыновителей. Вопрос осложняется и тем, что иностранное семейное право в части усыновления существенно различается.

Многие проблемы, связанные с усыновлением иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации, можно решить путем заключения Российской Федерацией двусторонних договоров о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления, что соответствует положениям статьи 21 Конвенции о правах ребенка.

Также нужно  внести предложения в Правительство Российской Федерации:

- о создании  государственной структуры, которая  обладала бы правом принятия  организационных и административных  решений, контроля за исполнением  действующего законодательства, координации  действий заинтересованных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при осуществлении указанной деятельности, в том числе и в сфере усыновления российских детей иностранными гражданами;

- о предоставлении органам исполнительной власти права осуществлять через аккредитованные агентства и иным путем контроля над условиями проживания, воспитания и обучения детей (до достижения ими совершеннолетия), переданных на усыновление российским и иностранным гражданам.

Также необходимо внести в Уголовный кодекс Российской Федерации следующие изменения в части:

- ужесточения  ответственности за участие в  незаконном усыновлении детей,  а также ответственности должностных  лиц, имеющих отношение к работе  с детьми, подлежащими усыновлению,  за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;

- установления  уголовной ответственности за осуществление незаконной посреднической деятельности при усыновлении детей.

Информация о работе Основы семейного права