Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 08:05, курсовая работа
Целью работы является определение сущности и порядка применения административно-правовых норм. В ходе достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- дано понятие норм административного права,
- охарактеризована классификация норм административного права,
- определен порядок реализации административно-правовых норм.
Введение…………………………………………………………………………........3
Глава 1. Нормы права: понятие и структура……………………………………….5
1.1.Понятие правовой нормы, ее признаки……………………………….… 5
1.2.Структура правовой нормы ……………………………………………..10
Глава 2.Особенности административно-правовых норм………………………...17
2.1.Сущность административно-правовых норм…………………….……. 17
2.2. Виды административно-правовых норм 24
2.3. Реализация норм административного права29
Заключение33
Список используемой литературы……………………………………………...35
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Нормы права: понятие и структура……………………………………….5
1.1.Понятие правовой нормы, ее признаки……………………………….… 5
1.2.Структура правовой нормы ……………………………………………..10
Глава 2.Особенности административно-правовых норм………………………...17
2.1.Сущность административно-правовых норм…………………….……. 17
2.2. Виды административно-правовых норм 24
2.3. Реализация норм административного права29
Заключение33
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Основу механизма правового регулирования составляют нормы права. Нормативность права является одним из определяющих признаков, свойств права. Право представляет собой, прежде всего систему его норм, то есть общих правил, образцов, моделей правомерного поведения. Эти правила распространяются на все случаи и на всех лиц, попавших в нормативно регламентированную ситуацию
Нормативность права носит всеобщий характер, то есть общие правила обращены к населению всей страны, всему обществу.
Характер всеобщности отличает право от других норм социального регулирования (морали, религии и т.п.).
Нормативность права носит общеобязательный характер, что также выделяет право из других норм социального поведения.
Право с помощью правовых норм реализует потребность общества в утверждении нормативных начал во всех сферах общественной жизни.
Административное право в общественной жизни выступает в нескольких ролях: как отрасль права, как отрасль правовой науки и как одна из учебных дисциплин. Под административным правом обычно понимается совокупность юридических норм, определяющих поведение субъектов (граждан, органов исполнительной власти, общественных объединений) в области государственного управления и полицейской деятельности. Но если административное право как совокупность юридических норм предписывает соответствующее поведение, то наука административного права исследует нормы административного права, классифицирует и систематизирует их, объединяет в правовые институты и представляет в определенной системе.
Нормы административного (публичного) права появились в глубокой древности. Регулируя управленческие отношения еще в первобытном обществе, они явились тем эмбрионом, из которого путем исторически длительной и последовательной дифференциации развились и возникли такие отрасли, как гражданское (частное), уголовное и государственное право, способствовавшие затем в XVIIXIX вв. выделению из своей среды организованной совокупности правовых норм - административного права. В России нормы административного права встречаются уже в "Русской Правде" и царских судебниках. В 1649 г. при Алексее Михайловиче издается первый полицейский устав "Наказ о градском благочинии", содержавший в основном административно-правовые нормы, которые охраняли общественный порядок в Москве.
Объектом курсовой работы является административное право.
Предмет – нормы административного права.
Целью работы является определение сущности и порядка применения административно-правовых норм. В ходе достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- дано понятие норм административного права,
- охарактеризована
- определен порядок реализации административно-правовых норм.
При освещении теоретических вопросов данной курсовой работы были использованы труды таких авторов как Абдулаева М.Н., Хропанюк В.Н., Глазуновой Н.И., Комарова С.А., а также материал периодической печати ( « Политика и право», «государство и право»).
Глава 1. Нормы права: понятие и структура
1.1.Понятие правовой нормы, ее признаки
В юридической науке существуют различные
понимания права (нормативное, социологическое,
этическое и др.), каждое из которых имеет
свои обоснования. Для правоприменения
и других форм реализации права
первостепенное значение имеет понятие
о праве как о системе норм.
Правовой нормой называется рассчитанное
на регулирование вида
общественных отношений общее правило
поведения, установленное или
санкционированное государством и охраняемое
от нарушений с помощью мер государственного принуждения1. Нормы права обладают общими признаками
социальных норм:
– представляют собой правила поведения людей в обществе;
– выступают правилами поведения общего характера.
Общий характер правовой нормы, состоит
в том, что она регулирует
определенный вид общественных отношений,
обращена к
персонально-неопределенным лицам, рассчитана
на заранее не известное
число типичных случаев и действует непрерывно.
Она должна исполняться
всякий раз, когда возникнут предусмотренные
ею условия. В силу этого
правовая норма выступает общим масштабом,
единой мерой поведения людей.
Норма – это правило должного, обращенное в будущее. От других социальных норм правовые нормы отличаются неразрывной связью с государством, которое устанавливает или санкционирует (официально признает) правовые нормы и охраняет их от нарушений.
Правовая норма носит общий характер. Она определяет типичные черты жизненных ситуаций, в которых подлежит реализации, видовые признаки общественных отношений и их участников, чье поведение регулируется нормой; само правило выражено в общей форме как модель поведения; в общей форме определены и меры принуждения, применяемые к нарушителям нормы.
Норма права рассчитана на регулирование
не отдельного, единичного
отношения, а вида отношений; этим она отличается от актов
применения
права, договоров, индивидуальных распоряжений.
Так, необходимо отличать
норму, предусматривающую ответственность
за хищение личного имущества
граждан, от приговора районного суда
о привлечении того или иного
гражданина к уголовной ответственности
по данной статье. Хотя
индивидуально-конкретное предписание
(в приведенном примере “приговор”) имеет
обязательное значение, оно вносится во
исполнение правовых норм, касается конкретного
общественного отношения, обращено к
персонально-определенному лицу и имеет
разовое значение.
Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.
1. Норма права есть мера свободы
волеизъявления и поведения
2. Это форма определения и
закрепления прав и
3. Норма права представляет
4. Это формально-определенное
5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.
6. Она обладает качеством
Следует иметь в виду, что возникновение нормы права и вся ее дальнейшая «жизнь» зависят от ряда факторов, раскрытие которых позволит точнее определить место нормы в правовой системе, понять значение нормативного регулирования для индивида и общества2.
Прежде всего, надо видеть природную обусловленность правовой нормы. В широком смысле нормативность есть свойство материи вообще и социальной материи в частности. Полиструктурность и цикличность материального мира в какой-то степени предопределяют мерность, нормативность социальных связей и отношений, явлений и процессов, в том числе правовых. В этом плане норма права отражает некую частицу материального и духовного мира в человеческом бытии (биологический аспект), как бы устанавливает меру освоения природы, меру соотнесенности бытия с чувствами, эмоциональным настроем человека (психологический аспект).
Далее, нужно помнить, что правовая норма, будучи обусловлена природными факторами, есть сугубо социальный феномен (социальный аспект). Нормативная характеристика тех реальных явлений и процессов, с которыми человек имеет дело,— наиболее существенная черта его социального мира. В общесоциальном плане правовая норма выступает в виде: а) справедливого масштаба поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом, социальной силой и господствующими в обществе представлениями о должном и правильном; б) типизированного отпечатка повторяющихся фактических общественных отношений; в) формы выражения интересов большинства. В индивидуально-социальном плане норма права является средством защиты интересов, прав и свобод личности и одновременно в необходимых случаях средством ограничения свободы поведения (мера свободы).
Наконец, необходимо учитывать то, что правовая норма есть результат интеллектуальной
сознательной деятельности человека,
разум и воля которого имеют здесь решающее
значение (интеллектуально-
И еще об одном. С возникновением государства изменяется вся картина нормативной социальной регуляции в обществе. Постепенно все большее количество групп, видов общественных отношений начинают регламентироваться правовыми нормами, изданными государством. По сути, в современных развитых правовых системах все правовые нормы так или иначе опосредованы государством.
В социально-юридическом (государственном) аспекте правовая норма выступает в виде: а) формально-определенного обязательного правила поведения, закрепленного и опубликованного в официальных документах (иормативно-правовых актах) и обеспеченного государством; б) социально-классового регулятора общественных отношений в тех политических системах, где законодательно закреплена власть социального класса или слоя.
Таким образом, правовая норма имеет естественно-исторические истоки, социально обусловлена и является продуктом человеческой деятельности. Она отражает соответствие между мерой свободы индивида и свободой общества, выступает в качестве модели и регулятора общественных отношений3. Правовыми можно считать нормы, которые: исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, не противоречащих общегуманистическим идеалам и признанных государством;
исходят непосредственно от общества (страны), территориального образования и выражают волю всего населения или его большинства, т. е. нормы, принятые путем всенародного голосования (референдума), предусмотренного конституцией;
изданы легитимными органами государства, избранными или назначенными в соответствии с конституцией, и не противоречат международно-правовым актам, закрепляющим естественные права человека;
закреплены в договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права.
1.2.Структура правовой нормы
Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру.
Во-первых, названная структура — идеальная логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, отражающая стремление людей создать универсальные, долговременные «инструменты» познания и освоения правовой действительности. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.
Информация о работе Особенности административно-правовых норм