Особенности административно-правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 08:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение сущности и порядка применения административно-правовых норм. В ходе достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- дано понятие норм административного права,
- охарактеризована классификация норм административного права,
- определен порядок реализации административно-правовых норм.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………........3
Глава 1. Нормы права: понятие и структура……………………………………….5
1.1.Понятие правовой нормы, ее признаки……………………………….… 5
1.2.Структура правовой нормы ……………………………………………..10
Глава 2.Особенности административно-правовых норм………………………...17
2.1.Сущность административно-правовых норм…………………….……. 17
2.2. Виды административно-правовых норм 24
2.3. Реализация норм административного права29
Заключение33
Список используемой литературы……………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

административно-правовые нормы курсовая.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Диспозиция - центральная часть административно-правовой нормы - определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.

В санкции административно-правовой нормы указываются неблагоприятные последствия, наступающие для нарушителей установленного данной нормой правила.

Административно-правовая норма не тождественна содержанию статьи или параграфа того или иного акта. Специфика этой нормы заключается в том, что санкция (как в ряде случаев и гипотеза) не всегда выражена непосредственно в содержании того акта, в который включена данная норма, - зачастую она предусмотрена другим актом11.

Например, Порядок отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ, утвержденный Правительством 4 октября 1999 г.1, изложен в п. 1-5 этого нормативного правового акта, а в п. 6 указано, что за искажение отчетности названные лица несут ответственность, установленную законодательством РФ. Следовательно, п. 6 не содержит конкретных санкций, а отсылает к другим нормативным актам. Так, дисциплинарная ответственность государственных служащих, которыми в данном случае могут быть представители Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ, за должностной проступок предусмотрена ст. 14 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»2, а негосударственных служащих (руководителей предприятий) - нормами Кодекса законов о труде (КЗоТ) РФ.

 

 

2.3. Реализация норм административного права

 

 

Реализация норм административного права, как и других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований и может заключаться в их исполнении, а также применении, т.е. принятии на их основе государственно-властных решений применительно к конкретным случаям или субъектам управленческого процесса. Исполнение - это совершение всеми участниками административно-правовых отношений тех действий, которые предписаны в нормах. В отличие от исполнения применение административно-правовых норм осуществляется органами исполнительной власти (должностными лицами) и практически выражается в издании ими индивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм. Например, издание Президентом указа о назначении конкретного лица на должность федерального министра является применением п. «д» ст. 83 Конституции.

Таким образом, административное право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти, присущими ему способами и средствами обеспечивает исполнение требований действующего российского законодательства, а также защиту прав и законных интересов участников регулируемых общественных отношений12.

Акты органов законодательной и исполнительной власти, содержащие административно-правовые нормы, которые регулируют общественные отношения в сфере исполнительной власти, именуются источниками административного права.

После распада СССР и образования Содружества Независимых Государств (СНГ) следует различать акты: 1) Российской Федерации (России, ранее - РСФСР); 2) СНГ, принятые с участием России и действующие на ее территории; 3) акты СССР, применяемые постольку, поскольку соответствующих актов России еще не имеется, при условии, что они не противоречат российскому законодательству. Кроме того, имеются международные акты, выполнять которые обязалась Российская Федерация.

Из ст. 5 Конституции следует, что, будучи субъектами Российской Федерации, республики (государства) имеют свои конституции и законодательство, а края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа - свои уставы и законодательство. Согласно п. «к» ст. 72 Конституции, административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Источниками административного права России являются: Конституция; законы (федеральные конституционные и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; соответствующие кодексы (прежде всего КоАП, Таможенный кодекс РФ и другие отраслевые кодексы); нормативные акты Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти; нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие административно-правовые отношения13.

Важнейшими официальными изданиями, где публикуются административно-правовые акты, являются Собрание законодательства Российской Федерации (до 1 мая 1994 г. - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации), Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, а также Российская газета.

Федеральным законом от 22 октября 1999 г. Парламентская газета объявлена официальным периодическим изданием Федерального Собрания, где публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания.

В стране проводится большая работа по совершенствованию законодательства и его систематизации (прежде всего кодификации). Многие нормативные акты признаются утратившими силу, вместо них принимаются новые, адекватные реальным современным потребностям общества и государства.

В целях реализации положений ст. 15 Конституции, упорядочения законодательства, обеспечения его стабильности и укрепления конституционной законности 6 февраля 1995 г. Президентом был издан Указ «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации». Он ставит задачу создания официального, систематизированного, полного собрания действующих на территории России нормативных актов. Утверждено Положение о Временной комиссии по подготовке и изданию Свода и ее персональный состав.

Необходимость в составлении и издании Свода законов возникла в связи с тем, что современное законодательство крайне запутано и противоречиво, ориентироваться в нем крайне сложно не только гражданам, но и квалифицированным юристам.

Прежде всего, предстоит провести ревизию всего законодательства, начиная с 1917г. Итогом, как определено приведенным Указом, станет хронологическое собрание действующих нормативных актов на машиночитаемых носителях. Следующий этап - разграничение собранного материала по принципу: акты жизнеспособные, акты устаревшие либо противоречащие действующему законодательству. Каждый акт (вне зависимости от того, останется ли он в числе действующих или будет отменен) пройдет не только юридическую экспертизу, заключение по нему представят ведущие специалисты соответствующих отраслей знаний и народного хозяйства. Одновременно будут определены принципы основ формирования Свода на бумажных носителях, т. с. в традиционном и привычном виде книжных томов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, в заключении, можно сделать вывод, что нормы административного права представляют собой правила поведения, устанавливаемые государством в целях регулирования общественных отношений в сфере исполнительно-распорядительной управленческой деятельности. С помощью административно-правовых норм определяются границы управомоченного, должного или запрещенного поведения.

Административно-правовые нормы регулируют общественные отношения управленческого характера путем определения взаимных прав, обязанностей, ответственности сторон этих отношений, причем по своему содержанию они носят повелительный, императивный характер. Они могут содержать также правила поведения, касающиеся всех других возможных участников регулируемых ими управленческих отношений.

Нормы административного права могут быть подразделены на виды по различным основаниям (критериям).

1) В зависимости от  функций права нормы могут  быть регулятивными и охранительными.

2) По содержанию различаются нормы материального и процессуального права. Первые определяют объем и содержание прав и обязанностей участников административно-правовых отношений, т.е. их административно-правовой статус (правовое положение). Вторые - определяют порядок (процедуру) реализации прав и обязанностей, установленных материальными нормами для участников регулируемых общественных отношений.

3) По характеру предписываемого  правила поведения различают  нормы запрещающие, обязывающие, управомочивающие.

4) По юридической силе выделяются нормы законов и нормы подзаконных актов.

5) По степени общности  содержания выделяют нормы общие  и специальные.

6) По времени действия  выделяют нормы постоянные и  срочные (временные). Реализация норм  административного права -- это их практическое претворение (осуществление, воплощение) в реальном поведении субъектов в соответствии с целями правового регулирования управленческих общественных отношений. Субъектами, реализующими эти нормы, являются государственные и негосударственные организации, государственные и муниципальные служащие, коммерческие и некоммерческие организации, общественные объединения, граждане Российской Федерации и иные субъекты.

В юридической науке различают несколько способов реализации административно-правовых норм: соблюдение, исполнение, использование и применение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1. Авсаев А.Р. Соблюдение административных норм прав современном обществе// Право и политика. – 2007. №6. – С.22.

2.Абдуллаев М.Н. Теория  государства и права: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2003 – 397 с.

3. Административное право: Учебник/Под. ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2006. – 354 с.

4.Бахрах Д.Н. Административное право: Краткий учебный курс. - М : НОРМА, 2005. – 476 с.

5.Волосов, В.Н. Краткий юридический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 304 с.

6.Бахрах Д.Н. Административное право: Краткий учебный курс. - М : НОРМА, 2005. – 476 с.

7.Глазунова Н.И. Государство, власть, управление и право: учебное пособие. -  М.: Юристъ, 2007. – 76 с.

8.Карамыс О.Л. Виды правовых норм// Право и политика. – 2006. №3. – С.14-16

9.Матус О.П. Основные признаки  норм права // Государство и право. – 2007. №6. – С.28-29

10. Марченко Н.М. Теория  государства и права: Учебник.- М.:Проект, 2007. – 787 с.

11.Назаров А.Т. Основы знаний о государстве и праве. – М.: Юрайт, 2000. – 432 с.

12. Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. -М., Юристъ, 2005.- 388 с

13.Правоведение: Учебник / З.Г. Крылова, Э.П. Гаврилов, В.Н. Гуреев и др. – М., 2003.- 654 с.

14.Хропанюк В.Н. Теория  государства и права: Учебное  пособие для высших учебных  заведений/ под ред. В.Г. Стрекозова . – М.: АСТ,2006. – 677 с.

15.Шулепов Н. А. Основы  государства и права. М.: Юристъ, 2003.- 365 с.

 

 

 

 

1 Абдуллаев М.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2003 – С.112

2 Марченко Н.М. Теория государства и права: Учебник.- М.:Проект, 2007. – С.312

3 Абдуллаев М.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2003 – С.112

4 Марченко Н.М. Теория государства и права: Учебник.- М.:Проект, 2007. – С.312

5 Теория государства и права : Учебник для вузов / под ред. Прф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – М.: Издательство «Норма», 2003.- С.288

6 Абдуллаев М.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2003 – С.112

7 Административное право: Учебник/Под. ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2006. – С.121

8 Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. -М., Юристъ, 2005.- С.106

9 Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. -М., Юристъ, 2005.- С.116

10 Административное право: Учебник/Под. ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2006. – С.121

11 Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. -М., Юристъ, 2005.- С.116

12 Административное право: Учебник/Под. ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2006. – С.121

13 Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. -М., Юристъ, 2005.- С.66


Информация о работе Особенности административно-правовых норм