Особенности административно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:29, контрольная работа

Краткое описание

Реализация права происходит путем установления в обществе разнообразных, предусмотренных в нормах права правоотношений между членами общества, между ними и государством. Именно в правоотношениях проверяется эффективность правовых норм, соответствие их потребностям общества. Правоотношения являются той формой, в которой реализуются субъективные юридические права и обязанности. Они выполняют роль основного рычага, обеспечивающего действие права в отношении конкретных лиц.

Вложенные файлы: 1 файл

админ.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Каковы  особенности административно-правовых отношений? 

Реализация  права происходит путем установления в обществе разнообразных, предусмотренных  в нормах права правоотношений между  членами общества, между ними и  государством. Именно в правоотношениях  проверяется эффективность правовых норм, соответствие их потребностям общества. Правоотношения являются той формой, в которой реализуются субъективные юридические права и обязанности. Они выполняют роль основного рычага, обеспечивающего действие права в отношении конкретных лиц.

Правоотношение  – результат действия норм права. В правоотношениях через и  обязанности раскрывается социальное назначение норм права.

Специфика правоотношений состоит в том, что  они представляют собой:

• связь  между лицами, возникающую на основе норм права;

• возникающую  на основе норм права связь между  лицами через их взаимные субъективные юридические права и обязанности;

• возникающую  на основе норм права связь между  лицами, которая поддерживается принудительной силой государства;

• возникающую на основе норм права связь между лицами, которая в той или иной степени имеет индивидуализированный, конкретно-определенный характер.

Административно-правовым отношением можно назвать такое  реальное общественное отношение, которое  урегулировано нормой административного права. Административно-правовые нормы, в том случае если они порождают правоотношения, реализуются в конкретном общественном отношении. Это отношение является реальностью правовой нормы, т. е. видимой формой ее существования и действия. Поэтому правоотношения не считаются составной частью нормы.

Административно-правовые отношения являются организационными отношениями, по крайней мере, в своей  преобладающей части. Такое их свойство обусловлено содержанием исполнительной власти как организующей силы государства.

Сущность  организационных отношений по сравнению  с другими правовыми отношениями  заключается в их предназначении и цели. Организационные отношения  не существуют сами по себе, а выполняют  строго служебную роль, которая заключается  в обеспечении условий, согласовании деятельности людей, координации, охране порядка и безопасности и т. п. Административно-правовые отношения обладают рядом особенностей:

- обязанности  и права сторон этих отношений  всегда связаны с исполнительной  и распорядительной деятельностью государства;

- в этих  отношениях одной из сторон  всегда выступает орган государственного  управления, должностное лицо от  имени государства либо наделенное  государственно-властными полномочиями  общественное объединение (общественная организация);

- данные  отношения возникают по инициативе  одной из сторон, при этом согласия  другой стороны не требуется;

- в случае  нарушения административно-правовой  нормы нарушитель несет ответственность  перед государством;

- разрешение  споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном или упрощенном судебном порядке.

Состав  участников административно-правовых отношений обусловлен предметом  отрасли, точнее, всеобщностью и универсальностью предмета регулирования: все стороны  хозяйственной, социальной и правоохранительной сфер в той или иной мере подлежат регулированию нормами административного права. В этот круг входят как физические лица, так и организации.

Физическими лицами называются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. К ним также относятся граждане, выступающие как участники отношений в связи с осуществлением профессиональной или иной социальной деятельности: рабочие, служащие, учащиеся, пенсионеры и т. д.

Под организациями  как субъектами административно-правовых отношений понимаются: государственные органы, их структурные подразделения, общественные объединения, предприятия и учреждения, кооперативы и иные социальные законные объединения граждан.

Под объектом правоотношения принято считать  поведение субъекта, его волю и волеизъявление.

Объект  правоотношений включает также и  предмет правоотношений, показатель более детальный и особенный  для правоотношений в отраслях права. Таким предметом в административно-правовых отношениях можно считать действия, предметы духовной жизни и культуры, правовой статус личности, ее здоровье и безопасность. В процессе принятия мер административного принуждения к нарушителям порядка объектом правоотношения является ограничение прав или личной свободы.

Защита  административно-правовых отношений первого рода заключается в том, чтобы обеспечить их развитие в точном соответствии с законодательством.

Действующим законодательством установлено  на сегодняшний день два способа  защиты административно-правовых отношений: административный и судебный.

Емкая характеристика административно-правовых отношений не исключает возможности  их видовой классификации по следующим  критериям:

1. содержание;

2. соотношение  прав и обязанностей сторон;

3. характер  порождающих их юридических фактов;

3. способ защиты. 
 
 

2. Используя  все критерии классификации органов  исполнительной власти, дайте полную правовую характеристику: Правительству ХМАО, Министерству внутренних дел.  

Правительство ХМАО является органом исполнительной власти субъекта РФ. В Указе Президента РФ от 22.10.1993г. № 1723 «Об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ» наряду с термином «администрация» широко использовался термин «правительство», который более определен и четок, отражает характер и структуру данного органа.

Главой  правительства является губернатор, являющийся высшим должностным лицо ХМАО. Губернатор, если он не занял эту  должность в результате выборов, назначается на должность и освобождается  от должности Президентом РФ по представлению  Председателя Правительства РФ.

Губернатор  обладает следующими полномочиями:

• представляет интересы субъекта РФ в Правительстве  РФ, федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими  субъектами РФ;

• в  соответствии с законодательством  РФ может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств и подписывать необходимые документы;

• разрабатывает  и представляет на утверждение законодательного (представительного) органа субъекта РФ бюджет и обеспечивает его исполнение;

• формирует  органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством  ХМАО;

• назначает  на должность и освобождает от должности глав администрации городов  и районов, а также решает вопросы  применения к ним мер дисциплинарной ответственности.

В уставе и законодательстве ХМАО отражена специфика  правового статуса органов исполнительной власти ХМАО, особенности построения и компетенции указанных органов.

В общем  виде компетенция Правительства  ХМАО состоит в следующем.

В области  экономики, бюджета и финансов:

• разрабатывают  и выполняют программы социально-экономического развития;

• разрабатывают  проекты бюджета территории;

• организуют взимание налогов и сборов, предусмотренных законодательством;

• объединяют на договорных началах средства на строительство и содержание имеющих окружное значение производственных объектов и социальной инфраструктуры, а также на проведение экологических мероприятий и другие цели;

• организуют работу по формированию внебюджетных фондов и их использованию в соответствии с целевым назначением и др.

В сфере  управления собственностью:

• решают вопросы по созданию, приобретению, использованию и отчуждению объектов собственности в соответствии с  законодательством;

• содействуют  организации межтерриториального  товарообмена, заключению предприятиями и организациями прямых договоров по осуществлению оптовой и розничной торговли и выполнению обязательств по этим договорам и др.

В сфере  сельского хозяйства и экологии:

• разрабатывают  и выполняют программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почвы, охране земельных ресурсов;

• организуют ведение земельного кадастра и мониторинга  земель;

• и  т.д. 

Министерство  внутренних дел является федеральным  органом исполнительной власти, в  функции которого входят осуществление выработки и реализации государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел.

В целом  правовой статус МВД РФ покоится на трех базовых основаниях.

СВД является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.

Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ.

МВД России возглавляет систему подчинившихся ему органов внутренних дел и осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, каковыми являются:

• министерство внутренних дел;

• главное  управление;

• управление внутренних дел субъектов РФ;

• управление внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

• управления внутренних дел в закрытых административно-территориальных  образованиях, на особо важных и  режимных объектах;

• окружные управления материально-технического и военного снабжения;

• органы управления внутренними войсками;

• соединения и воинские части внутренних войск;

• представительства  МВД России за рубежом;

• иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством РФ в порядке.

В систему  МВД России входят также внутренние войска, которые состоят:

• из органов  управления внутренними войсками;

• оперативно-территориальных  объединений;

• соединений и воинских частей;

• военных  образовательных и иных учреждений.

Кроме того, в состав системы МВД России входит Федеральная миграционная служба.

Основными задачами МВД России:

• разработка общей стратегии государственной  политики в установленной сфере  деятельности;

• совершенствование  нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

• обеспечение  в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

• организация  в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

• обеспечение  охраны общественного порядка;

• обеспечение  безопасности дорожного движения;

• организация  и осуществление государственного контроля над оборотом оружия;

• разработка и осуществление мер государственной  политики;

• самостоятельное  принятие нормативных правовых актов  по вопросам, относящимся к установленной  сфере деятельности, либо представление  проектов соответствующих актов;

Информация о работе Особенности административно-правовых отношений