Особенности назначения и исполнения административного ареста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Административный арест в системе административных наказаний Российской Федерации занимает существенное, исключительное место. В настоящее время необходимость научной разработки решения проблемы назначения административного ареста обусловлена кардинальными изменениями в российской правовой системе. Это связано, прежде всего, с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г1., который сделал существенный шаг в регулировании административно-процессуальных отношений по сравнению с ранее действовавшим КоАП РСФСР, но, вместе с тем, поставил новые задачи по устранению нерешенных процессуальных проблем.

Содержание

Введение...………………………………………………………………………...3
Глава 1. Административный арест в системе административных наказаний
1.1 Понятие, цели и виды административных наказаний……………………..6
1.2 Понятие и сущность административного ареста…………………………..9
Глава 2.Особенности назначения и исполнения административного ареста
2.1 Основания для назначения административного ареста…………..……….14
2.2 Особенности производства по делам об административных правонарушениях, предусматривающих санкцию в виде административного ареста……………………………………………………………………………..17
2.3 Особенности обжалования и опротестования постановления о назначении административного ареста……………………………………………………...20
2.4 Особенности исполнения федерального закона «Об отбывании административного ареста»…………………………………………………….21
Заключение..…………………………………………………………………….26
Список используемых источников и литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Административный арест ак барс.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Данная мера ответственности устанавливается только за грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления. Признак «исключительности» является оценочным для правоприменителя. За соответствующие деяния может быть наложен штраф, но если по обстоятельствам дела или с учетом личности нарушителя применение этих мер будет признано недостаточным, избирается административный арест. Судья обязан дать оценку всем обстоятельствам дела, и исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных, связанных, а также напрямую не связанных с административным правонарушением обстоятельств, решить вопрос о необходимости назначения виновному ареста в качестве кары за содеянное. Это означает, что судья, прежде чем избрать такое наказание, должен установить, что применение иных мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно8.

Административный арест может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания (ч.1 ст.3.3 КоАП РФ).

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Он устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток (ч.1 ст.3.9 КоАП РФ). Режим содержания под стражей правонарушителей, подвергнутых аресту в административном порядке, определен федеральным законом от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» и утвержденными МВД России Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

Срок административного ареста исчисляется сутками, начиная с того часа, когда виновный был взят под стражу. Срок административного задержания включается в срок административного ареста, но в данном случае речь идет только о процессуальном задержании, урегулированном ст. 27.3 - 27.6 КоАП РФ Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (ч.3 ст.27.5 КоАП РФ).

 В административно-правовой  литературе об административной  ответственности высказывается позиция о введении правовой нормы, предусматривающей возможность постановки вопроса о сокращении срока отбывания административного ареста в случае добросовестного поведения правонарушителя9.

Одним из ярких проявлений гуманизма закона является запрещение применения административного ареста к четырем категориям лиц:

- к беременным женщинам;

- женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет;

- лицам, не достигшим возраста 18 лет (по общему правилу административная ответственность наступает с 16 лет);

- инвалидам I и II групп (ч.2 ст.3.9 КоАП РФ).

При назначении данного наказания в обязательном порядке должны быть выяснены обстоятельства, препятствующие применению ареста. Беременность, инвалидность должны быть подтверждены документально, возраст лица, привлекаемого к ответственности, устанавливается в любых случаях, для выявления наличия у женщины детей в возрасте до 14 лет могут быть использованы любые доказательства.

По мнению А. С. Дугенца, в целях гуманизации рассматриваемой нормы, необходимо перечень предусмотренных в ней субъектов ответственности сделать открытым. Интересы привлекаемых к ответственности лиц должны быть защищены не только возможностью альтернативного применения административного ареста, но и расширением круга субъектов рассматриваемых административно-деликтных отношений10.

Статьей 2.5 КоАП РФ запрещено применение административного ареста к военнослужащим и иным лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Административный арест относится к наказаниям, устанавливаемым исключительно КоАП РФ и не может быть установлен другими нормативными актами (ч.3 ст.3.2 КоАП РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности назначения и исполнения административного ареста.

2.1 Основания для назначения административного ареста.

 

Любое административное наказание применяется лишь за совершенное административное правонарушение. Поэтому совершение лицом деяния, содержащего признаки правонарушения, и элементы, образующие его юридический состав, выступают основанием для наказания.

В юридический состав входят:

1) субъект правонарушения (праводееспособное  физическое лицо или социальная  организация, совершившие данное деяние);

2) объект правонарушения (это то , на что посягает правонарушение);

3) субъективная сторона правонарушения (совокупность признаков, характеризующих  субъективное отношение лица  к своему деянию и его последствиям; здесь главной категорией выступает вина, под которой понимают психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию);

4) объективная сторона правонарушения  – совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение, к которым относят:

-деяние;

-противоправность;

-вредный результат;

-причинную связь между деянием и вредным результатом11.

Административный арест – строгое административное наказание, назначаемое лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений:

1) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8 КоАП РФ);

2) потребление наркотических средств  или психотропных веществ без  назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ);

3) получение дохода от занятий  проституцией. Если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12 КоАП РФ);

4) мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ);

5) оставление водителем в нарушение  Правил дорожного движения места  дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ);

6) неисполнение законного распоряжения  судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде  правила (ч. 1 ст. 17.3 КоАП РФ);

7) неповиновение законному распоряжению  или требованию военнослужащего  в связи с исполнением им  обязанностей по охране Государственной границы РФ (ст. 18.7 КоАП РФ);

8) неповиновение законному распоряжению  или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника  органов уголовно-исполнительной  системы в связи с исполнением  ими обязанностей по охране  общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно препятствование исполнению ими служебных обязанностей (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ);

9) неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) (ч. 2 ст. 19.3 КоАП РФ);

10) неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей (ч. 3 ст. 19.3 КоАП РФ);

11) невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом (ч.2 ст. 19.24 КоАП РФ);

12) мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП  РФ);

13) организация либо проведение  несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды (ч. 3 ст. 20.2 КоАП РФ);

14) пропаганда и публичное демонстрирование  нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ);

15) нарушение требований режима  чрезвычайного положения (ст. 20.5 КоАП  РФ);

16) блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18 КоАП РФ);

17) появление в общественных  местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ);

18) неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста (ч.4 ст. 20.25 КоАП РФ).

Анализ административных правонарушений, за совершение которых предусмотрен такой вид административного наказания как административный арест, показывает, что альтернативно с арестом в санкциях статей Особенной части предусматривается наложение административного штрафа. Это дает возможность субъекту административно-юрисдикционной деятельности избирательно подходить к решению вопроса о выборе соответствующего вида административного наказания12.

 

 

2.2 Особенности производства  по делам об административных  правонарушениях, предусматривающих санкцию в виде административного ареста.

 

Административный арест назначается только судьей (ч.1 ст.3.9 КоАП РФ).

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения) (ч.2 ст.28.8 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания (ч.2 ст.29.6 КоАП РФ).

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным (ч.3 ст.25.1 КоАП РФ). Это является дополнительной гарантией от неполного рассмотрения дела, необъективности и принятия ошибочного решения о применении столь строгого наказания. В случае, если лицо, в отношении которого ведется дело, отсутствует, судья должен вынести определение об отложении рассмотрения дела. При этом необходимо выяснить причину неисполнения органом внутренних дел (полицией), который, в соответствии с ч. 2 ст. 27.15 Кодекса, осуществляет привод, определения суда о приводе лица.

В случае вынесения определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, истребуемые сведения должны быть направлены в суд незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, вынесшего определение (ст.26.10 КоАП РФ).

В постановлении о назначении административного ареста судье следует указать момент, с которого подлежит исчислению срок ареста. При определении начального момента течения этого срока необходимо иметь в виду часть 4 статьи 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления13.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Это означает, что лицо, подвергнутое административному аресту, доставляется работниками милиции из зала суда в спецприемник или изолятор временного содержания. Как показывает изучение правоприменительной практики, имеют место факты, когда по причине территориальной удаленности этих специальных учреждений от зданий суда арестованные до отправления в конечный пункт временно водворяются в комнату для задержанных при дежурных частях органов внутренних дел. В подобных случаях срок нахождения арестованного не должен превышать трех часов14.

 Анализ норм, регулирующих исполнение  постановлений об административном аресте, позволяет сделать вывод об определенном несоответствии их Основному закону нашего государства - Конституции Российской Федерации. Постановление об административном аресте, вынесение которого отнесено к исключительной компетенции судьи (ч. 1 ст. 3.9 КоАП России), приводится в исполнение немедленно после его вынесения (ч. 1 ст. 32.8 КоАП России). Тем самым правонарушитель фактически лишается конституционного права защиты своих прав и свобод (ст. 46 Конституции Российской Федерации).

По общему правилу в целях защиты прав и законных интересов лица, привлеченного к ответственности, в срок назначенного административного ареста надлежит засчитывать срок фактического административного задержания. Однако, как показали проведенные ВНИИ МВД России исследования, в правоприменительной практике нередки случаи, когда в постановлениях суда не указывается время (часы) начала срока отбывания административного ареста, и поэтому в таких случаях работниками милиции срок содержания, как правило, исчисляется с момента доставления лица в специальное учреждение. При этом не учитывается срок примененного к правонарушителям административного задержания, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 32.8 КоАП России.

Информация о работе Особенности назначения и исполнения административного ареста