Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 20:46, курсовая работа
Цель курсовой работы - понятия и видов источников административного права.
Для осуществления поставленной цели необходима реализация следующих задач:
- раскрыть сущность административного права;
- исследовать понятия и особенности источников административного права;
- рассмотреть виды и особенности системы источников административного.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................
ГЛАВА I. ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
1.1. Сущность административного права..............................................................
1.2. Понятие и особенности источников административного права..................
1.3. Виды источников административного права...............................................
ГЛАВА II. СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
2.1. Особенности системы источников административного права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Еще одна выделяемая многими
особенность источников
Именно в связи с этой
1.3. Виды источников административного права.
К источникам
Вследствие этого является
Различают как чисто
В зависимости от того, кем
приняты те или иные
I. Акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов.
II. Акты Президента Российской Федерации.
III. Акты государственной администрации.
IV. Акты муниципальных органов.
V. Публичные договоры.
VI. Акты правосудия.
VII. Административные обыкновения.
I. Акты, принятые на основе
1. Федеральные законы и иные нормативные акты Федерального Собрания Российской Федерации:
2. Законодательные акты субъектов Федерации:
• конституции, уставы субъектов Федерации;
• законы субъектов Федерации.
II. Вторая группа - акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения). Поскольку Конституция Российской Федерации не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента - важнейший источник административного права.
III. Третья группа - акты государственной администрации - самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам группа.
1. Административные акты федеральных органов и организаций:
2. Административные акты субъектов Федерации:
IV. Любые нормы права,
V. Правовая роль публичных договоров, содержащих нормы административного права в России достаточно велика. Существуют четыре вида публичных договоров:
1. Международные договоры.
В ч. 4 ст. 15 Конституции России
сказано: "Если международным
договором Российской
2. Федеративные договоры – договоры между Российской Федерацией и ее субъектами.
3. Административные договоры. Нормы административного права имеются в договорах федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации, только между федеральными органами, только между органами субъектов Федерации, между государственными органами и муниципальными и т. д.
4. Нормативными общефедеральными являются соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации.
VI. Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права.
Известно, что нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.
В США, Великобритании, Франции
и во многих других зарубежных
странах суды стали главными
творцами современного
В России акты правосудия не
считаются правовыми
1. Акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России.
2. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционный Суд РФ рассматривает вопросы о соответствии Конституции России и федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции Российской Федерации. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
VII. Административные обыкновения в наше время в России, во-первых, существуют как правила деятельности в отдельных государственных организациях, это локальные нормы. Во-вторых, они нормативно нигде не закреплены, являются сложившимися в конкретных организациях обычаями (неформальными нормами) деятельности (например, распределения дел между служащими, существующими процедурами визирования документов и т. д.). В-третьих, они субъективны, в том смысле, что используются, если их признает руководитель организации или пока их не закрепят в актах субъектов власти.
ГЛАВА II. СИСТЕМЫ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
2.1. Особенности системы источников административного права
Все действующие источники
Нередко систему источников
В этом первая особенность СИАП, резко отличающая ее от системы источников уголовного права.
Во-вторых, ст. 72 Конституции России устанавливает, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Уточняет это положение ч. 2 ст. 76 Конституции: «По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации».6
В-третьих, особенность СИАП - многообразие источников. В нее входят законы и подзаконные акты федеральных, региональных, муниципальных органов. Изменяют административное право своими актами и законодательная, и исполнительная, и судебная власти, а кроме того, и Президент, и Банк России, и Генеральный прокурор. Акты органов всех ветвей государственной власти являются источниками административного права.
В-четвертых, СИАП огромна по числу входящих в нее источников. Это прежде всего объясняется универсализмом и иными особенностями административной власти. Поэтому требуется большое число федеральных и региональных, материальных и процессуальных, регулятивных и охранительных, общих и внутриаппаратных норм, регулирующих деятельность государственной администрации во многих сферах общественной жизни. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с общеправовым классификатором отраслей законодательства СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 6797., в котором нет раздела «административное законодательство», а соответствующие источники помещены в разделы законодательства об административных правонарушениях, о государственной службе, об обороне, о безопасности, о транспорте и связи, об охране общественного порядка и в десятки других разделов классификатора. Кстати, в классификаторе тоже некорректно используется термин «законодательство», хотя речь идет о системе источников соответствующих норм, в которую входят даже ведомственные инструкции.
Пятая особенность СИАП - ее мобильность, изменчивость. В систему административно-правовых норм часто вносятся изменения новыми источниками, а старые источники отменяются, изменяются. Нестабильность СИАП объясняется многими объективными факторами. На предметную, универсальную, организующую деятельность государственной администрации непосредственно влияют экономика, политика, тем более в условиях российских реформ, а также огромные размеры самого административного права и системы его источников и др. Нестабильность СИАП связана и с субъективными факторами: ошибками, политическими пристрастиями тех, кто готовит, принимает акты, содержащие нормы административного права. К тому же в СИАП много подзаконных актов, которые нетрудно отменить, изменить новому министру, губернатору и Правительству России.
Информация о работе Особенности системы источников административного права