Полномочия президента России в законодательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:54, реферат

Краткое описание

Цель нашей работы – раскрытие роли Президента России в законодательном процессе.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи работы:
- рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ; изучить основные полномочия Президента Российской Федерации;
- выявить компетенцию и полномочия Президента РФ в законодательном процессе; проанализировать юридическую природу правовых актов Президента;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ: полномочия, место в системе органов власти
Основные полномочия Президента РФ
Место Президента РФ в системе органов государственной власти
ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
2.1 Компетенция и полномочия Президента РФ в законодательном процессе
2.2 Юридическая природа правовых актов Президента РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Полномочия президента России в законодательном процессе.docx

— 30.98 Кб (Скачать файл)

Полномочия президента России в законодательном процессе

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ: полномочия, место в системе органов  власти

    1. Основные полномочия Президента РФ
    2. Место Президента РФ в системе органов государственной власти

ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ И  ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

2.1 Компетенция и полномочия  Президента РФ в законодательном  процессе

2.2 Юридическая природа  правовых актов Президента РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Наша работа посвящена  изучению роли президента России в  законодательном процессе страны.

Президент РФ в соответствии с конституцией страны, обладает широким  кругом полномочий, необходимых для  реализации его функций как главы  государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной  деятельности, и Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и  сбалансированную работу всех государственных  структур.

В настоящее время роль Президента РФ в системе органов  государственной власти чрезвычайно  высока, заметна также его роль в законодательном процессе, которая  представляет собой исключительное для российского права явление. Этим определяется актуальность нашей  работы.

Цель нашей работы –  раскрытие роли Президента России в  законодательном процессе.

В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи работы:

- рассмотреть роль Президента  Российской Федерации в системе  органов государственной власти  РФ; изучить основные полномочия  Президента Российской Федерации;

- выявить компетенцию  и полномочия Президента РФ  в законодательном процессе; проанализировать  юридическую природу правовых  актов Президента;

Настоящие задачи формируют  структуру работы, которая состоит  из введения, двух глав (по два параграфа  в каждой), заключения, списка использованной литературы.

При подготовке настоящей  работы мы пользовались специальной  литературой таких авторов как  В. Адамов, М. Баглай, Г. Виев, Е. Козлова, В. Круглова, В. Любарской, А. Мишарина, В. Таркова и других. Анализ этих трудов позволяет нам сделать вывод о том, что роль президента России в законодательном процессе достаточно хорошо освящена в отечественном праве.

Кроме того мы пользовались текстами некоторых, важных для контекста  нашей работы, нормативных документов Российской Федерации.

ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ: полномочия, место в системе органов  власти

    1. Основные полномочия Президента РФ

Для того, чтобы понять роль и место полномочий президента России в законодательном процессе, нам представляется необходимым вначале дать краткий обзор всем, конституционно закрепленным, полномочиям этого должностного лица.

Итак, основные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько  основных групп1:

- полномочия Президента  РФ, связанные с формированием  других государственных органов  и по оказанию воздействия  на их деятельность;

- полномочия Президента  РФ, связанные с деятельностью  Федерального собрания;

- полномочия Президента  РФ в области внутренней политики;

- полномочия президента  РФ в области обороны и внешней  политики;

- другие полномочия  Президента РФ.

Обозначим основные полномочия Президента согласно действующим нормативным  актам Российской Федерации, к ним  относятся2:

- назначение Председателя правительства РФ (с согласия нижней палаты парламента);

- право председательствовать  на заседаниях Правительства  РФ;

- право принятия решения об отставке правительства РФ;

- представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; постановка вопроса об освобождении его с должности;

- право назначения на должность и освобождение от неё заместителей Председателя Правительства России, а также федеральных министров;

- представление Совету  Федерации кандидатуры для назначения  на должности судей Высших  судов Российской Федерации, а  также кандидатуры Генерального  прокурора Российской Федерации;

- внесение в Совет Федерации  предложения об освобождении  от должности Генерального прокурора  Российской Федерации;

- право назначать судей  других федеральных судов;

- формирование Совета Безопасности;

- утверждение военной  доктрины Российской Федерации;

- формирование Администрации Президента РФ;

- назначение и освобождение полномочных представителей РФ;

- назначение и освобождение  высшего командования Вооруженных  сил РФ;

- назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

- назначение выборы в Государственную Думу;

- право роспуска Госдумы  РФ;

- право назначения референдума;

- право внесения законопроект  в Государственную Думу;

- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

Кроме того действующим законодательством  оговариваются отдельные вопросы, связанные с осуществлением полномочий Президента РФ в сфере внутренней и внешней политики, в сфере  обороны, а также другие полномочия Президента РФ3.

Каждая из названных сфер включает в себя широкий круг полномочий Президента, которые реализуются  им как непосредственно, так и  в тесном взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти и различными методами:

- в правовых формах, посредством  издания указов и распоряжений, определения приоритетных направлений  деятельности всех государственных  структур;

- разработкой федеральных  программ;

- проведении различного рода организационных мероприятий; 

  - встреч с руководителями различных органов, как федеральных, так и региональных, с представителями партий иных общественных объединений и др.4.

Как мы видим, полномочия Президента РФ чрезвычайно широки и охватывают все стороны государственной деятельности, и Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур5.

В целом, Конституция предоставила главе государства все необходимые  полномочия для управления государственными делами. В связи с этим фактом, можно говорить об особом месте Президента РФ, в системе органов государственной  власти России, которое мы рассмотрим в дальнейшем изложении.

    1. Место Президента РФ в системе органов государственной власти

Изучим место Президента РФ в  системе органов государственной  власти России.

Сразу оговоримся, что в Конституции  РФ нет прямого определения характера  государственной власти в России, однако большинство специалистов склоняется к мысли о том, что в России сложилась система президентской  республики.

Отметим здесь, что президентская  республика подразумевает четкое разделение двух властей: сосредоточения сильной  исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках  парламента. Исходя из того факта, что  в руках Президента РФ, в том  числе, сосредоточены и некоторые  законодательные функции (о чем  мы поговорим ниже), Россию иногда называют «суперпрезидентской» республикой6.

В то же время, наверное, нельзя говорить о том, что власть Президента в  РФ, никем и ничем не ограничена, напротив – действующее законодательство предусматривает ряд механизмов, которые защищают Российский государственный  строй от впадения в различного рода деспотические режимы. В этом контексте важна, уже традиционная для современного российского права теория и практика разделения властей.

Итак, формулировка статуса Президента РФ, содержащаяся в действующей конституции  РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов  государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в  одну из трех ветвейвласти.

Напомним, что в соответствии со статьей 10 Конституции РФ, в России закреплен принцип осуществления  государственной власти в России действует на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Выделение этих ветвей власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента8.

Статус президента РФ как главы  государства проявляется во всех его конституционно и законодательно определенных полномочиях. В обобщенной форме функции главы государства  сформулированы в ст. 80 Конституции  РФ, установившей его дефиницию как  главы государства: Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он должен принимать  меры к тому, чтобы не допускалось  нарушение Конституции, конституционный  механизм защиты прав и свобод работал  бесперебойно9.

Конкретные полномочия Президента, закрепленные в Конституции, обеспечивают возможности эффективно реализовать  эту функцию. Среди них – право  вето, право законодательной инициативы, обращения с запросом в Конституционный  Суд РФ, роспуска Государственной  думы, отставки Правительства и многие др.

Таким образом, подведем основные предварительные  итоги нашего изложения:

- полномочия Президента Российской  Федерации весьма многочисленны  и закреплены, в основном в  статьях 83 – 90 Конституции России, а также в ряде законодательных  актов, относящихся к деятельности  других государственных органов;

- основные полномочия Президента  РФ можно разделить на несколько  основных групп: Полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность; связанные с деятельностью Федерального собрания; в области внутренней политики; в области обороны и внешней политики и другие полномочия Президента РФ. Осуществление этих полномочий предполагает определенные права и функции президента в законодательном процессе;

- дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в действующей конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей;

- в России закреплен принцип  осуществления государственной  власти в России действует  на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Выделение этих ветвей власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента.

Таким образом, мы рассмотрели основные полномочия Президента России в его  роль и место в сфере органов  государственной власти. Осуществление  полномочий Президента РФ предполагает определенную его компетенцию в  сфере правотворчества. Эту компетенцию  мы рассмотрим в дальнейшем изложении.

ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЦЕСС

2.1 Компетенция и полномочия  Президента РФ в законодательном  процессе

Изучим основные полномочия Президента РФ в законодательном процессе и  определим его компетенцию в  нем.

Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Как уже было отмечено выше, Президент имеет право законодательной инициативы и отлагательного вето. Разберем подробнее эти права.

Право законодательной инициативы представляет собой один из весомых  рычагов влияния Президента Российской Федерации на политическую реальность – под этим правом подразумевается  внесение в Государственную Думу законопроектов.

Важно отметить, что в отличие  от верховных судов Российской Федерации, которые наделяются правом законодательной  инициативы по предметам их ведения, главу государства Основной закон  не ограничивает10. Президент РФ может вносить законопроекты по любому вопросу, в том числе о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. С момента принятия Конституции Российской Федерации это право практикуется главой государства довольно широко11. Для президента характерны законодательные инициативы, прежде всего по вопросам, касающимся государственного строительства, поскольку именно он отвечает за стабильное существование системы публичной власти, а также за ее совершенствование.

Информация о работе Полномочия президента России в законодательном процессе