Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:54, реферат
Цель нашей работы – раскрытие роли Президента России в законодательном процессе.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи работы:
- рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ; изучить основные полномочия Президента Российской Федерации;
- выявить компетенцию и полномочия Президента РФ в законодательном процессе; проанализировать юридическую природу правовых актов Президента;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ: полномочия, место в системе органов власти
Основные полномочия Президента РФ
Место Президента РФ в системе органов государственной власти
ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
2.1 Компетенция и полномочия Президента РФ в законодательном процессе
2.2 Юридическая природа правовых актов Президента РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Полномочия президента России в законодательном процессе
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ: полномочия, место в системе органов власти
ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
2.1 Компетенция и полномочия
Президента РФ в
2.2 Юридическая природа правовых актов Президента РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Наша работа посвящена изучению роли президента России в законодательном процессе страны.
Президент РФ в соответствии с конституцией страны, обладает широким кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как главы государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур.
В настоящее время роль Президента РФ в системе органов государственной власти чрезвычайно высока, заметна также его роль в законодательном процессе, которая представляет собой исключительное для российского права явление. Этим определяется актуальность нашей работы.
Цель нашей работы – раскрытие роли Президента России в законодательном процессе.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи работы:
- рассмотреть роль Президента
Российской Федерации в
- выявить компетенцию и полномочия Президента РФ в законодательном процессе; проанализировать юридическую природу правовых актов Президента;
Настоящие задачи формируют структуру работы, которая состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка использованной литературы.
При подготовке настоящей работы мы пользовались специальной литературой таких авторов как В. Адамов, М. Баглай, Г. Виев, Е. Козлова, В. Круглова, В. Любарской, А. Мишарина, В. Таркова и других. Анализ этих трудов позволяет нам сделать вывод о том, что роль президента России в законодательном процессе достаточно хорошо освящена в отечественном праве.
Кроме того мы пользовались текстами некоторых, важных для контекста нашей работы, нормативных документов Российской Федерации.
ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ: полномочия, место в системе органов власти
Для того, чтобы понять роль и место полномочий президента России в законодательном процессе, нам представляется необходимым вначале дать краткий обзор всем, конституционно закрепленным, полномочиям этого должностного лица.
Итак, основные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько основных групп1:
- полномочия Президента
РФ, связанные с формированием
других государственных
- полномочия Президента РФ, связанные с деятельностью Федерального собрания;
- полномочия Президента
РФ в области внутренней
- полномочия президента
РФ в области обороны и
- другие полномочия Президента РФ.
Обозначим основные полномочия Президента согласно действующим нормативным актам Российской Федерации, к ним относятся2:
- назначение Председателя правительства РФ (с согласия нижней палаты парламента);
- право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
- право принятия решения об отставке правительства РФ;
- представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; постановка вопроса об освобождении его с должности;
- право назначения на должность и освобождение от неё заместителей Председателя Правительства России, а также федеральных министров;
- представление Совету
Федерации кандидатуры для
- внесение в Совет Федерации
предложения об освобождении
от должности Генерального
- право назначать судей других федеральных судов;
- формирование Совета Безопасности;
- утверждение военной доктрины Российской Федерации;
- формирование Администрации Президента РФ;
- назначение и освобождение полномочных представителей РФ;
- назначение и освобождение
высшего командования
- назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
- назначение выборы в Государственную Думу;
- право роспуска Госдумы РФ;
- право назначения референдума;
- право внесения законопроект в Государственную Думу;
- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
Кроме того действующим законодательством
оговариваются отдельные
Каждая из названных сфер включает в себя широкий круг полномочий Президента, которые реализуются им как непосредственно, так и в тесном взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти и различными методами:
- в правовых формах, посредством
издания указов и распоряжений,
определения приоритетных
- разработкой федеральных программ;
- проведении различного рода организационных мероприятий;
- встреч с руководителями различных органов, как федеральных, так и региональных, с представителями партий иных общественных объединений и др.4.
Как мы видим, полномочия Президента РФ чрезвычайно широки и охватывают все стороны государственной деятельности, и Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур5.
В целом, Конституция предоставила
главе государства все
Изучим место Президента РФ в
системе органов
Сразу оговоримся, что в Конституции
РФ нет прямого определения
Отметим здесь, что президентская республика подразумевает четкое разделение двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента. Исходя из того факта, что в руках Президента РФ, в том числе, сосредоточены и некоторые законодательные функции (о чем мы поговорим ниже), Россию иногда называют «суперпрезидентской» республикой6.
В то же время, наверное, нельзя говорить
о том, что власть Президента в
РФ, никем и ничем не ограничена,
напротив – действующее законодательство
предусматривает ряд
Итак, формулировка статуса Президента РФ, содержащаяся в действующей конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей7 власти.
Напомним, что в соответствии со
статьей 10 Конституции РФ, в России
закреплен принцип
Статус президента РФ как главы
государства проявляется во всех
его конституционно и законодательно
определенных полномочиях. В обобщенной
форме функции главы
Конкретные полномочия Президента,
закрепленные в Конституции, обеспечивают
возможности эффективно реализовать
эту функцию. Среди них – право
вето, право законодательной
Таким образом, подведем основные предварительные итоги нашего изложения:
- полномочия Президента
- основные полномочия
- дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в действующей конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей;
- в России закреплен принцип осуществления государственной власти в России действует на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Выделение этих ветвей власти не исключает,
а предполагает наличие такого органа,
который обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие
органов государственной
Таким образом, мы рассмотрели основные полномочия Президента России в его роль и место в сфере органов государственной власти. Осуществление полномочий Президента РФ предполагает определенную его компетенцию в сфере правотворчества. Эту компетенцию мы рассмотрим в дальнейшем изложении.
ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
2.1 Компетенция и полномочия
Президента РФ в
Изучим основные полномочия Президента РФ в законодательном процессе и определим его компетенцию в нем.
Законодательные полномочия Пре
Право законодательной инициативы представляет собой один из весомых рычагов влияния Президента Российской Федерации на политическую реальность – под этим правом подразумевается внесение в Государственную Думу законопроектов.
Важно отметить, что в отличие от верховных судов Российской Федерации, которые наделяются правом законодательной инициативы по предметам их ведения, главу государства Основной закон не ограничивает10. Президент РФ может вносить законопроекты по любому вопросу, в том числе о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. С момента принятия Конституции Российской Федерации это право практикуется главой государства довольно широко11. Для президента характерны законодательные инициативы, прежде всего по вопросам, касающимся государственного строительства, поскольку именно он отвечает за стабильное существование системы публичной власти, а также за ее совершенствование.
Информация о работе Полномочия президента России в законодательном процессе