Полномочия президента России в законодательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:54, реферат

Краткое описание

Цель нашей работы – раскрытие роли Президента России в законодательном процессе.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи работы:
- рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ; изучить основные полномочия Президента Российской Федерации;
- выявить компетенцию и полномочия Президента РФ в законодательном процессе; проанализировать юридическую природу правовых актов Президента;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ: полномочия, место в системе органов власти
Основные полномочия Президента РФ
Место Президента РФ в системе органов государственной власти
ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
2.1 Компетенция и полномочия Президента РФ в законодательном процессе
2.2 Юридическая природа правовых актов Президента РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Полномочия президента России в законодательном процессе.docx

— 30.98 Кб (Скачать файл)

Право вето. Президент имеет возможность  оказывать влияние и на содержание законопроектов путём использования  права вето, т. е. права, не подписывая, отклонить закон, принятый Федеральным  Собранием.

К сфере исключительной компетенции  Президента Российской Федерации относится  право роспуска Государственной  Думы, предполагающее непосредственное воздействие главы государства  на законодательный процесс, в этом плане это право можно рассматривать  в контексте логического продолжения  права вето12.

Подписание Президентом принятого  Федеральным Собранием закона –  еще одна форма его участия  в законодательной деятельности и завершающей стадии законодательного процесса13.

Ежегодное послание Президента России – это особая разновидность официального политико-правового документа и  относится к актам президента, а значит, может трактоваться как  определенные полномочия Президента в  законодательном процессе14.

В целом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в орган  законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения властей. Они, скорее направлены на осуществление  полномочий Президента РФ как гаранта  конституции и носят скорее уточняющий характер15.

Также надо отметить, что юридическая  природа указов и распоряжений Конституцией РФ не формализована и потому нуждается  в отдельном рассмотрении. Этому  рассмотрению будет посвящена следующая  часть нашей работы.

2.2 Юридическая природа правовых  актов Президента РФ

Исключительное законодательное  право Президента — издавать указы  и распоряжения. Кроме Президента РФ указы и распоряжения не могут  издавать ни один из органов государственной  власти.

Указы и распоряжения Президента - это властные акты, обязательные для  исполнения на всей территории России.

Нормативные акты Президента имеют  особое значение для функционирования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации. Наряду с  Конституцией и федеральными законами нормативные указы Президента являются правовой базой издания Правительством его актов.

Часть первая статьи 90 Конституции  РФ точно определяет виды актов, издаваемых Президентом страны, в которые  облекаются его властные решения. Они  могут быть нормативными и индивидуальными.

К нормативным актам Президента, относятся указы и распоряжения, содержащие правовые нормы - общие правила  поведения, рассчитанные на многократное применение.

К индивидуальным актам относятся  указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений  либо определенных лиц, акты Президента о назначении на должность или  об освобождении от занимаемой должности.

Указами главы государства оформляются:

- решения нормативного характера;

- решения о назначении и освобождении  от должности руководителей в  системе федеральной исполнительной  власти и некоторых должностных  лиц в составе Администрации  Президента Российской Федерации;

- о гражданстве;

- предоставлении политического убежища;

- награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, Российской Федерации;

о помиловании16.

Распоряжениями Президента оформляются, как правило, решения по текущим  – кадровым, оперативным, кадровым вопросам, а также по вопросам функционирования Администрации Президента Российской Федерации17.

Такое разграничение между указами  и распоряжениями установлено распоряжением  Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 85-рп, которым утвержден  также «Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации». Кроме этого, некоторые вопросы подготовки актов  Президента, а также связанные  с его правом внесения законодательных  инициатив, урегулированы Указом от 10 июня 1994 г. "Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации"18.

Можно сделать вывод, о том, что  в условиях недостаточности правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации, направлены на восполнение  пробелов в российском законодательстве19.

Исправлять это положение приходится Президенту страны, разумеется, при  соблюдении принципа непротиворечия его актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Таким образом, подведем очередные  промежуточные выводы нашей работы:

- законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Центральное место в этих полномочиях занимают право законодательной инициативы и отлагательного вето;

- в целом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в орган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения властей. Они, скорее направлены на осуществление полномочий Президента РФ как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер;

- исключительное законодательное  право Президента — издавать  указы и распоряжения. Указы и  распоряжения Президента - это властные  акты, они обязательны для исполнения  на всей территории Российской  Федерации;

- издаваемые Президентом указы  и распоряжения не должны противоречить  Конституции и федеральным законам.  Это требование Конституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента;

- в условиях недостаточности  правовой базы нормативные акты  Президента Российской Федерации,  направлены на восполнение пробелов  в российском законодательстве. В ряде случаев, законодательный  орган, ввиду длительности процесса  законотворчества, не успевает регулировать  все актуальные проблемы. Это  приходится делать Президенту  страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь, в соответствии с поставленными  целями и задачами, подведем основные выводы настоящей курсовой работы.

Основные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько  основных групп: Полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность; связанные с деятельностью Федерального собрания; в области внутренней политики; в области обороны и внешней политики и другие полномочия Президента РФ. Осуществление этих полномочий предполагает определенные права и функции президента в законодательном процессе.

Формулировка статуса Президента РФ, содержащаяся в конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов  государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей. Таким образом, Президент обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Осуществление полномочий Президента РФ предполагает определенную его компетенцию  и полномочия в сфере правотворчества.

Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Центральное место в этих полномочиях занимают право законодательной инициативы и отлагательного вето. В целом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в орган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения властей. Они, направлены на обеспечение осуществления полномочий Президента РФ как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер.

Исключительное законодательное  право Президента — издавать указы  и распоряжения, причем они не должны противоречить Конституции и  федеральным законам. Это требование Конституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента.

В то же время, в условиях недостаточности  правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации, направлены на восполнение  пробелов в российском законодательстве. В ряде случаев, законодательный орган, не успевает регулировать все актуальные для страны проблемы. В этом случае это делает Президент.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Нормативные акты
  1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. - № 4. – ст. 445.
  1. Специальная литература.
  1. Адамов В.Г. Органы государственной власти России. СПб.: Питер, 2007. – 346 с.
  1. Алисова Г.А. История государства и права. – М.: Спутник+, 2006. – 230 с.
  2. Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юрист, 2006. – 340 с.
  3. Виев Г.А. Президент Российской Федерации. М.: Право, 2008. – 280 с.
  4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 420 с.
  5. Кашанина Т.В. Основы российского права. – М: Норма, 2006. – 390 с.
  6. Кашин Б.В. Российское конституционное право. – М.: Факт, 2007. – 340 с.
  7. Круглов В.С. Принцип разделения властей в Российском праве. М.: Гардарика, 2008. – 140 с.
  8. Любарская В.П. Законодательные органы Российской Федерации. – М.: ВИРТ, 2007. – 210 с.
  9. Мишарин А. Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. – 280 с.
  10. Смоленский М.Б. Основы права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 450 с.
  11. Тарков В.М. Полномочия Президента РФ. – М.: ВИА, 2009. – 170 с.
  12. Яковлев В.П. К вопросу о полномочиях Президента РФ // Российское Право. – 2007. - № 5. – С. 34-39.
  13. Ярин Г.О. Российское право. – М.: АРТ-ПРОФ, 2008. – 450 с.

1 Мишарин А. Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. С. 18-19.

2 Приводится по: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. С. 230.

3 Подробнее см. напр: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 420 с.

4 Виев Г.А. Президент Российской Федерации. М.: Право, 2008. С. 118.

5 Мишарин А.Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. С. 12-14.

6 Адамов В.Г. Органы государственной  власти России. СПб.: Питер, 2007. С. 96-97.

7 Там же, стр. 101.

8 Круглов В.С. Принцип разделения властей в Российском праве. М.: Гардарика, 2008. С. 18.

9 Виев Г.А. Указ. соч. С. 17.

10 Виев Г.А. Указ. соч. С. 86.

11 См. напр.: Тарков В.М. Полномочия Президента РФ. – М.: ВИА, 2009. С. 87-89.

12 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. С. 318.

13 Там же, стр. 320.

14 Там же, стр. 321.

15 Мишарин А. Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. С. 120.

16 Кашанина Т.В. Основы российского права. – М: Норма, 2006. С. 130.

17 Мишарин А. Г. Указ. соч. С. 120.

18 Мишарин А. Г. Указ. соч. С. 128-129.

19 Адамов В.Г. Органы государственной  власти России. СПб.: Питер, 2007. С. 210.


Информация о работе Полномочия президента России в законодательном процессе