Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:50, контрольная работа
Поэтому целью данной работы является подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях, выделение их особенностей, отличий от других правовых отношений, способов их регулирования. Достижение поставленной цели возможно путем постановки задач и последующего их разрешения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
.1 Понятие административно-правовой нормы
.2 Виды норм административного права
.3 Система административного права
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
.1 Понятие и особенности административного правоотношения
.2 Виды административно-правовых отношений
.3 Структура административного правоотношения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественных отношений, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Поэтому административное право называют правом управления.
Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, - финансовое право. Поэтому необходимо уточнить, что административное право регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Российской Федерации.
В процессе становления Российской Федерации демократичным правовым государством сущность административного права расширяется. Административное право теперь отвечает за реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.
Актуальность данной темы состоит в том, что административные правоотношения были всегда в центре дискуссий, т.к. они являются наиболее сложным институтом административного права. А переход системы государственного управления к условиям рыночных отношений в еще большей степени все усложнило. Поэтому она имеет принципиальное значение для понимания существа административного права вообще, средств административно-правового регулирования - в особенности.
Поэтому целью данной работы является подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях, выделение их особенностей, отличий от других правовых отношений, способов их регулирования. Достижение поставленной цели возможно путем постановки задач и последующего их разрешения.
Основные задачи:
. Дать определение
административно - правовой норме,
раскрыть ее понятие, описать
виды норм и систему
. Дать определение административно - правовым отношениям, раскрыть их содержание.
Для достижения данной цели курсовая работа была разбита на две главы и шесть подпунктов.
Объектом исследования данной работы являются административные правоотношения, которые возникают в процессе реализации исполнительной власти.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие эти отношения.
Научная значимость данной работы обусловлена в первую очередь назревшей необходимостью более качественного изучения данных вопросов и на их основе создания рекомендаций по улучшению правового воспитания населения, улучшения законодательства в этой области с учетом реалий современной науки Административного права.
Методы исследования:
Традиционным для юридической науки является формально-юридический метод. С помощью этого метода изучаются основные понятия, даются определения, толкование их смысла, определения их признаков и т.д.
Сравнительно-правовой метод предполагает сопоставлять законы, иные нормативно-правовые акты правовых систем в целом, определять общие закономерности и особенности.
Кроме того, в работе использованы и другие методы исследования права, такие как исторический, системный и др.
Теоретической базой являются научные работы А.П. Солдатова, В.А. Мельникова, А.В. Мелехина и др.
Нормативной базой исследования прежде всего является Кодекс об административных правоотношений, и иные нормативно-правовые акты, регулирующие данные отношения.
Нормы административного права, прежде всего разновидность норм права, обладающая всеми присущими признаками. Согласно положениям теории права, норма права представляет собой некий образец поведения, исходящий от государства. С учетом изложенного, норма административного права - это всегда правило поведение, установленное государством в лице уполномоченных органов или должностных лиц, выраженное в определенной форме, обязательное для неопределенного круга лиц, рассчитанное на многократное применение и санкционированное (т.е. защищенное от нарушения) принудительной силой государства.[2]
Кроме указанных общих с прочими нормами права черт, нормы административного права обладают определенными особенностями, связанными со спецификой регулируемых административным правом общественных отношений и метода правового воздействия на них.
Специалисты выделяют различные
специфические черты
. Административное право - публичная отрасль права. Нормы административного права также имеют публичный характер. Это означает, что в административно-правовых нормах находит выражение государственный (общественный) интерес. Нормы административного права связаны с организацией и деятельностью специально созданной системой государственного управления (в узком смысле этого слова), т.е. с функционированием системы органов исполнительной власти, являющейся выразителем, гарантом претворения в жизнь политики и решений законодательных и судебных органов государства. Таким образом, в нормах административного права находит выражение государственная политика в области обеспечения устойчивости существующего государственного строя, в том числе системы разделения властей. Иерархичность административно-правовых норм также предполагает, что каждая из них принята в соответствии с конкретной генеральной линией государственно-управленческой деятельности, базирующейся на учете общегосударственных, публичных интересов.
. Нормы административного права отличаются своим императивным характером, который обусловлен спецификой административно-правового метода регулирования и заключается в безапелляционности (безусловности) предписания, содержащегося в нормах административного права. Административно-правовые нормы, в отличие от гражданско-правовых, характеризуются властным, однозначным, императивным характером, т.е. не допускают вариативности поведения на уровне воли правоприменителя. Указанная особенность норм административного права обусловливает их принудительность и односторонность властного воздействия управляющего субъекта на объект управления.
. Административно-правовые нормы в большинстве своем принимаются на основании и во исполнение закона. Это ни в коем случае не означает, что административно-правовых норм нет в законодательных актах, принимаемых в Российской Федерации. Напротив, огромное множество федеральных законов, действующих в настоящее время на территории нашей страны, являются именно источниками административного права и, следовательно, содержат преимущественно административно-правовые нормы.
Однако, несмотря на это,
нормы подзаконные составляют абсолютное,
подавляющее большинство в
Структура административно-правовой
нормы традиционна. В нее включаются
гипотеза, отражающая совокупность условий,
при наступлении которых
Существующая в теории права концепция, согласно которой норма права может не иметь одного из элементов структуры, представляется нам теоретически неверной, поскольку отсутствие хотя бы одного из указанных элементов приведет к недейственности, бесполезности нормы либо к невозможности ее реального применения. Тем не менее, следует иметь в виду, что часть норм права, в том числе и административно-правовых норм, рассредоточены в различных статьях одного или даже нескольких нормативно-правовых актов, что может создать иллюзию отсутствия у нормы гипотезы или санкции, поскольку представить себе норму без диспозиции попросту невозможно (хотя в уголовном праве существует и такая теория). Например, большинство санкций административно-правовых норм (и не только их) содержится в Кодексе РФ об административных правонарушениях, закрепляющем составы и меры ответственности за нарушения диспозиций норм административного права и других отраслей.
В теории наблюдается огромное видовое разнообразие норм административного права. Так, прежде всего, выделяют материальные и процессуальные нормы административного права. Совмещение в рамках отрасли административного права норм материального и процессуального характера является одной из специфических особенностей данной отрасли.
Материальные нормы административного права, как правило, закрепляют совокупность прав и обязанностей, а также ответственность субъектов административного права, т.е. служат созданию административно-правовых статусов. Процессуальные же нормы отражают правила осуществления тех или иных управленческих действий либо просто правила прохождения определенных процедур. Эти правила устанавливаются как для субъектов управленческой деятельности, так и для управляемых объектов. Значительная часть процессуальных норм носит юрисдикционный характер, т.е. связана с применением мер административного принуждения (в том числе мер административной ответственности). Другая часть (не менее значительная) - закрепляет различного рода позитивные процедуры в области правотворчества и правоприменения (в частности, процедуру принятия подзаконных нормативно-правовых и индивидуальных правовых актов, а также процедуры лицензирования, регистрации и т.п.).
По характеру правового
воздействия нормы
Административно-правовые нормы принимаются на различных уровнях власти Российской Федерации. В соответствии с федеративным устройством нашего государства нормы административного права могут быть федеральными (т.е. принимаемыми на уровне федеральных органов государственной власти), региональными (принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации) и местными (т.е. принимаемыми территориальными органами федеральных или региональных органов исполнительной власти либо органами местного самоуправления в пределах переданных им полномочий в области государственного управления).
В соответствии с юридическим
содержанием административно-
· обязывающие (предписывающее совершение определенных действий);
· запретительные (устанавливающие запреты);
· ограничительные (вводящие ограничения);
· разрешительные или дозволительные нормы (разрешающие действовать по своему усмотрению);
· уполномочивающие (доставляющие государственно-властные полномочия);
· стимулирующие (направленные на стимулирование);
· регистрационные или уведомительные нормы (касающиеся организации и проведения митингов, шествий; регистрации политических партий, общественных объединений и т.д.);
· рекомендательные (не носящие обязательного характера).
Существует множество других классификационных критериев, позволяющих делить нормы административного права на различные виды. Например, по объему правого регулирования выделяют общие, межотраслевые и отраслевые нормы административного права, а по его направленности - внутренние (предназначенные для регулирования отношений внутри системы государственного управления) и внешние (определяющие права и обязанности управляемых объектов).
Административное право, как это отмечается большинством специалистов, является одной из центральной отраслей системы российского права. Поэтому нормы, принципы, метод административного права являются базой для большинства современных отраслей права Российской Федерации. Кроме того, административное право имеет наиболее обширный круг регулируемых отношений. Указанные обстоятельства приводят к тому, что из всех отраслей российского права именно административное право является наиболее сложно организованной отраслью.