Понятие административно-правовой нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:50, контрольная работа

Краткое описание

Поэтому целью данной работы является подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях, выделение их особенностей, отличий от других правовых отношений, способов их регулирования. Достижение поставленной цели возможно путем постановки задач и последующего их разрешения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
.1 Понятие административно-правовой нормы
.2 Виды норм административного права
.3 Система административного права
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
.1 Понятие и особенности административного правоотношения
.2 Виды административно-правовых отношений
.3 Структура административного правоотношения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

административно правовые отношения и нормы.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Прежде всего, это проявляется  в том, что в административном праве соседствуют нормы материальные и процессуальные, что нехарактерно для подобных ему крупных отраслей права, таких как конституционное, гражданское и уголовное право. Нормы материального административного права закрепляют систему органов государственного управления, их компетенцию, структуру каждого из них, а также права и обязанности граждан и юридических лиц; процессуальные же определяют порядок реализации многих норм первой группы, устанавливают процедуру их осуществления в сфере управленческой деятельности.

Большинство отраслей права  со временем выделили из своей системы  отдельные процессуальные отрасли (например, гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право), другие пользуются наработками  соответствующих процессуальных отраслей либо процессуальными нормами административного права. Однако процессуальные нормы административного права столь разнообразны и разноплановы, что их лишь условно можно объединять в отдельный самостоятельный институт. В нем окажутся соединенными единой институциональной принадлежностью и процедуры привлечения к административной ответственности, и процедуры реализации различного рода властных полномочий субъектов государственного управления в процессе осуществления ими своих полномочий, и различные разрешительные и легализующие процедуры, и многие другие процедуры, порядки, правила и т.п.

Помимо процессуальных норм, усложняющих своим наличием систему административного права, большое количество споров вызывает и структура общей и особенной  частей административного права, а также само количество выделяемых частей отрасли. Очевидно, что общая часть отрасли должна объединять те нормы и институты, которые действуют применительно ко всем сферам правового регулирования этой отрасли. К таким относят нормы о статусе субъектов отрасли права, об отраслевых принципах правового регулирования, нормы об ответственности, процессуальные нормы и т.д. В то же время многие авторы (их абсолютное большинство) включают в структуру общей части административного права также нормы о понятии, методах, формах и общих принципах государственного управления, а также нормы института государственной службы.

Принципы систематизации норм административного права и, в частности, объединения норм в  общую и особенную части у  современных специалистов значительно различаются. Но целесообразнее согласиться, что систематизация норм административного права осуществляется в основном по двум основным критериям: по масштабу применения и по признаку единства предмета правового регулирования.

По первому из указанных  критериев административно-правовые нормы подразделяются на две части: общую и особенную. Всякое выделение специальных и других дополнительных частей в структуре отрасли является нарушением классификационного критерия, поскольку все нормы административного права действуют либо в масштабе всей отрасли, либо в одной из сфер регулируемых административным правом общественных отношений.

Второй критерий подразумевает  объединение административно-правовых норм в институты и подотрасли административного права. В данном случае институт является наиболее дробной системной единицей отрасли после нормы права и объединяет такие нормы, которые регулирует какой-либо один достаточно частный спектр административно-правовых отношений.

Административное право  может содержать как нормы только одной из частей отрасли, так и нормы обеих частей административного права. Так, институт государственной службы содержит как нормы, характеризующие правовой статус одного из видов субъектов административного права, так и нормы, определяющие режимную организацию управления в области взаимоотношений государства и его служащих.

Отдельные нормы и  целые институты административного  права могут объединяться по тому же признаку в целые подотрасли. Так объективно существующие особенности  принципов и методик правового регулирования отдельных блоков общественных отношений в рамках единого предмета административного права обусловили достаточно активное обособление норм и институтов особенной части отрасли в подотрасли, некоторые из которых в свое время стали прообразом некоторых новых комплексных отраслей российской системы права (например, финансового права, права социального обеспечения, земельного права, экологического права и т.д.).

Говоря о системе  административного права, не следует  смешивать ее с системой административного законодательства, еще более разрозненной и обширной. Объединяет эти системы многое, однако, автоматического "наложения" одной системы на другую не происходит. Это связано с тем, что нормы права, системно объединяемые в институты и подотрасли либо части, закрепляются в самых разных источниках права.

Административное законодательство состоит из отдельных нормативно-правовых актов различной юридической  силы и уровня, закрепляющих нормы  административного права в произвольном, с точки зрения системы отрасли, порядке. Однако в работе с этим разрозненным материалом немалую помощь оказывают теоретические разработки в области форм административно-правового регулирования, в частности, понятие административно-правового режима. Как правило, логически и нормативно взаимосвязанная совокупность нормативно-правовых актов - это источники отдельного административно-правового режима.

Среди основных институтов административного права можно  выделить следующие:

институт государственной  службы;

институт органов государственного управления;

институт муниципального управления и муниципальной службы;

институт административной ответственности;

институт охраны собственности  административно-правовыми средствами;

множество предметных институтов особенной части (институт охраны государственной границы, институт адвокатуры и нотариата, институт исполнительного производства, институт приватизации, институт разрешительной системы и др.).

В структуре отрасли  в настоящее время по-прежнему остаются такие крупные подотрасли, как: информационное право, таможенное право, лицензионное право и т.д.

Необходимо отметить, что значение систематизации норм отрасли  права, и особенно административного  права, огромно, поскольку позволяет  не только методологически выстроить  стройную систему взаимосвязанных норм отрасли, но и определить их иерархию, установить пропорции в становлении тех или иных сегментов системы, обеспечить гармоничность развития отрасли за счет введения новых и упразднения старых структурных элементов.

 

Глава 2. Административно-правовые отношения

2.1 Понятие и особенности  административного правоотношения

 

Административно-правовые отношения - это один из наиболее сложных  институтов общей части административного  права. В работах таких ученых, как Ю.М. Козлов, Б.М. Лазарев, В.М. Манохин, Г.И. Петров отражены основные наработки административно-правовой теории по данному вопросу.

Определение административно-правовых отношений не вызывает сомнений у  специалистов: административно-правовые отношения - это общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления) и урегулированные нормами административного права. Так, виднейший специалист в области административного права вообще и проблематики административных правоотношений в частности Ю.М. Козлов определял административно-правовое отношение как "урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой".[5, С.172]

Основные трудности, несмотря на свою кажущуюся очевидность, у  ученых вызывает вопрос об отличительных  признаках или характеристиках  административно-правовых отношений. В теории административного права  существуют две основные концепции о ключевых характеристиках административно-правовых отношений, расходящиеся в вопросе о спектре административно-правовых отношений.

Ряд ученых выделяют в  качестве особенностей административно-правовых отношений следующие их черты: эти  отношения возникают в процессе государственного управления; их обязательным субъектом выступает орган государственного управления; они характеризуются неравенством сторон правоотношения, т.е. являются властеотношениями. Сторонниками данной позиции являются, Ю.М. Козлов, В. Соболевский, С.С. Студеникин и многие другие. [3]

В то же время существует и другая позиция, сторонниками которой  являются некоторые современные  ученые и которая расширяет круг административных правоотношений, утверждая, что их характерными чертами являются:

· возникновение в сфере государственного управления;

· возможность участия в административных правоотношениях всех субъектов административного права в любом сочетании;

· присутствие в составе административных правоотношений двух основных типов отношений: отношений власти-подчинения и отношений равенства сторон.

Думается, что последняя  концепция выглядит соответствующей  реалиям административного права, поскольку со времен полицейского государства, когда государственное управление характеризовалось исключительно приказным характером, административное право обогатилось значительным числом методов воздействия на управляемые процессы, в том числе за счет методов стимулирования и поощрения. Представить себе управленческие отношения, с участием равных субъектов довольно сложно, поскольку управление как социальный феномен всегда предполагает подчинение одного субъекта другому, однако, равные по статусу управляющие субъекты таких отношений, вступая в отношения сотрудничества и коллективной деятельности, также находятся в административно-правовых отношениях (другого определения этому нет).

Итак, подведем итог, выделяя  наиболее существенные особенности  административных правоотношений:

. Прежде всего, административно-правовые  отношения представляют собой  разновидность правовых отношений, из чего следует, что к основным свойствам административных правоотношений относятся и такие, как наличие корреспондирующих друг другу прав и обязанностей его субъектов, возникновение правоотношение на основе нормы права и в связи с ней и т.д. Кроме того они являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе определенный общественный, государственный интерес. Его выразителем является властный субъект государственного управления, являющийся одной из сторон административного правоотношения. Административные правоотношения непосредственно связаны с реализацией задач и функций исполнительной ветви государственной власти в процессе государственного управления.

. Административные правоотношения  носят властный характер, поскольку в процессе возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений реализуется государственное управление. Однако это не означает, что всегда одна из сторон такого правоотношения подчинена другой или что в административном правоотношении в обязательном порядке участвует субъект правоотношения, обладающий властными полномочиями в отношении другой стороны правоотношения. Тем не менее, административное правоотношение характеризуется обязательным участием "представителя" государства, пусть даже и не имеющего властных полномочий в отношении своего визави.

Существуют вертикальные и горизонтальные административно - правовые отношения. Административно-правовые отношения называются вертикальными  или властеотношениями, если отношения, основаны на принципе "власти-подчинения". Горизонтальные административно-правовые отношения - это те, которые также носят властный характер по причинам, изложенным выше, но не предполагают властного воздействия одной стороны на другую (например, отношения, возникающие в процессе совместной работы двух министерств в согласительной комиссии). Административно-правовые отношения являются властеоношениями в том смысле, что представляют собой отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти государства, урегулированные нормами административного права.

. Особенностью административных  правоотношений является и чрезвычайно  обширная сфера возникновения  таких отношений - это сфера  государственного управления или  сфера реализации исполнительной  власти государства. Насколько необозрима сфера влияния органов исполнительной власти и, прежде всего, Правительства РФ, настолько же невероятно обширна и сфера влияния административного права. Административно-правовые отношения могут возникнуть и в области обороны и государственной безопасности, и в сфере культуры, и в сфере экономических отношений, т.е. везде, где государством средствами своих исполнительных органов проводится работа по управлению общественными процессами и явлениями. Вследствие этого административно-правовые отношения часто не похожи между собой, но всегда связаны с осуществлением государственного управления, и это их объединяет.

. Административные правоотношения  являются организационными. Это  означает, что административные  правоотношения возникают, изменяются  и прекращаются в связи с реализацией исполнительной власти и связаны с ее организацией в широком смысле. Для того чтобы более или менее сложный управленческий процесс претворился в жизнь, необходимо организовать его участников для совершения тех или иных действий, организовать материальное, финансовое, техническое сопровождение процесса и т.д. Таким образом, государственное управление априори связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений. Собственно, само назначение исполнительной власти в системе ветвей государственной власти - организующее, поскольку законодательная власть занимается определением направлений движения, задач и целей в системе государственного управления, а исполнительная власть претворяет решения законодателей в жизнь, обеспечивает движение в заданном направлении, т.е. организует государственное управление.

Информация о работе Понятие административно-правовой нормы