Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:00, реферат
Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего, следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России.
Понятие, виды и особенности административно-правовых отношений.
Любая
отрасль российского права
Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.
Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся:
-
права и обязанности сторон
данных отношений связаны с
деятельностью исполнительных
-
всегда одной из сторон в
таких отношениях выступает
-
административные
-
если произошло нарушение
-
разрешение споров между
-
административные
Подводя итог вышесказанному, можно дать соответствующее понятие административного правоотношения, как урегулированного административно - правовой нормой управленческого общественного отношения, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Основные черты административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни – в сфере государственного управления.
Стоит отметить также, что административные правоотношения характеризуются определенным субъектом. Всегда одной из сторон является официальный или полномочный субъект исполнительной власти (в широком смысле государственного управления).
Иначе говоря, несмотря на то, что в административно-правовых отношениях практически могут участвовать различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона, без которой такого рода отношения не возникают. Такой признак наблюдается в административных отношениях как прямое действие властной природы государственно-управленческой деятельности. Например, гражданин не может выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самых разнообразных административно-правовых отношений.
Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.
Как указывалось выше, административно-правовые отношения возникают в сфере государственного управления. Однако не всякое общественное отношение в сфере государственного управления включается в круг отношений, составляющих предмет административного права.
Структура административно-правовых отношений
Все правоотношения состоят из определенных элементов: субъектов, объекта и содержания правоотношения.
В
содержании административного
Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяния.
Нормами
административного права точно
определяется, между какими субъектами
должны возникать правоотношения, каковы
будут права и обязанности
сторон. Так, отношения граждан, связанные
с призывом на военную службу, получением
прав на управление транспортными средствами,
возникают при заранее
Существующие в административно-правовых отношениях права и интересы могут защищаться в судебном порядке, но такие случаи не являются доминирующими. В основном же права участников таких отношений, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти. Субъекты исполнительной власти наделены правом решать, а другие участники отношений имеют право обжаловать такие решения.
Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях наделены правом применять самые разнообразные меры воздействия к другим субъектам правоотношений.
В частности, они могут потребовать объяснений, дать указания, отказать в просьбе, не присвоить звание, использовать средства административного, дисциплинарного принуждения.
Следует
также подчеркнуть, что для гражданско-правовых
отношений характерна ответственность
одной стороны перед другой. Административным
правом установлен иной порядок ответственности
сторон административно-правовых отношений
в случае нарушения ими требований
административно-правовых норм. В этом
случае ответственность одной стороны
не перед другой стороной правоотношения,
а непосредственно перед
Субъекта
административного
а)
между несоподчиненными субъектами
исполнительной власти, находящимися
на различном организационно-
б) между субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например: 2 министерства, администрация 2-х областей);
в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;
г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);
д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
е)
между субъектами исполнительной власти
и хозяйственными негосударственными
и социально-культурными
ж) между субъектами исполнительной власти и гражданами.
Во всех вышеперечисленных отношениях всегда участвует тот или иной исполнительный орган.
Юридические факты в административном праве.
Для любого правоотношения характерно возникновение его вследствие определенных юридических фактов, исходя из того, что под юридическими фактами понимаются действия или события, вследствие которых происходит возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Административно-правовые
отношения возникают при
Действия
являются результатом активного
волеизъявления субъекта. По характеру
различаются правомерные и
Правомерные
действия всегда соответствуют требованиям
административно-правовых норм. В качестве
юридических фактов выступают правомерные
действия граждан и других субъектов
административно-правовых отношений.
К примеру, подача гражданином жалобы
влечет за собой возникновение
Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.
Например,
приказ о назначении на должность
влечет за собой возникновение
Под
неправомерными действиями понимаются
те, которые не соответствуют требованиям
административно-правовых норм, нарушают
их. К таким относятся
Под событиями понимаются явления, не зависящие от воли человека (смерть, стихийное бедствие).
ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.
Основные и неосновные административные правоотношения.
Административно-правовые отношения классифицируются по многим критериям.
Первоначально выделяются две группы административных правоотношений:
а)
отношения, непосредственно выражающие
основную формулу управляющего воздействия
(субъект-объект), в которой отчетливо
проявляется властная природа государственно-
б)
отношения, складывающиеся за рамками
непосредственно управляющего воздействия
на тот или иной объект, но органически
связанные с его
Первые
из названных выражают сущность управления,
вторые связаны с этой сущностью,
но прямо ее не выражают. К первым
можно отнести отношения между
вышестоящими и нижестоящими звеньями
механизма исполнительной власти, между
должностными лицами-руководителями и
подчиненными им по службе работниками
административно-
Информация о работе Понятие, виды и особенности административно-правовых отношений