Понятие, виды и особенности административно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:00, реферат

Краткое описание

Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего, следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России.

Вложенные файлы: 1 файл

Админ.право.docx

— 32.19 Кб (Скачать файл)

    8). Административно-правовые отношения  «не закрыты» для кого-либо  из возможных участников правовых  отношений вообще. Наличие правомочий, представляемых административно-правовой  нормой, либо возложение ею же  определенных обязанностей —  единственное условие, при соблюдении  которого каждый, кто функционирует  в сфере государственного управления  или же заинтересован в ее  нормальном функционировании, может  быть инициатором их возникновения  либо прекращения. Это означает, что административно-правовые отношения  могут возникать по инициативе  любой из сторон: исполнительных  органов и их должностных лиц,  государственных коллективов, граждан  и т.п.

    Особенностью  же их является то, что возникать  они могут, в отличие, например, от гражданско-правовых отношений, вопреки  желанию или согласию второй стороны.

    9).Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Например, гражданин не согласен с действиями в его адрес со стороны исполнительного органа (должностного лица). Он, их оспаривает в установленном порядке (например, обжалует). Для разрешения различного рода административно-правовых споров установлен, как правило, административный, т.е. внесудебный, порядок, суть которого заключается в том, что полномочный исполнительный орган (должностное лицо) рассматривает спор и в пределах своих полномочий принимает одностороннее юридически-властное решение по данному спору

    10).Если  для гражданско-правовых отношений  характерна ответственность одной  стороны перед другой, то для  административно-правовых отношений  установлен иной порядок. Нарушение  одной из сторон такого правоотношения  требований административно-правовой  нормы не влечет ответственности  одной стороны перед другой. Нарушение  требований административно-правовой  нормы квалифицируется как действие, направленное против публично-правового  интереса. Соответственно ответственность  наступает перед государством  в лице полномочного исполнительного  органа (должностного лица), который  самостоятельно и в одностороннем  порядке воздействует на виновную  сторону (будь то физическое  или юридическое лицо), применяя  установленные меры административной  или дисциплинарной ответственности.

    Следует обратить внимание на тот факт, что  КоАП предусматривает, что только судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора одновременно с наложением административного взыскания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением. В подобных случаях наступает ответственность одной стороны перед другой в рамках административных правоотношений.

    В случаях, когда вопрос о возмещении имущественного ущерба по делам об административных правонарушениях  рассматривается иными уполномоченными  на это органами (должностными лицами), такое возмещение разрешается в  исковом порядке.  

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного  права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами  административного права. Это такие  управленческие отношения как:

    а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются  задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

    б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

    в) управленческие отношения, возникающие  с участием субъектов местного самоуправления;

    г) отдельные управленческие отношения  организационного характера, возникающие  в сфере “ внутренней ” жизни  общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.

    Управление  существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько  тесно связана с особым видом  управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и  предварительное расследование - уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные  с финансовыми, - финансовое право. Поэтому необходимо в определении предмета административного права внести следующее уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Российской Федерации.


Информация о работе Понятие, виды и особенности административно-правовых отношений